Новосибирск 12.3 °C

Не пропадёт ваш скорбный труд…

15.09.2007 00:00:00

Для тысяч первокурсников начался первый семестр в вузах, но ещё больше тех, кто не прошёл испытания вступительных экзаменов, в том числе «срезавшись» на сочинении…

Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА

Экзаменационное сочинение — школьное или на вступительных экзаменах в вуз — это больше, чем просто сочинение. Автор порой и не подозревает, какие чувства, какой отклик может найти его работа в душе преподавателя.

Казалось бы, сочинение — нет ничего проще. В школе писали его едва ли не по каждому произведению. И в вузе не пропадем, вспомним все в подробностях… Но по разным причинам не все происходит именно так. То ли волнение, то ли слабая школьная подготовка, то ли собственная безграмотность не пускают абитуриента в стены альма-матер. Может быть, хоть каким-то утешением для них будет известие, что ляпы в сочинениях существует не только для того, чтобы за них снижать оценку. Они зачастую еще пополняют архив преподавателей и используются ими в обучении прошедших таки в вуз. Так что автор заявления, что «Онегин и Татьяна встретились в Петербурге, но между ними встал супружеский долг» может даже быть горд: не пропал его скорбный труд — был озвучен, высмеян (ну а как без этого?) и взят на вооружение в борьбе с нелепостью письма. Более того, творения абитуриентов нередко становятся темой серьезных исследовательских работ, за что им — творцам — отдельное спасибо.

Преподаватель стилистики русского языка Новосибирского государственного педагогического университета Ирина Высоцкая вспоминает:

— Проверяли диктанты математического факультета. Захожу в аудиторию, а вся комиссия просто умирает со смеху. Школьник написал: «Саврасов остановился у мольберта Левитана». Вроде ничего смешного, да вот только «мольберт» был написан с большой буквы. Ребенок не знал этого слова.

По мнению Ирины Всеволодовны, несуразицы, которые появляются в сочинениях (а теперь появилась новая тенденция — ляпы в диктантах) — следствие возросшей незаинтересованности, неначитанности детей, небогатого лексикона. В какой-то степени этому способствует замещение сочинения тестированием, в котором школьнику предоставляется возможность продемонстрировать свои способности в построении текста, в организации мысли только в небольшом эссе. А значит, велик риск, что школьные преподаватели постараются снабдить ребенка минимумом необходимой информации, а не расширить его кругозор и научить мыслить образно.

— Такая система в итоге приведет к ухудшению образного мышления будущих студентов и к неспособности грамотно выразить свои мысли, — считает преподаватель стилистики.

Правда, она допускает, что немаловажную роль в появлении в текстах ляпов играет и психическое состояние ребенка: это и боязнь белого листа, и дисграфия — частичное нарушение письма (преимущественно — почерка), связанное с возрастной несформированностью или нарушением в развитии двигательных, сенсорных или речевых функций, а также с нарушением механизмов организации деятельности.

— Случается, что еще до начала экзамена вместо своей фамилии абитуриент пишет название школы или района, откуда он приехал, — делится наблюдениями Ирина Всеволодовна. — И можно только сочувствовать абитуриенту, который допускает подобные оплошности.

— Каждый текст — это стиль, — дополняет ее коллега, преподаватель русского языка НГПУ Елена Петрухина. — Когда мы проверяем работы, то даже не знаем, мальчик это или девочка. Однако с первого абзаца понимаем, будет ли дальше интересно читать текст или нет. Я согласна, что несуразности и ляпы — от неумения выразить свою мысль. Конечно, это сильно огорчает, а иногда и вызывает негодование, даже если очень смешно: ведь дети, оказываются, не знают элементарных слов. И наблюдать, как год за годом грамотность отнюдь не растет, становится все печальнее и печальнее.

Но чтобы совсем не впасть в тоску, перечитаем кое-что из того, что оставили в вузах в память о себе «зарезанные» преподавателями абитуриенты. Это не только забавно, но, как уже было сказано, поучительно…


Какая красота происходит вокруг нас…

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

«М. Ю. Лермонтов — знаменитый человек. Он много написал стихов, книжек. Он замечательно и неплохо придумывал стихи на разные темы, которые ему очень нравились, где он мог описать любые действия, которые касались бы человека или природы, а также мог рассказать об этом персонаже, который играл свою роль — то ли он хороший этот человек, то ли он плохой, то есть он рассказывает нам о этом человеке, что он мог быть трудовлюбивым, любящим или ненавидящим кавота, что происходит с этим человеком, может весь мир отвернулся от него или зделал чтонибудь плохое камута, может девушку любит.

