Откуда страшилки взялись? Кто их придумывает? Почему они вызывают такой интерес среди школьников, особенно во время каникул в загородных лагерях?
Детские страшилки
кто же их не рассказывал в детстве друг другу? Ночью, натянув одеяло до глаз, слушать рассказы о вампирах, ведьмах и вурдалаках, об отрубленной руке и зеленых глазах, о стеклянной кукле и желтых шторах, о гробе на колесиках
Микробов не видно, но они страшные
«Мама купила девочке подушку. Девочке она понравилась: мягкая, пушистая. Но после этого девочка вдруг заболела: как будто бы из нее жизнь высасывалась. Родители позвали врачей, однако те не могли определить причину болезни.
Все же через некоторое время врачи поняли, что все дело в подушке. Подушку вскрыли, и там оказалось
Детские страшилки часть фольклора. У них нет автора, они имеют коллективную природу, широко распространены и очень востребованы: раньше их просто пересказывали друг другу, теперь же есть целые сборники страшилок (один из популярных «Книга ужасов» Григория Остера, есть уже и сайты, посвященные страшилкам.
Фото Оксаны МАМЛИНОЙ
Эти страшилки относятся к несказочной прозе, в частности, к быличкам, комментирует заведущая кафедрой филологии НГТУ, профессор филологии Людмила Журова. Былички стали записываться только в начале XX века братьями Соколовыми. Если бы они записывались ранее,
По словам Людмилы Ивановны, страшилки берут начало еще с древнерусских обрядов, когда существовали различные обереги (выносили гроб через окно, путали следы и т. д.). В этих оберегах выражалось желание человека уберечься от злой силы. Кроме того, это связано с непонятными, необъясненными явлениями, с которыми сталкивался человек Древней Руси и которые требовали объяснений, а они не находились.
Фото Оксаны МАМЛИНОЙ
Страшилки появились не просто так, соглашается преподаватель кафедры педагогики и психологии НГТУ Яна Мазуренко. Они появились для того, чтобы дети могли адаптироваться в окружающем мире. Думаю, что когда жили первобытные люди, у них были такие же аналоги: вот есть
Все люди прошли одинаковые стадии развития, соответственно мотивы, по которым строятся страшилки, будут те же, независимо от времени, продолжает рассказывать Людмила Ивановна. Они, конечно, варьируются, но есть
«Девочка шла между дворами. Вдруг к ней подъезжает черная «Волга» с буквами «ССД» (смерть советским детям). Девочка хотела убежать. Но из машины вышли три дяденьки, они схватили девочку, посадили в машину и уехали. Одна женщина все видела и позвонила в милицию. Милиция догнала «Волгу« ССД и спасла девочку».
Пришла к мальчику рука с ножом
У ребенка в детстве много страхов. Есть страхи, которые навязываются родителями, когда мама или папа хочет защитить ребенка и предостерегает его от опасности (пойдешь один на улицу тебя
т. п.). Другой тип страха полученная в детстве психологическая травма: например, ребенка укусила собака, и он с тех пор необоснованно боится всех собак. В случае со страшилками мы имеем дело, по словам Яны Мазуренко, с возрастными страхами:
Если в раннем возрасте у детей сказочное, «дедморозовское» представление о жизни, то потом они сталкиваются с окружающим миром, с реальностью. Дети узнают, к примеру, что они на самом деле смертны, что семья не сможет защитить их от всех опасностей. Такие страхи называются возрастными. Их лечить не нужно, в отличие от страхов, полученных в результате психологических травм, отражающихся на всем развитии личности. Перед началом подросткового возраста детям очень важно кучковаться, одному сидеть и придумывать страшилки неинтересно. Кроме того, в группе это делать безопаснее. Не только я боюсь, но и Вася боится, и Петя боится, и у Коли коленки дрожат. И я вместе с ними боюсь. От этого им немножко легче становится.
«К мальчику подошла на уроке рука с ножиком. Он очень удивился, а дома рассказал об этом бабушке. Бабушка дала ему нож и сказала: «Если завтра к тебе тоже подойдет эта рука, ударь ее ножом«. На следующий день на уроке к мальчику снова подошла рука с ножиком. Он ударил ее ножом.
Дома он увидел, что его мать ходит с перевязанной рукой. Она сказала, что руку поранила на работе. На следующий день мальчик взял в школу топор, и когда к нему снова подошла рука с ножиком, он начал бить по ней топором и всю ее изрубил. Когда он пришел домой, то увидел, что его мать лежит на кровати без руки. Бабушка сказала, что мать умерла».
Большинство страшилок можно классифицировать. В одних фигурирует в качестве вредителя близкий родственник (мама, мачеха, бабушка), во вторых предмет быта (шторы, розетка, подушка, пианино), в третьих мистический вредитель (красное пятно, космические глаза, красная рука), в четвертых проклятое место (кладбище, заброшенный дом, старый колодец) и другие.
Родители были до этого фигурой, заслуживающей абсолютного доверия, комментирует Яна Мазуренко. Теперь же ребенок понимает, что родители тоже могут себя
Во всем виноват Гоголь
«В одном пионерском лагере стали умирать дети. Никто не знал, отчего это происходило. Совершенно здоровых детей находили мертвыми утром. А каждую ночь в лагере появлялись красные руки, белая простыня и зеленые пальчики. Белая простыня накрывала ребенка, красные руки душили его, а зеленые пальчики щекотали до смерти. Всех детей они убили одного за другим, спасся только один маленький мальчик, спрятавшийся в шкафу.
На месте лагеря стало огромное детское кладбище, где ночью можно было увидеть три непонятные тени, бродившие вокруг детских могил».
С другой стороны, по словам Людмилы Журовой, то, что в страшилках частенько фигурируют родственники, говорит о том, что семейные отношения самые дорогие. Когда
Заколдованные места всегда вызывали большой интерес, рассказывает Людмила Журова. Вспомните Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это и «Заколдованное место», и «Майская ночь» все эти сюжеты взяты Гоголем из фольклора. Самое главное, что люди верили, что это есть и русалки, и лешие. Такие «места» появлялись, когда люди сталкивались
Кроме того, все мы знаем, что запретный плод сладок. Поэтому чем больше таких «нельзя», тем больший интерес у ребенка вызывает объект.
Запретное место это аналог смерти: вот мы умрем, и что там дальше будет? говорит Яна Мазуренко. Не знаем. А давайте придумаем. Вот появляется черный замок, где все исчезают. Здесь появляется так называемое мифическое мышление: когда
Для страшилок очень характерна цветовая символика. Красное пятно, синие ногти, зеленые ноги, черный замок, белая монашка и др.
Мое гнездо семейное, мой дом моя крепость, говорит Яна Мазуренко. А тут близкие вещи, оказывается, могут таить в себе