Подранки нашего времени

Наше общество очень враждебно относится к своим маленьким гражданам. Многие из них не выдерживают слишком долгого, почти постоянного, враждебного прессинга. У детей появляются депрессии. И чтобы спастись от неласковой действительности, подростки уходят в туман наркотического и алкогольного дурмана. Вытаскивать их оттуда очень сложно.

 «Счастье - это когда тебя понимают» - очень точно определил персонаж всем известного фильма советских времен «Доживем до понедельника». А если НЕ понимают? И даже более того - заранее считается, что ты неудачник и дурак. Это внушается так долго, что у тебя опускаются руки, и сам начинаешь верить: наверное, это так и есть. Зачем тогда предпринимать немыслимые усилия, чтобы доказать обратное?

«Детей у нас не любят...»

 Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что все вышесказанное касается детей спецшкол или двух-трех самых отпетых подростков какого-нибудь класса коррекции. Речь идет о большинстве детей и подростков в нынешнем российском обществе. Психолог, исполняющий обязанности директора центра социально-психологической адаптации подростков и молодежи «Пеликан» при администрации Кировского района Татьяна СТУКАЧЕВА говорит о том, что наше общество очень враждебно относится к своим маленьким гражданам. Многие из них не выдерживают слишком долгого, почти постоянного, враждебного прессинга. У детей появляются депрессии. И чтобы спастись от неласковой действительности, подростки уходят в туман наркотического и алкогольного дурмана.

Вытаскивать их оттуда очень сложно: надлом уже произошел. И человек, даже вырвавшись из трясины, может всю жизнь жить с этой душевной раной. Значит, начинать нужно гораздо раньше - лет в пять-семь. Именно в этом возрасте проявляется дезадаптация у детей, живущих в неблагополучной обстановке. Если говорить проще, таким термином психологи называют усиление тревожности, которая грозит срывами. Почему она появляется? От недостатка любви к маленькому человеку сначала со стороны самых близких людей - родителей. Малыш не чувствует себя защищенным и любимым. Скорее наоборот, он - обуза. И это ощущение - величайший стресс. Как утверждает Татьяна Стукачева, за рубежом после многочисленных исследований пришли к выводу, что, желанен он или нет, ребенок чувствует еще в утробе матери. И это ощущение на подсознательном уровне проносит через всю жизнь.

Безусловно, речь не идет о потакании ребенку во всем. Он должен научиться уважать окружающих людей. Но он так же точно должен знать, что ему всегда рады и его любят.

К сожалению, во многих семьях мы наблюдаем противоположную картину.

- Если пяти-семилетнего малыша не научить интересным играм, не приучить к спортивным занятиям, которыми бы он занимался увлеченно, получая радость, - считает психолог, - тогда после десяти лет у ребенка исчезнет мотивация к учебе. А к 13 годам, чтобы заполнить пустоту, бесцельное времяпрепровождение, такие дети идут на улицу. А там известно, что их ждут не интеллектуальные разговоры, а алкоголь, наркотики и, как следствие, - правонарушения.

Современная дошкольная и особенно школьная системы построены таким образом, что только усугубляют ситуацию. Когда три года назад центр открывался, он действительно задумывался как учреждение для оказания помощи лишь подросткам и молодым людям более старшего возраста. Но вместе с ними, совершенно неожиданно для сотрудников, стали приходить мамы, ведя за руку пяти-семилетних детишек. Разумеется, им не могли отказать в помощи. Плоды их совместного труда теперь уже видны. Ребятишки уверенно чувствуют себя в коллективе и знают, что они - хорошие, успешные дети. Но даже этим малышкам трудно в сегодняшней школе с ее жесткими требованиями и большой нагрузкой.

Центр работает со школьниками Затулинки, с подростками из техникумов Кировки и Первомайки, сотрудничает с педагогическим персоналом некоторых учебных заведений. И, конечно, в связи с этим накоплен большой опыт и сделаны определенные выводы, причем выводы нелицеприятные. К сожалению, в школах немало учителей, которым просто нельзя учить детей. Дело в том, что свои комплексы, связанные с неудавшейся карьерой, низкой зарплатой они вымещают на учениках. А школьные психологические службы, как правило, являются «карманными» и защищают не детей, а систему. Кстати, в цивилизованных странах психологические ассоциации независимы.

Без прав - значит, раб?!

 - Наши дети совершенно бесправны, - считает Татьяна Стукачева. - И это обстоятельство очень тяжело ими переживается. По последним данным московских психологов, 38 процентов детей подвергаются насилию, оскорблениям именно в стенах школы! А когда ребенку плохо, неуютно, страшно, блокируются все мыслительные процессы.

Интересно, что самые негуманные и даже жестокие по отношению к детям учебные заведения - это, как показывает жизнь, гимназии. По крайней мере, именно из гимназий приходят дети с самым высоким уровнем тревожности и тяжелой депрессией. Впрочем, это совсем не удивительно: рабочий день девятиклассников составляет около 15 часов. Не верите? 11-12 уроков в день - обязательные плюс дополнительные, но тоже обязательные. Плюс домашнее задание. Успеваемость в гимназиях тоже довольно низкая. Например, в гимназии N 7 среди пяти девятых классов наберется в общей сложности не более 30-ти хорошистов (не отличников!). А это лишь 20 процентов. Остальные что же - дураки? А может, такими их делает гимназическая система?

- Страшно то, что дети совершенно покорно признают: «я - дурак», - вздыхает психолог, - хорошо еще, что сейчас пошла на спад тенденция создания классов коррекции, о которых и сами дети, и учителя говорят - «дебилы». Нельзя на человека, а особенно на человека маленького, вешать ярлык! Это может исковеркать всю его жизнь!

Но работать психологам нужно, конечно же, вместе с педагогами. Там, где прислушиваются к советам и принимают новые методы обучения - игровые, там и результат не замедлит сказаться. Например, года два с половиной назад психологи пришли в класс, где были серьезные проблемы: дети относились друг к другу очень агрессивно. Сейчас все совсем по-другому. Но так бывает тогда, когда и учитель стремится к сотрудничеству с психологами.

Но вот пример другой - прямо противоположного толка. Учитель спровоцировал травлю (иначе и сказать нельзя) первоклассника(!). На приеме у психолога бедный ребенок, сильно заикаясь, рассказывал, что его не любит учительница. Сама учительница же не шла на контакт, и специалисту приходилось работать только с мальчиком. Через полгода наступило улучшение. По крайней мере, ребенок, отвечая на уроках, стал гораздо меньше заикаться, успокоился.

- А потом я его встретила на лавочке в парке, - рассказывает Татьяна Стукачева. - Он не мог вымолвить ни слова - так от нервных судорог сводило его лицо! Я сама чуть не заплакала. Мы долго сидели в обнимку в кабинете, и только потом я выяснила, что учительница подвергла мальчика общественной «порке» на родительском собрании. И самое обидное: мать позволила это сделать!

Судя по тому, сколько и с какими проблемами мамы или сами подростки обращаются в центр, ситуация в школе относительно прав ребенка оставляет желать лучшего. Интересен факт: дети, которые приходят на консультации к специалисту с конкретной проблемой, потом изъявляют желание посещать тренинги «Сам себе психолог», «Узнай себя», «Этика семейной жизни». Они начинают уже сами давать «профессиональные» советы сверстникам. Но самое главное то, что у подростков появляется уверенность в себе, своих силах, доброжелательность. Более того, они начинают смотреть на мир с юмором. А это так важно в нашей полосатой, сложной и прекрасной жизни.

Поделиться:
Копировать