Так называется книга очерков, вышедшая к 50-летнему юбилею аэропорта Толмачёво
12 июля 1957 года
Ещё в 2005 году руководство аэропорта во главе с председателем совета директоров ОАО «Аэропорт Толмачёво» Александром Бородиным решило к юбилею предприятия издать о нём книгу. За помощью обратились к новосибирским
В результате появилась шикарно изданная книга с огромным количеством фотографий. Кстати, в подарочной коробке она оказалась не первая и не последняя. Вначале была издана своеобразная
Чтобы выведать «тайны» Толмачёвского аэропорта, мы решили побеседовать с авторами новой книги.
Как так получилось, что вы взялись за столь необычную для вас тему?
Михаил Шиловский:
Руководству аэропорта нас порекомендовал управляющий делами Сибирского отделения РАН Дмитрий Верховод раньше он был одним из руководителей авиакомпании «Сибирь». Действительно, тема для нас была новой,
Но у нас было огромное желание пробить брешь в представлении, будто бы в Новосибирске не о чем писать. Якобы город неинтересный, скучный, раз не было губернаторов и архиереев, да и революционная история слабенькая. Наш сборник очерков это своеобразный прорыв, новация. Это первая книга про аэропорт Толмачёво и одна из немногих, посвященных предприятиям Новосибирска. У нас, в отличие от других цивилизованных городов, не любят свою историю.
Был и чисто личностный момент. Я после окончания университета проходил срочную службу в Толмачёво.
Денис Шиловский:
Книга получилась, с одной стороны, историческая, с другой вполне читаемая всеми, кто интересуется историей. Это не занудное перечисление, сколько раз взлетели и приземлились, не в стиле аллилуйщины от достижения к достижению. Мы попытались раскрыть «кухню» предприятия: как оно работает, какие у него проблемы.
Трудно было работать над книгой?
М. Ш.: Первая проблема: для того, чтобы написать историю, нужны архивы. Поехал в Государственный архив Новосибирской области, там нет фонда аэропорта Толмачёво, есть только фонд
Вторая проблема: от какого события начинать историю? Толмачёвский аэродром создали формально в 1955 году как запасной к нашему городскому (Северному). 25 апреля 1941 года впервые в истории авиации упоминается село Толмачёво Новосибирского сельского района (станция Обь Томской железной дороги), где силами заключённых начали строительство крупного военного аэродрома. Раньше на этом месте было болото, где стреляли уток
Во время Великой Отечественной войны через аэродромы Толмачёвский и городской перегоняли из США самолёты, полученные
Сложно было написать эту книгу а это почти что докторская диссертация, и за такой короткий срок два года.
По какому принципу строилась структура книги?
Д. Ш.: По хронологии. Помимо введения и заключения в книге пять глав. Мы начали с «Предыстории»: от Икара и до 1955 года. Рассмотрели дореволюционный период: когда появились в Новониколаевске первый самолёт, первый аэродром, когда начались первые рейсы с пассажирами на борту. Вторая глава «Объект N 380. Строительство и обустройство аэродромного комплекса.
Вы общались с первыми лётчиками?
М. Ш.: Первых лётчиков уже нет: ни Помелова, ни Героев Соцтруда. Хотя с некоторыми ветеранами аэропорта мы встречались, фотографии собирали. Многие командиры экипажей, вторые пилоты, штурманы раньше работали в авиаотряде городского аэропорта. Много пришло из военной авиации.
Начальствующий состав Фото из книги |
Наш первый реактивный лайнер
М. Ш.: Мы много чего интересного нашли. Для меня была проблема понять алгоритм работы советского предприятия: как, на чём, благодаря чему создали на пустом месте современнейший аэропорт?
Работа предприятия это рутинная работа: взлёты, посадки Но значительно больше, в отличие от других видов транспорта, в авиации отслеживают лётные происшествия.
Надо сказать, что наш аэропорт Толмачёво счастливый: на его территории не было ни одной крупной катастрофы, ни один самолёт там не разбился. Эта положительная особенность проходит через всю его историю. Видно, место для аэропорта выбрали очень удачное.
Неужели
М. Ш.: По сводкам происшествия происходили регулярно. Об этом мы писали в каждой главе. То двери откроются и выпустится тормозной парашют, то двигатель откажет
Первое из установленных нами по архивным источникам авиапроисшествий датируется 17 ноября 1958 года, когда
Д. Ш.: 1 марта 1980 года при посадке в аэропорту Оренбурга в нормальных метеорологических условиях экипаж
Страшная трагедия произошла в Омске
М. Ш.: Кстати, вокруг этого дела складывался свой фольклор. Существуют рассказы, как пэвэошники чуть не сбили наш самолёт, который летел с отключенной сигнализацией
Изучив все документы, вы можете спрогнозировать перспективы развития аэропорта Толмачёво на ближайшее будущее?
Я бы сказал, что открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачёво« знает, куда ему двигаться в будущем. У него прекрасные перспективы для дальнейшего развития. Значительное событие в его истории произошло 25 июня 2005 года: совершая чартерный кроссполярный (через Северный полюс) рейс
В настоящее время ОАО уверенно сохраняет роль центра распределения пассажирских и грузовых перевозок в Западной Сибири. Аэропорт связан воздушными линиями с восемьюдесятью городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Еженедельно здесь обслуживаются около двухсот только регулярных рейсов. В конце августа в аэропорту был зарегистрирован миллионный пассажир, к концу года будет миллиона полтора. В течение последних пяти лет в Толмачёве наблюдается устойчивый рост величины пассажиропотока в среднем
Аэропорт имеет современную техническую базу: взлётную полосу, на которой можно осуществить до восемнадцати
В перспективе в Толмачёве предполагается строительство нового, отвечающего международным стандартам качества аэровокзального комплекса международных воздушных линий. Наряду с пассажирским хотят построить и грузовой терминал. Толмачёво располагается на пересечении трансконтинентальных воздушных путей, поэтому его будущее видится в создании там крупного грузового узла. Так что у аэропорта не только славное прошлое, но и захватывающие дух перспективы.