М. Ю. Лермонтов всё рассказывает в своих стихах нам про этого человека. М. Ю. Лермонтов описывает тагже нам природу какие изменения происходят в ней, какая красота происходит вокруг нас, сколько замечательных мест, он этим самым хочет описать нам дары природы, которых мы не видем и пытается выразить всю эту красоту в стихах, чтобы мы когда открывали книжки и читали эти стихи, хоть немножко задумывались над этими строчками, как красиво и замечательно в тех местах, будь то на берегу озера или в лесу или маленькая деревушка. Он описывает и рассказывает в этих стихах всё до мелочей, каким озеро цветом, ветер в какую сторону дует, деревья которые находятся там, зверюшки, которые бегают в лесу — живут ли они там и чем занимаются они там.

М. Ю. Лермонтов описывает нам всё в таких красках жизни, которые нам хочится видеть и слышать постоянно в его стихотворениях, будь это книга, или поэзия».

В мире «мудрых мыслей»

«Русский народ, пьющий и ничего не делающий в мирное время, в войну твёрдо и непоколебимо вставал на защиту своей страны».


«Любовь бывает разная. У всех она выражается по-разному. У меня, как и у многих, есть «странная любовь«. Она выражается у меня любовью к отдельным произведениям какихта писателей, к стихам поэтов, к коллекционированью игрушек, пачек из-под сегорет — всем этим я очень сильно дорожу».


«В своей жизни я дорожу любовью к любимой девушке. Живём мы друг от друга на большом расстоянии, но это мне не мешает дорожить и восхищаться».


«Мне очень дорого творчество моего современника Распутина. Многие поэты, писатели, которых проходят в школе, умерли при разных обстоятельствах, а Распутин жив и радует своим творчеством. Первая повесть Распутина, с которой я познакомился, — это «Последний срок». Повесть тронула мою душу, и при первой возможности я купил книгу с этим произведением и очень дорожу этой книгой. Также учась в шестом классе, я стал дорожить книгой Булгакова «Мастер и Маргарита».


«Существует дружба: мужская, женская и, очень редко, дружба мужчины и женщины».

Что упало на голову…

Мир природы в лирике С. А. Есенина

«Есенин очень любил писать о мире природы. Особенно описывал закат и восход. Есенин писал о том, что видел своими глазами, выражал свои чувства от увиденного. Вот один рассказ, я не помню его названия, как Есенин проводил время в деревне.

Есенин вставал рано утром, чтобы полюбоваться восходом, посмотреть на утреннюю зорьку, прогуляться по лесу. После прогулки он со всеми выгонял коров и лошадей на пастбище, в это время женщины доили коров, кормили всех животных. Есенин уходил со своими друзьями на рыбалку, до речки идти надо было минут 10, но они доходили за 30. Этот путь лежал через лес. Может, ребята и быстро дошли бы до речки, но Есенин постоянно тормозил их и показывал своё любопытство: то увидит птичку, то зайца, то вообще лису, после увиденного его переполняли эмоции.

Однажды Есенин пошёл в лес, чтобы увидеть что-то невероятное. Он бродил по лесу около двух часов, но ничего необычного он не замечал. Начало смеркаться, и он хотел было идти домой, но понял, что заблудился. Он забрался на дерево. Вдруг он услышал какой-то шум в кустах и подошёл к кустам. Есенин сильно испугался, он не знал, что делать. Он залез на дерево и притаился. Минут так через 10 вышло какое-то животное с огненно-красными глазами. Этот взгляд вогнал в такой страх Есенина, что он зажмурил глаза. Это оказался кабан, он стал подходить к дереву, что-то вынюхивать, но ничего не нашёл. В лесу повисла тишина, но только было слышно хрюканье-рычанье кабана. Кабан начал бежать на дерево и всей своей мощью врезался в дерево. Удар был такой силы, что Есенин чуть-чуть не упал с дерева, но удержался за ветку. Что-то упало Есенину на голову, потом ещё и ещё. Есенин подумал, что это град! Но это оказались жёлуди. Кабан с дикостью накинулся на них. Есенин наблюдал за этой картиной — как кабан ел жёлуди. И не заметил, как наступил рассвет. Сразу побежал обратно в деревню рассказывать всем, какое приключение с ним произошло.

Именно после этого случая Есенин стал писать всё больше и больше о мире природы».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: