Новосибирск 10.3 °C

Андрей Ксензов: «Нужно не шуметь, а предметно заниматься!»

11.10.2007 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

Никогда бы не подумала, что в рейтинге самых насущных городских проблем у новосибирцев который год на первом месте стоят дорожные «пробки», а на втором — проблемы с общественным транспортом! Но в словах Андрея Евгеньевича Ксензова, начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска, который рассказал об этом на встрече с редакцией «Вечернего Новосибирска», — ни капли не сомневаюсь. Что еще может больше значить, чем то, с чем сталкиваются каждую минуту сотни тысяч горожан? Начальника департамента вполне можно назвать главным регулировщиком всего городского транспортного движения. А это значит, что ему и отвечать за все самые сложные дорожные вопросы.

Существуют ли какие-то организационные программы, не требующие огромных денежных вложений, но способные изменить ситуацию на наших дорогах?

— Сегодня легко купить машину. Пришел с паспортом, оформил кредит и езди. В Новосибирске на 1000 человек приходится 263 машины, то есть всего зарегистрировано 375 тысяч транспортных средств — это официальные данные ГАИ. А придем мы, как показывает мировая статистика, к 500 автомобилям на 1000 человек.

Например, в Москве сейчас это соотношение составляет более 450 автомобилей на 1000 москвичей. Честно говоря, посмотрев информационную программу одного из центральных каналов, был просто шокирован сюжетом, когда люди уже начинают покупать оружие для проезда по московским улицам, открывают стрельбу в борьбе за место на парковке!

Поэтому сейчас нужно срочно решать две главные проблемы. Это — «пробки» и безопасность на дорогах. В этом году мы пригласили проектировщиков и специалистов, профессионально занимающихся организацией транспортного движения, и предложили решить эти проблемы в Новосибирске. В результате разработана комплексная программа безопасности дорожного движения на три года. Примерный план ликвидации «пробок» и поддержание безопасности на дорогах будет стоить городу около 326 миллионов рублей. Эта программа обсуждалась на президиуме и была принята на сессии Совета депутатов города в первом чтении.

Прежде всего, мы планируем модернизировать автоматическую систему управления дорожным движением. Около 100 перекрестков в Новосибирске работают в жестком режиме «зеленой волны». Они сегодня плохо поддаются регулировке, а программа позволит перевести в более гибкий режим работу светофоров, чтобы ими можно было управлять с одного пульта. К тому же к системе смогут подключаться работники ГАИ в случае возникновения аварийных ситуаций.

Строительством островков безопасности и ограждений, введением зон спокойного движения мы попытаемся снизить аварийность в Новосибирске на 25% (сейчас в Новосибирске гибнет в среднем 150–155 человек). Предварительная эффективность этих вложений — 72 миллиона рублей. Но, конечно, только этими мерами проблему не решить.

Необходимо строить дороги, и много строить. Мы все понимаем, что наконец-то государство приняло решение о выделении целевых средств крупным городам (сейчас принято решение и по областным центрам), и это не политическая акция перед выборами. Подготовлена долгосрочная программа, и на следующий год тоже будут выделяться федеральные средства на дорожное строительство.

Растут и местные бюджетные ассигнования. Так, на следующий год из бюджета города планируется выделить на 700 миллионов рублей больше, это серьезные объемы финансирования. Запланировано начало строительства улицы Объединения и строительство Волочаевской улицы — это два проблемных участка.

На следующий год собираемся строить несколько транспортных развязок. Прежде всего, строительство на Южной площади, где сходятся четыре дороги — Большевистская, Красный проспект, Фабричная, Каменская магистраль. Ну и, конечно, транспортная развязка около разъезда Иня. Здесь предусмотрена реконструкция старого моста через Иню и строительство самой развязки.

