Для тысяч первокурсников начался первый семестр в вузах, но ещё больше тех, кто не прошёл испытания вступительных экзаменов, в том числе «срезавшись» на сочинении
Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА |
Экзаменационное сочинение школьное или на вступительных экзаменах в вуз это больше, чем просто сочинение. Автор порой и не подозревает, какие чувства, какой отклик может найти его работа в душе преподавателя.
Казалось бы, сочинение нет ничего проще. В школе писали его едва ли не по каждому произведению. И в вузе не пропадем, вспомним все в подробностях
Но по разным причинам не все происходит именно так. То ли волнение, то ли слабая школьная подготовка, то ли собственная безграмотность не пускают абитуриента в стены
Преподаватель стилистики русского языка Новосибирского государственного педагогического университета Ирина Высоцкая вспоминает:
Проверяли диктанты математического факультета. Захожу в аудиторию, а вся комиссия просто умирает со смеху. Школьник написал: «Саврасов остановился у мольберта Левитана». Вроде ничего смешного, да вот только «мольберт» был написан с большой буквы. Ребенок не знал этого слова.
По мнению Ирины Всеволодовны, несуразицы, которые появляются в сочинениях (а теперь появилась новая тенденция ляпы в диктантах) следствие возросшей незаинтересованности, неначитанности детей, небогатого лексикона.
Такая система в итоге приведет к ухудшению образного мышления будущих студентов и к неспособности грамотно выразить свои мысли, считает преподаватель стилистики.
Правда, она допускает, что немаловажную роль в появлении в текстах ляпов играет и психическое состояние ребенка: это и боязнь белого листа, и дисграфия частичное нарушение письма (преимущественно почерка), связанное с возрастной несформированностью или нарушением в развитии двигательных, сенсорных или речевых функций, а также с нарушением механизмов организации деятельности.
Случается, что еще до начала экзамена вместо своей фамилии абитуриент пишет название школы или района, откуда он приехал, делится наблюдениями Ирина Всеволодовна. И можно только сочувствовать абитуриенту, который допускает подобные оплошности.
Каждый текст это стиль, дополняет ее коллега, преподаватель русского языка НГПУ Елена Петрухина. Когда мы проверяем работы, то даже не знаем, мальчик это или девочка. Однако с первого абзаца понимаем, будет ли дальше интересно читать текст или нет. Я согласна, что несуразности и ляпы от неумения выразить свою мысль. Конечно, это сильно огорчает, а иногда и вызывает негодование, даже если очень смешно: ведь дети, оказываются, не знают элементарных слов. И наблюдать, как год за годом грамотность отнюдь не растет, становится все печальнее и печальнее.
Но чтобы совсем не впасть в тоску, перечитаем
Какая красота происходит вокруг нас
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
«М. Ю. Лермонтов знаменитый человек. Он много написал стихов, книжек. Он замечательно и неплохо придумывал стихи на разные темы, которые ему очень нравились, где он мог описать любые действия, которые касались бы человека или природы, а также мог рассказать об этом персонаже, который играл свою роль то ли он хороший этот человек, то ли он плохой, то есть он рассказывает нам о этом человеке, что он мог быть трудовлюбивым, любящим или ненавидящим кавота, что происходит с этим человеком, может весь мир отвернулся от него или зделал чтонибудь плохое камута, может девушку любит.
М. Ю. Лермонтов всё рассказывает в своих стихах нам про этого человека. М. Ю. Лермонтов описывает тагже нам природу какие изменения происходят в ней, какая красота происходит вокруг нас, сколько замечательных мест, он этим самым хочет описать нам дары природы, которых мы не видем и пытается выразить всю эту красоту в стихах, чтобы мы когда открывали книжки и читали эти стихи, хоть немножко задумывались над этими строчками, как красиво и замечательно в тех местах, будь то на берегу озера или в лесу или маленькая деревушка. Он описывает и рассказывает в этих стихах всё до мелочей, каким озеро цветом, ветер в какую сторону дует, деревья которые находятся там, зверюшки, которые бегают в лесу живут ли они там и чем занимаются они там.
М. Ю. Лермонтов описывает нам всё в таких красках жизни, которые нам хочится видеть и слышать постоянно в его стихотворениях, будь это книга, или поэзия».
В мире «мудрых мыслей»
«Русский народ, пьющий и ничего не делающий в мирное время, в войну твёрдо и непоколебимо вставал на защиту своей страны».
«Любовь бывает разная. У всех она выражается
«В своей жизни я дорожу любовью к любимой девушке. Живём мы друг от друга на большом расстоянии, но это мне не мешает дорожить и восхищаться».
«Мне очень дорого творчество моего современника Распутина. Многие поэты, писатели, которых проходят в школе, умерли при разных обстоятельствах, а Распутин жив и радует своим творчеством. Первая повесть Распутина, с которой я познакомился, это «Последний срок». Повесть тронула мою душу, и при первой возможности я купил книгу с этим произведением и очень дорожу этой книгой. Также учась в шестом классе, я стал дорожить книгой Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Существует дружба: мужская, женская и, очень редко, дружба мужчины и женщины».
Что упало на голову
Мир природы в лирике С. А. Есенина
«Есенин очень любил писать о мире природы. Особенно описывал закат и восход. Есенин писал о том, что видел своими глазами, выражал свои чувства от увиденного. Вот один рассказ, я не помню его названия, как Есенин проводил время в деревне.
Есенин вставал рано утром, чтобы полюбоваться восходом, посмотреть на утреннюю зорьку, прогуляться по лесу. После прогулки он со всеми выгонял коров и лошадей на пастбище, в это время женщины доили коров, кормили всех животных. Есенин уходил со своими друзьями на рыбалку, до речки идти надо было минут 10, но они доходили за 30. Этот путь лежал через лес. Может, ребята и быстро дошли бы до речки, но Есенин постоянно тормозил их и показывал своё любопытство: то увидит птичку, то зайца, то вообще лису, после увиденного его переполняли эмоции.
Однажды Есенин пошёл в лес, чтобы увидеть
Именно после этого случая Есенин стал писать всё больше и больше о мире природы».