«Воздушный причал Сибири»

12 июля 1957 года со взлётно-посадочнойполосы поднялся в воздух самолет Ту-104 и взялкурс на Москву. Эта дата официально считается днём рождения Толмачево.

Так называется книга очерков, вышедшая к 50-летнему юбилею аэропорта Толмачёво

12 июля 1957 года со взлётно-посадочной полосы поднялся в воздух самолет Ту-104 и взял курс на Москву. На борту находилось 50 пассажиров. С тех пор эта дата официально считается днём рождения одного из крупнейших «воздушных причалов» Сибири.

Ещё в 2005 году руководство аэропорта во главе с председателем совета директоров ОАО «Аэропорт Толмачёво» Александром Бородиным решило к юбилею предприятия издать о нём книгу. За помощью обратились к новосибирским учёным-историкам — Михаилу Викторовичу Шиловскому, доктору исторических наук, профессору, завкафедрой истории России Новосибирского государственного университета, и Денису Михайловичу Шиловскому, кандидату исторических наук, доценту Новосибирской государственной академии экономики и управления.

В результате появилась шикарно изданная книга с огромным количеством фотографий. Кстати, в подарочной коробке она оказалась не первая и не последняя. Вначале была издана своеобразная книга-мозаика, состоящая из очерков-воспоминаний, из подборок газетных статей к 10-летию образования ОАО «Аэропорт Толмачёво», — «На рубеже веков». Третьей по счёту будет книга-отчёт о деятельности Толмачёвского аэропорта за прошлый год. Все они одного цвета и формата.

Чтобы выведать «тайны» Толмачёвского аэропорта, мы решили побеседовать с авторами новой книги.

— Как так получилось, что вы взялись за столь необычную для вас тему?

Михаил Шиловский:

— Руководству аэропорта нас порекомендовал управляющий делами Сибирского отделения РАН Дмитрий Верховод — раньше он был одним из руководителей авиакомпании «Сибирь». Действительно, тема для нас была новой, мы как историки-профессионалы занимались дореволюционной историей. Мы оба — «капиталисты». Денис изучал историю губернской полиции, я — сибирское областничество.

Но у нас было огромное желание пробить брешь в представлении, будто бы в Новосибирске не о чем писать. Якобы город неинтересный, скучный, раз не было губернаторов и архиереев, да и революционная история слабенькая. Наш сборник очерков — это своеобразный прорыв, новация. Это первая книга про аэропорт Толмачёво и одна из немногих, посвященных предприятиям Новосибирска. У нас, в отличие от других цивилизованных городов, не любят свою историю.

Был и чисто личностный момент. Я после окончания университета проходил срочную службу в Толмачёво.

Денис Шиловский:

— Книга получилась, с одной стороны, историческая, с другой — вполне читаемая всеми, кто интересуется историей. Это не занудное перечисление, сколько раз взлетели и приземлились, не в стиле аллилуйщины от достижения к достижению. Мы попытались раскрыть «кухню» предприятия: как оно работает, какие у него проблемы.

— Трудно было работать над книгой?

М. Ш.: Первая проблема: для того, чтобы написать историю, нужны архивы. Поехал в Государственный архив Новосибирской области, там нет фонда аэропорта Толмачёво, есть только фонд Западно-Сибирского Управления гражданской авиации. Где искать? Только по газетам — мало. Поэтому мы с удивлением узнали, что они свой ведомственный архив никуда не сдавали, он находится на их территории — больше сорока тысяч единиц хранения. Сами толмачёвцы ходили возле этого маленького, неприметного, как трансформаторная будка, здания и не подозревали, что там столько информации.

Вторая проблема: от какого события начинать историю? Толмачёвский аэродром создали формально в 1955 году как запасной к нашему городскому (Северному). 25 апреля 1941 года впервые в истории авиации упоминается село Толмачёво Новосибирского сельского района (станция Обь Томской железной дороги), где силами заключённых начали строительство крупного военного аэродрома. Раньше на этом месте было болото, где стреляли уток…

Во время Великой Отечественной войны через аэродромы Толмачёвский и городской перегоняли из США самолёты, полученные по ленд-лизу. Поэтому непонятно, что брать за точку отсчёта. Решили остановиться на дате 12 июля 1957 года, когда был совершён первый пассажирский рейс до Москвы на Ту-104. Тем более что толмачёвцы регулярно отмечали свои юбилеи, отсчитывая года от этой даты. У Толмачёва тогда ровным счётом еще ничего не было, только одна взлётно-посадочная полоса и несколько сараев, которые передали военные.

Сложно было написать эту книгу — а это почти что докторская диссертация, — и за такой короткий срок — два года.

— По какому принципу строилась структура книги?

Д. Ш.: По хронологии. Помимо введения и заключения в книге пять глав. Мы начали с «Предыстории»: от Икара и до 1955 года. Рассмотрели дореволюционный период: когда появились в Новониколаевске первый самолёт, первый аэродром, когда начались первые рейсы с пассажирами на борту. Вторая глава — «Объект N 380. Строительство и обустройство аэродромного комплекса. 1955–1965 гг.» — говорит сама за себя: как готовился первый полёт на реактивном самолёте, как развивалась ситуация, связанная со строительством, какие были проблемы. Дальше мы рассматривали развитие аэропорта по десятилетиям. В пятой главе рассказывается о периоде с 1991 по 2007 год: как бывший Толмачёвский авиаотряд разделили на три самостоятельных авиапредприятия — акционерное общество «Аэропорт Толмачёво», саму авиакомпанию и ремонтную авиабазу.

— Вы общались с первыми лётчиками?

М. Ш.: Первых лётчиков уже нет: ни Помелова, ни Героев Соцтруда. Хотя с некоторыми ветеранами аэропорта мы встречались, фотографии собирали. Многие командиры экипажей, вторые пилоты, штурманы раньше работали в авиаотряде городского аэропорта. Много пришло из военной авиации.

Начальствующий состав 204-го летного отряда. Слева направо: бортрадист Н. Д. Филимонов, штурман В. Симбирцев, бортмеханик Н. Л. Герасимов, КВС А. А. Шишкин, бортмеханик Гальченко
Фото из книги

Наш первый реактивный лайнер Ту-104 был сделан на базе стратегического бомбардировщика Ту-16, который иногда показывают в фильмах. До сих пор они на вооружении стоят, хотя гражданский аналог уже не летает. Когда создавали Толмачёвский аэропорт, началось хрущёвское сокращение армии. Много лётчиков, окончивших училище, оказалось без работы. Их стали брать сюда. Они одновременно как бы считались резервом на экипажи бомбардировщиков в случае каких-то обстоятельств, поэтому часто проходили переподготовку.

Какие-то интересные сведения «откопали»?

М. Ш.: Мы много чего интересного нашли. Для меня была проблема — понять алгоритм работы советского предприятия: как, на чём, благодаря чему создали на пустом месте современнейший аэропорт?

Работа предприятия — это рутинная работа: взлёты, посадки… Но значительно больше, в отличие от других видов транспорта, в авиации отслеживают лётные происшествия.

Надо сказать, что наш аэропорт Толмачёво счастливый: на его территории не было ни одной крупной катастрофы, ни один самолёт там не разбился. Эта положительная особенность проходит через всю его историю. Видно, место для аэропорта выбрали очень удачное.

— Неужели за всю 50-летнюю историю аэропорта с самолётами не происходило никаких лётных происшествий?

М. Ш.: По сводкам происшествия происходили регулярно. Об этом мы писали в каждой главе. То двери откроются и выпустится тормозной парашют, то двигатель откажет… Первое из установленных нами по архивным источникам авиапроисшествий датируется 17 ноября 1958 года, когда на самолёте Ту-104, возвращающемся из Хабаровска в Новосибирск, произошёл частичный выброс масла левого двигателя из-за неплотно завёрнутой пробки маслобака. Причинами происшествия могли быть и конструктивные недоработки, и плохая погода, и «человеческий фактор». Были случаи, когда бились самолёты и Новосибирского авиаотряда, но только не в нашем аэропорту.

Д. Ш.: 1 марта 1980 года при посадке в аэропорту Оренбурга в нормальных метеорологических условиях экипаж Ту-154 приземлился за четыреста метров от края взлётно-посадочной полосы. В результате самолёт развалился на две части, как в фильме «Экипаж«. К счастью, все пассажиры и лётчики остались живы. Судно ушло на боковую полосу безопасности, где слой снега был до пятидесяти сантиметров, поэтому не произошло возгорания.

Страшная трагедия произошла в Омске с Ил-18, когда кабина лётчиков не пострадала, а все пассажиры сгорели. Но очень часто экипажи проявляли чудеса выдержки и героизма, спасая и самолёты, и пассажиров.

М. Ш.: Кстати, вокруг этого дела складывался свой фольклор. Существуют рассказы, как пэвэошники чуть не сбили наш самолёт, который летел с отключенной сигнализацией «свой-чужой». Дали приказ лётчику на уничтожение, но он решил посмотреть все-таки на цель. А это наша «тушка» летит. Лётчик вмиг поседел. Вот таких историй очень много… Кстати, авиация гораздо более суеверна в отличие от железнодорожников. Целый шлейф устного народного творчества.

— Изучив все документы, вы можете спрогнозировать перспективы развития аэропорта Толмачёво на ближайшее будущее?

— Я бы сказал, что открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачёво« знает, куда ему двигаться в будущем. У него прекрасные перспективы для дальнейшего развития. Значительное событие в его истории произошло 25 июня 2005 года: совершая чартерный кроссполярный (через Северный полюс) рейс из Нью-Йорка в Сингапур, здесь произвело промежуточную посадку для дозаправки воздушное судно нового поколения «Гольфстрим-5» американской авиакомпании. Толмачёво имеет много шансов стать транзитным узлом между Северной Америкой, Юго-Восточной Азией и Ближним Востоком, то есть стать аэропортом мирового уровня.

В настоящее время ОАО уверенно сохраняет роль центра распределения пассажирских и грузовых перевозок в Западной Сибири. Аэропорт связан воздушными линиями с восемьюдесятью городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Еженедельно здесь обслуживаются около двухсот только регулярных рейсов. В конце августа в аэропорту был зарегистрирован миллионный пассажир, к концу года будет миллиона полтора. В течение последних пяти лет в Толмачёве наблюдается устойчивый рост величины пассажиропотока в среднем на семь-пятнадцать процентов в год.

Аэропорт имеет современную техническую базу: взлётную полосу, на которой можно осуществить до восемнадцати взлётов-посадок в час, перрон и 61 стоянку, пригодную для размещения и обслуживания всех эксплуатируемых типов самолётов, светосигнальную систему посадки ОВИ-1 и т. д. Существует стратегия развития аэропорта. Она рассчитана на период до 2015 года и предполагает превращение Толмачёва в мультимодальный транспортный узел. Краткосрочная цель развития аэропорта — это модернизация и реконструкция существующих площадей. Проект стоимостью 97 миллионов долларов предложил институт «Дальаэропроект». Предполагается строительство современной гостиницы на 250 мест, закрытых парковок на 300 автомобилей, перрона; аэровокзал (его площадь составит 57 тысяч квадратных метров) будет оснащён шестью телескопическими трапами. Пропускная способность аэровокзала внутренних авиалиний составит 1,8 тысячи пассажиров в час, международных авиалиний — 400 пассажиров в час. Предполагается дополнительное развитие блока прилёта, расширение вокзала международных линий, строительство крытых пешеходных переходов. Также планируется строительство автовокзала, железнодорожной платформы, торгового и бизнес-центра.

В перспективе в Толмачёве предполагается строительство нового, отвечающего международным стандартам качества аэровокзального комплекса международных воздушных линий. Наряду с пассажирским хотят построить и грузовой терминал. Толмачёво располагается на пересечении трансконтинентальных воздушных путей, поэтому его будущее видится в создании там крупного грузового узла. Так что у аэропорта не только славное прошлое, но и захватывающие дух перспективы.

Поделиться:
Копировать