Ведется проектирование еще нескольких развязок. Одна — по улице Немировича-Данченко и Троллейной, вторая — в створе улицы Горького. Третья — через Ипподромскую улицу и выход на улицу Лескова, Бориса Богаткова и улицу Никитина, что позволит выезжать транспорту из центра города в Октябрьский район не только по улице Военной, но и через улицы-дублеры. Кстати, это все — многоуровневые развязки.

По новому генеральному плану в среднесрочной перспективе нужно построить и реконструировать 476 километров дорог, 150 развязок (в том числе в разных уровнях). По самому минимуму нужно построить не меньше двух мостовых переходов. В створе оловозавода на левом берегу и рядом с железнодорожным мостом в центре. Конечно, возведение мостовых переходов зависит от развития экономики, от материальных и денежных ресурсов.

Реализация нового генплана поможет решить основные задачи дорожно-транспортной отрасли. У нас нет транспортных колец, как в Москве, но есть связи между микрорайонами и райо-нами города, которые должны быть продублированы. Если этого не будет, то мы никогда не сможем угнаться за ростом автомобилизации.

— Какие дороги или транспортные развязки в Новосибирске наиболее опасны?

— Это прежде всего — крупные магистрали с интенсивным движением транспорта. Статистика говорит, что сегодня в Новосибирске 117 мест (было 187), где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. Есть снижение числа очагов аварийности, но незначительное. А вообще, место концентрации ДТП — это место, где произошло три и более зарегистрированных ДТП.

Как с этим бороться? Ежегодно отрабатываем план безопасности дорожного движения. Для ликвидации очагов аварийности вкладываем определенные средства. Но надо помнить, что каждое такое место имеет свою цену. Где-то можно поставить ограждение или только дорожный знак. Но где-то нужно перекраивать перекресток или делать дорожную развязку!

В виде эксперимента планируем внедрить на некоторых перекрестках систему видеонаблюдения. Причем не только за машинами, но и за пешеходами. Судите сами: в Европе из 1000 аварийных ситуаций на долю ДТП с пешеходами приходится всего лишь 7–19%. В Америке около 2%. А у нас в России — 44%. Та же цифра в Новосибирске.

В этом году нашли дополнительные средства на освещение города до трех часов ночи. Приняли специальное решение. Сотрудники ГАИ прогнозируют уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий в темное время суток. Но, поверьте, этого не произойдет. Иногда даже технические средства не решают проблем очагов аварийности. Нужно прививать культуру вождения и поведения на дороге.

Например, в Кемерове на переходах пропускают пешеходов — прежде всего потому, что водителей приучили их пропускать! А в Новосибирске, кроме пешеходного перехода напротив Центрального банка, нигде пешеходов не пропускают, по крайней мере, я нигде не видел! Значит, надо рассказывать, показывать, приучать…

Нужно приучать соблюдать правила дорожного движения не только водителей, но и пешеходов. Вот простой пример. Сегодня ехал к вам на встречу. Возле магазина «Гигант» стоит бетонное ограждение. Идет женщина в юбке до пола, с двумя огромными сумками и лезет через это бетонное ограждение! У меня, у мужчины, не хватило бы смелости, а вот ей надо именно здесь! Нужно учить людей поведению на дороге, детей приучать и прививать мысль, что город — это одна семья.

— Перспективы развития общественного транспорта в Новосибирске. Какое у нас соотношение между муниципальными и частными перевозчиками?

— В прошлом году в Екатеринбурге проходил федеральный семинар, на котором обсуждались две главные темы: приоритет общественного транспорта и безопасность дорожного движения. В каждом городе эти проблемы решаются по-разному. Где-то выделяются полосы для движения пассажирского транспорта. И думаю, что мы в Новосибирске тоже к этому придем. К выделению на некоторых улицах, не везде, приоритетных полос для движения общественного транспорта.

Думаю, что и на некоторых перекрестках внедрим систему приоритета проезда общественного транспорта, как это сделано во многих городах России, а эксперимент в Новосибирске проведем уже в 2008--2009 году.

