На ком грех Кровавого воскресенья?

Дата 22 января (9 января по старому стилю) вошла в историю России под названием Кровавое воскресенье. Трагедия Кровавого воскресенья до сих пор является одной из причин неадекватного восприятия обществом состоявшейся нынешним летом канонизации, причисления к лику святых царя Николая II. Но так ли правдивы были советские учебники истории? И что же на самом деле произошло в Петербурге 96 лет назад?

 Дата 22 января (9 января по старому стилю) вошла в историю России под названием Кровавое воскресенье. Учебники истории, по которым воспитывалось не одно поколение россиян, гласили, что народ, пришедший к царю-батюшке с поклоном, получил по его приказу в ответ свинцовые пули. Трагедия Кровавого воскресенья до сих пор является одной из причин неадекватного восприятия обществом состоявшейся нынешним летом канонизации, причисления к лику святых царя Николая II. Но так ли правдивы были советские учебники истории? И что же на самом деле произошло в Петербурге 96 лет назад? Самарская православная газета «Благовест» в декабре прошлого года поместила материалы исследований преподавателя Самарской духовной семинарии, историка священника Олега Полюнова, который воссоздал картину тех трагических январских событий на основании кропотливой работы в государственном архиве.

Итак, в январе 1905 года враждебными самодержавию силами была подготовлена грандиозная провокация. Узнав, что царь Николай II 8 января отправляется на несколько дней в Москву, лидеры социал-демократов утром накануне его отъезда явились в царскую приемную с петицией, где сообщали о предполагаемой демонстрации, и зачитали свои требования, заканчивающиеся следующими словами: «Повели и поклянись исполнить их... А не повелишь, не отзовешься на нашу просьбу - мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом». Через 13 лет в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге царю зачитают другой ультиматум, в котором умереть предлагалось уже ему...

Отменять заранее спланированную поездку не входило в планы императора, о чем и было доложено мятежникам. Вечером этого же дня царь отправился в Москву, но организаторы намеченного шествия распространили в народе слух, что Николай II готов выслушать своих подданных. Утром 9-го рабочие из разных концов города двумя крестными ходами с иконами и хоругвями двинулись к Дворцовой площади для встречи со своим Государем.

В назначенное организаторами время огромная толпа народа собралась перед Зимним дворцом. Выстроенные для порядка казаки снимали шапки перед святыми иконами. Все выглядело чинно и благолепно. Люди пели молитвы, всех переполняла радость. Ждали выхода Государя. Но время шло, и никто не появлялся. Постепенно в толпе нагнеталось напряжение и волнение. И вот, в самый пик напряженности, рассредоточенные среди народа провокаторы начали стрелять по жандармам и казакам. В ответ также прозвучали выстрелы. В толпе возникла паника и давка. В результате в общей сложности погибло 140 человек.

Современные исследователи называют драму 9-го января неудачной полицейской операцией. Во многом несчастье произошло из-за нестыковки действий армейского и жандармского начальства, не испытывавших особой симпатии друг к другу. Но что произошло, то произошло. Виноват ли в этом император Николай II? Естественно, как руководитель государства он нес ответственность за все в нем происходящее. Но то, что огонь был открыт по его приказу - преднамеренная ложь. Тем не менее, провокаторы добились своего. Приставка «кровавый» надолго присоединилась к имени Николая II. Но после драмы в подвале Ипатьевского дома, когда царственное семейство умылось мученической своей кровью, приставка эта приняла несколько иной - мистический смысл.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать