Поиск Живой Веры процесс непростой и зачастую мучительный
Нередко во время споров о вере и науке сторонники утверждения Михаила Ломоносова, что «вера и наука суть две сестры», приводят список выдающихся учёных, которые были верующими людьми, на что их оппоненты приводят не менее внушительный список
Но если учёные, в силу логического построения своего ума, приходят к вере в Бога путём умозаключений, то каким образом к ней приходят люди простые, от науки далёкие? Как прийти к вере? Причём не к вере обрядовой, когда человек может зайти в храм, поставить свечу в надежде получить помощи от Бога, и на этом его Богообщение, опыт жизни иного мира заканчивается и он возвращается к прежней жизни, ничуть не изменившись. Как прийти к Вере Живой? Нужно сказать откровенно, что прийти к такой вере очень трудно, потому что человеку для этого нужно «переступить себя» преодолеть страхи и сомнения, укоренившиеся привычки.
Первое. В жизни у всякого человека есть мера откровенности. Даже очень близкому человеку он не всегда может открыться, опасаясь насмешки, простого непонимания или просто боясь быть неуслышанным
Второе это доверие. Человек привык осознавать, что доверяться
Но требуемая тишина и некоторая отрешенность от мира ещё не гарантируют начало Богопознания. В качестве примера можно вспомнить Робинзона Крузо, да и наши современные одинокие, всеми забытые старики, уединившись в своих квартирах, в большинстве случаев молитве предпочитают просмотр телепередач. Мало того, человек, начинающий приобщаться к вере, одно из требований которой жизнь по заповедям, в этой тишине, оставаясь наедине с самим собой, начинает ощущать мерзкий осадок от всех дел, которые натворил в жизни. Это испытание одиночеством одно из самых тяжких, выдержать которое под силу не всякому. И когда у человека нет Живой Веры, нет потребности избавиться от греховной тяжести на таинстве исповеди, то попытки заглушить одиночество развлечениями, новым витком суеты и многозаботливости нередки. Потому что неисповеданные грехи, пусть даже осознанные, как отрубленные головы Змея Горыныча, вновь вырастают в памяти и жгут обострённую совесть.
Вот поэтому так опасен и труден путь познания Живого Бога. Труден он и потому, что на пути Богопознания человеку, в отличие от учёных, которые проводят опыты над бессловесной и послушной материей, приходится ставить эксперименты над собой. Но опасен этот путь лишь тогда, когда человек пытается его преодолеть в одиночку, и именно поэтому очень часто Церковь сравнивают с кораблём спасения, на борт которого поднимаются люди, измученные одиночным плаванием в мире, сотрясаемом житейскими бурями.
В утешение можно сказать, что познание Бога доступно всем. Так как каждому на своём месте, по своим возможностям доступно познание Живой Веры, потому что знание своих возможностей и использование их это уже признание своего назначения в этом мире и Промысла Божьего по отношению к самому себе. Главное, не останавливаться и свои возможности с Божьей Помощью развивать, как развивают их спортсмены, стремясь к наивысшим достижениям. Опасно лишь, когда «верующие в душе» люди считают себя уже достигнувшими Живого Бога и уподобляются человеку, который вяло машет руками на утренней зарядке и при этом мнит себя великим спортсменом.
Священник Валериан ДАВЫДОВ