В чем здесь суть? Проезжает троллейбус или автобус (по радиосигналу или по специальной планке), срабатывает сигнал, появляется зеленый свет для проезда общественного транспорта. Специалисты Праги, которые разрабатывали эту систему семь лет, сейчас ее внедряют.

Если говорить о частном и муниципальном транспорте Новосибирска, то на сегодня соотношение объема пассажирских перевозок составляет 50 на 50. Сравнивать количество машин нельзя, так, как частные перевозчики используют много «газелей», а они перевозят намного меньше пассажиров. Только в самые последние годы частники заменили (по инициативе мэрии, и многие помнят, сколько было возмущений) маленькие «пазики» на большие автобусы. Число людей, перевозимых пассажирским транспортом, с каждым днем растет. В 2006 году объем перевозок общественным транспортом вырос на 9% по сравнению с 2005 годом. В этом году цифра будет явно выше.

— Цветы в корзинках на улицах придумали у нас или где-то подсмотрели?

— В Москве подсмотрели. Но хотим пойти дальше, ставить что-то вроде этажерок, тумбочек, вертикальных композиций, в том числе на транспортных развязках.

Если говорить в целом о благоустройстве города, в которое входят затраты на озеленение, освещение, поддержание чистоты и порядка, то в следующем году на эти цели запланировано более миллиарда рублей.

В прошлый зимний сезон мы внедрили новую подсветку елей на центральной площади и в этом году продолжим эту работу. Надеемся, что в ближайшие годы подсветка появится у всех основных зданий города, не только у оперного театра, как сейчас. В темные осенние, зимние дни это даст возможность людям увидеть красоту нашего города.

Много средств планируется вложить в обустройство скверов и парков. Будет полностью реконструирована Березовая роща. Очень изменятся бульвар Победы (на Юго-западном жилмассиве), сад Дзержинского, верхняя зона улицы Учительской, сквер Кировчан (в Кировском районе), сквер на Башне (люди его в свое время отстояли и обихаживают), сквер Гагарина, сквер имени Калинина (в Дзержинском районе) и многие другие…

Нас много критиковали за то, что много рубим. Но если с начала года вырублено под различные нужды (строительные, инженерные коммуникации) около 2 тысяч деревьев, то уже на сегодняшний день за этот период посажено более 8 тысяч! Соотношение 1 к 4. Причем сажаем мы не тоненькие саженцы. Высаживаем и большие деревья.

В нашем городе приобретены три машины для посадки крупномерных деревьев (с комом земли до 1 метра 80 сантиметров). Огромные ели около зоопарка посадили именно с помощью этих машин. Одну машину, способную сажать дерево с комом земли до одного метра восьмидесяти сантиметров, приобрел частный предприниматель (всего в России таких машин пять или шесть).

Продолжаем закупать машины для пнедробления. Поверьте, была такая проблема в Новосибирске! Пока дерево росло, вокруг него уложили подземные коммуникации — водопровод, кабель. Дерево умерло, что делать с пнем? Экскаватором нельзя, повредим коммуникации. Вот приходится с помощью специальной машины дробить пни.

Нужно понимать, что программа озеленения включает в себя не только разбивку клумб и посадку цветов, но и выращивание деревьев и кустарников различных пород. Например, крупномерные саженцы растут по 8–10 лет. На базе МУ «Горзеленхоз» есть специальный питомник с яслями, где растет молодняк. Сейчас в яслях около 150 тысяч деревьев. Это незаметная работа, но очень важная для отрасли, для озеленения города. Всего в этой сфере работает около 1000–1200 человек. Это серьезное предприятие.

— Есть ли польза от общественных слушаний?

— Нечего лукавить, не всегда. Есть люди, которые задались целью добиться конфликта с властью. Одно скажу, такие документы, как схема застройки, занятости, озеленения, транспортная схема города, составляются специалистами. Делают их на основании законов и нормативов. Оценивать их можно по-разному, но непрофессионал сделать такую работу вообще не может. Нужно не шуметь, а предметно заниматься!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: