Новосибирск 10.1 °C

Не «Дихлофосом» единым жив «Сибиар»

19.01.2001 00:00:00

Вам «До-ре-ми» или «Визит»? Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Великий и могучий русский язык необычайно лихо превращает имена собственные в нарицательные. У нас если копировальный аппарат, то непременно «ксерокс», будь он хоть «Кэнон», хоть «Оливетти». И глагол соответствующий - «отксерить». А если уж отрава для тараканов, то обязательно «дихлофос», пусть она и не содержит ни грамма одноименного вещества. «Так и есть», - объяснили нашему корреспонденту, посетившему ОАО «Сибиар» (завод бытовой химии).

Минздрав давно косился недобрым взглядом на отравляющее насекомых вещество дихлорфос, коим начинялись баллоны, не без основания полагая, что для человеческого организма пользы от него тоже мало. Сначала была снижена концентрация, потом последовал запрет на производство. Серия «дихлофосов», которую выпускает «Сибиар» сегодня, снаряжается другими активно действующими веществами - пиретроидами, менее опасными для человека и домашних животных. Поскольку классика авторитетно утверждает, что рожденный ползать летать не может, каждое средство имеет свою область применения: «Дихлофос Аллигатор» рассчитан на ползающую дрянь, «Дихлофос Варан» - на летающую. Есть еще «Амизоль», «Киллер-форте». А название осталось, потому что люди в магазинах спрашивают именно «Дихлофос», не вдаваясь в химический анализ начинки. Что поделать - торговая марка.

Вот так разговор о предприятии и его продукции стихийно начался с инсектицидов. Как водится - у кого что болит... На самом деле интересовало меня многое другое, и в первую очередь - феномен жизнестойкости предприятия, успешно прошедшего через горнило реформ. Каков фирменный рецепт выживания и развития в современных непростых условиях? Мало ли уникальных производств остановлено? «Сибиар» выстоял. Решающую роль в успехе отводят команде специалистов, возглавляемой генеральным директором Сергеем Сергеевичем Филатовым.

К 1996-му, когда Филатов встал во главе завода, ситуация была острейшая. В три раза - с 30 до 10 млн баллонов упал выпуск продукции, на треть уменьшился коллектив. Дамокловым мечом висели долги. Общие для всей экономики трудности усугублялись обстоятельствами, специфическими для производителей аэрозолей. Любая аэрозольная упаковка состоит из двух основных частей: активного вещества и пропеллента, то есть газа, который выталкивает это вещество наружу. В качестве пропеллентов испокон веку использовались фреоны. Новосибирский завод бытовой химии, разумеется, исключением не был - здесь работали на отечественных хладонах, в те времена недорогих. Наверное, многие помнят тихую панику, которая нагнеталась в начале 90-х по поводу озоновых дыр. Одним из главных виновников истончения озонового слоя были объявлены фреоносодержащие аэрозоли. В конце концов была принята запретительная международная конвенция. Так что перед руководством завода встала в полный рост задача перехода на новые технологии, причем делать это надо было в тяжелейших условиях.

Выход возможен один - выпуск конкурентоспособной продукции. Стратегия Филатова была проста и элегантна. В основе ее - четкое понимание перспектив развития рынка. Переходим на новый пропеллент: вместо хладонов - пропан-бутановая смесь. Перестройка производства существенная, но не менее ощутимы и плюсы. Во-первых, пропан-бутан сегодня дешевле фреонов. Во-вторых, он значительно легче. Общеизвестно - хороший товар от очень хорошего отличается упаковкой. На заводе вспоминают: «Мы сами любовались этими импортными баллончиками и коробочками. А начинаешь изучать состав - что-нибудь совершенно простейшее. У нас ничуть не хуже, даже наоборот». Центральная заводская лаборатория, где работают профессионалы, способна выдать рецептуру любого средства. Стало быть, покупать на стороне нужно только сырье, а оно всегда дешевле готового продукта. Покупать приходится и «отдушки» - так на профессиональном жаргоне называют вещества, придающие запах. Опять команда Филатова правильно уловила мировую тенденцию - если раньше в моде были цельные запахи, то теперь в чести сложные, многокомпозиционные ароматы. Качество отечественных отдушек заводчан не устраивает. Поэтому все отдушки импортируются из Нидерландов, Франции, Латвии. Итого: внутренность баллона - очевидный плюс, а минус... Старый добрый советских еще времен баллон - это, скорее, маленький огнетушитель, и шов на нем о кровельных работах ассоциации навевает. Вот где неограниченный простор для творчества. Справились и с этим. Могу сравнивать - баллончики новой серии ничем не уступают, к примеру, датскому «Дениму», который сейчас стоит на моей полке.

Другое веяние времени - надо делать серии. «Сибиар» выпускает серию освежителей воздуха: «Пихта сибирская», «Зеленое яблоко», «Ароматный букет», «Липовый цвет», серию «До-ре-ми» («Лаванда», «Лимон», «Сирень»), серию «Сюжет» (лаки и пену для укладки волос), серию для мужчин «Визит» - лосьон и пену для бритья.

Никак не могу обойти арсенал «сибиаровских» автомобильных средств. Это и «Автоочиститель двигателя»,и «Унисма» - верный помощник в откручивании ржавых гаек, и «Альва», придающая блеск изношенным пластмассовым деталям салона... Вряд ли они понадобятся владельцу «Мерседеса», но «жигулистам» или моим собратьям по несчастью - жертвам украинской автомобильной промышленности - без них не обойтись.

В прошлом году ОАО «Сибиар» уверенно перекрыло объем производства, на который в свое время был рассчитан завод бытовой химии - 40 млн баллонов. Появляются новые рабочие места, растут налоговые отчисления, ведутся эксклюзивные разработки. Сегодня «Сибиар» не только единственное предприятие по выпуску аэрозольной продукции за Уралом, но и крупнейшее в России. Можно усмотреть символический смысл в том, что в 1999 году заводу исполнилось 25 лет, а его генеральному директору - пятьдесят. Возраст зрелости. Многое еще впереди.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: