Как бороться с автомобильным «нашествием»

Машины, стоящие на некогда зелёных участках земли — типичная картина. Впору применять Закон НСО «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», часть 2 статьи 8.17 которого предполагает взимание штрафа за повреждение растительного слоя земли. Но кто должен следить за соблюдением этого пункта закона?

Отрубленная голова как ограничитель скорости

С нарушителями правил дорожного движения в разных странах борются по-разному. Например, в США водителя, несколько раз задержанного нетрезвым за рулём, могут лишить водительских прав на всю оставшуюся жизнь. В Америке с таким клеймом человек практически превращается в изгоя, и в любом случае карьерный рост или престижная работа такому нарушителю заказаны. Власти Саудовской Аравии, озабоченные последствиями тяжких аварий во время скоростных гонок, устраиваемых на городских улицах так называемыми стритрейсерами, приняли и вовсе радикальные меры. Как сообщило РИА «Новости», отныне автолихачество, которое повлечёт в результате ДТП смерть человека, будет квалифицироваться судом не как несчастный случай, а как умышленное убийство. Наказывают же за подобные нарушения в Саудовской Аравии смертью путём отделения головы от туловища.

В России ни американские, ни арабские методы не приемлемы. Лишить нарушителя водительских прав на всю жизнь, конечно, можно, но в российских условиях никто не даст гарантии, что через некоторое время «лишенец» не будет рассекать на автомобиле с поддельными правами либо вообще выправит настоящие права за определённую мзду. Что касается отрубания голов, то в условиях жесточайшего демографического кризиса такая мера была бы антигосударственной.

Если в Саудовской Аравии для усиления эффекта борьбы с правонарушениями публично рубят головы, то у нас публично возможно проводить лишь различные показательные акции. Так, в конце прошлого месяца в Новосибирске прошла Неделя безопасности дорожного движения. В рамках этой недели проводились следующие акции: «Нетрезвый водитель», «Пешеход», «Ремень безопасности», «Мотоциклист», «Пассажирский транспорт«, «Дети-пассажиры», «Скорость». Перечень акций довольно солидный, но, увы, неполный. Очень жаль, что в список не попали такие пункты, как «Автомобили на тротуарах» и «Транспорт на газоне». А как показывает анализ писем, приходящих в редакцию нашей газеты, по этой части положение в Новосибирске удручающее.

Законодательные парадоксы

О том, что автомашины в нашем городе беспрепятственно разъезжают по тротуарам, мы писали не один раз. Писали, публиковали снимки, печатали официальные ответы руководителей ГАИ, в которых приводились внушительные цифры взимаемых штрафов, но, увы, уворачиваться от автомобиля, выруливающего на тротуар, стало для новосибирцев делом привычным. Так же как привычно протискиваться через транспорт, стоящий у крыльца какого-либо офиса или магазина: парковать автомобили на тротуаре прямо у своего офиса или подъезжать на них по тротуару непосредственно к входу в магазин для многих новосибирских автовладельцев в порядке вещей. То есть налицо прямое нарушение закона, которое влечёт за собой наказание в виде «административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда» (статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, часть 1). Казалось бы, чего проще для сотрудников ГАИ: встань у любого магазина, загляни в любой новосибирский дворик и собирай штрафы на благопроцветание любимого города. Но, как выяснилось, не всё здесь так очевидно.

Как-то автор этих строк, направляясь в редакцию, увидел на улице Немировича-Данченко засевших в кустах сотрудников ГАИ, отлавливающих водителей, превышающих скорость. А рядом на тротуаре стояло несколько «навороченных» иномарок, которые покорно огибали прохожие. Воспользовавшись моментом, когда милиционеры закончили оформлять протокол на очередного нарушителя правил дорожного движения, я обратился к ним с вопросом: отчего же они не штрафуют других нарушителей, которых и выявлять-то не составляет труда. Слегка опешив от такого наглого вопроса, заданного случайным прохожим, блюстители порядка тем не менее объяснили, что налагать штрафы они должны лишь в том случае, когда автомобиль создаёт препятствие для движения пешеходов. Показав на узкий проход между зданием и джипом, гаишник задал мне вопрос: «Пройти можешь?» Услышав удовлетворительный ответ, ласково добавил: «Ну вот и иди».

Впоследствии разъяснения сотрудников ГАИ подтвердились: согласно вышеупомянутой статье КоАП РФ за движение автомобилей «по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам» штрафовать можно. Но если автомобиль уже стоит на тротуаре, то в соответствии с пунктом 3 статьи 12.19 нарушением «правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре» является лишь тот случай, когда автомобиль «создаёт препятствие для движения пешеходов».

Получается некий парадокс: оштрафовать машину, выруливающую на тротуар, инспектор ГАИ имеет право лишь в момент её движения, а вот если она уже стоит, то он может это сделать, лишь субъективно оценив, насколько стоящая автомашина мешает прохожим. Вот и гадай теперь, мешает ли прохожим автомобиль, который в течение нескольких лет ставит прямо на тротуаре руководитель одной из организаций, расположенных по адресу: Станиславского, 20? Небольшой интерактивный опрос прохожих показал разброс мнений: кого-то постоянно стоящая на тротуаре машина раздражает, кому-то она безразлична, а вот один пожилой товарищ довольно эмоционально ответил: «Я около своего подъезда порядок навёл, наведу порядок и здесь». Каким образом прохожий навёл порядок в своём дворе, выяснить не удалось: продолжать разговор сердитый дядя желания не изъявил. А тем не менее паркующиеся во дворах домов прямо на газонах автомобили стали для многих жильцов настоящим бедствием.

Автомобили, автомобили буквально всё заполонили

Такая картина типична для любого новосибирского двора
Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА

Загляните в любой двор любого района Новосибирска. Машины, стоящие на некогда зелёных участках земли, жуткое грязевое месиво вдоль поребриков, ограждающих внутриквартальные дороги, — типичная картина. Впору применять Закон НСО «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», часть 2 статьи 8.17 которого предполагает взимание штрафа за повреждение растительного слоя земли. Но кто должен следить за соблюдением этого пункта закона? В районных административно-технических инспекциях (РАТИ) и отделах по благоустройству нам объяснили, что выявить нерадивых, повреждающих газоны, участки с зелёными насаждениями, растительный слой земли при проведении различных строительно-ремонтных работ, им не составляет труда. Но вот привлечь к ответственности нарушителей-автовладельцев без помощи ГИБДД они не в состоянии. Иногда совместные рейды проводятся, но, конечно же, такие мероприятия — капля в море. Где же выход?

Дело утопающих — дело рук самих утопающих

Во время прогулки по новосибирским дворикам можно увидеть не только удручающую картину варварского отношения автовладельцев к газонам, но и, наоборот, некие среди этого варварства зелёные оазисы. Огорожены эти оазисы либо забитыми в землю колами, либо использованными автомобильными покрышками, а то и вовсе внушительными бетонными плитами. Чаще же всего цветы и травка огорожены железной изгородью, изготовленной из обычных водопроводных труб. Как-то, увидев рядом с такой изгородью женщин, обихаживающих дворовый оазис, ваш корреспондент попросил их поделиться своим опытом пресечения автомобильного внутридворового варварства.

Во-первых, рассказали словоохотливые женщины, нужно смириться с неизбежностью некоторых материальных затрат, размер которых будет зависеть от количества энтузиастов, пожелавших навести порядок в своём дворе. Во-вторых, нужно заручиться поддержкой ЖЭУ (или управляющей компании). Получив эту поддержку, сброситься на закупку труб, причём обязательно сохранить копии чеков. В-третьих, к изготовлению ограды желательно привлечь работников ЖЭУ, дабы повысить в глазах окружающих статус ограждённого пятачка. Тем же, кто попытается этот пятачок повредить, можно небезосновательно пригрозить статьёй 1064 Гражданского кодекса РФ, на основании которой можно требовать с нарушителя возмещения нанесённого ущерба. Вот и весь перечень бесхитростных советов, которыми поделились энтузиасты, любовно обихаживающие цветник в своём дворе, рядом с которым на асфальтированной и также отгороженной площадке стояло несколько автомобилей.

Увидев мою заинтересованность автомобильной площадкой, словоохотливые женщины рассказали, что местные автовладельцы в пику им также скооперировались и сделали так называемый «карман» для своих автомашин, не пуская в него чужаков и тех, кто не пожелал на эту стоянку тратиться. Вот вам и другой совет, но уже для автомобилистов, попавших в нелёгкую ситуацию, когда в округе нет ни стоянок, ни гаражей, а машину ставить где-то нужно.

Возьмёмся за руки, друзья?

Есть ли другие варианты мирного существования автомобилистов и «безлошадных», кроме забитых кольев, огораживающих неприкосновенную территорию? Оказывается, есть. Жильцы некоторых дворов, как автовладельцы, так и машин не имущие, устанавливают заграждения из тех же труб вдоль всего дома, причём на расстоянии полуметра от поребриков. Получившийся же полуметровый пролёт вдоль всей дороги бетонируется. Стоящие одними колёсами на этой бетонной площадке, а другими на дороге, автомобили и зелёную поросль не губят, и для других машин оставляют проезд. Этот пример показывает, как можно просто урегулировать все противоречия, была бы на то добрая воля. Пример такой доброй воли нам всем на днях показали православные иерархи. На прошлой неделе закончилось восьмидесятилетнее противостояние двух ветвей Русской Православной Церкви: Московского Патриархата и Зарубежного Синода. И уж если смогли примириться русские люди, живущие по разные стороны океана, то живущим в одном дворе протянуть друг другу руку, как говорится, Сам Бог велел.


Как забить «кол»

Небольшое ограждение из труб может спасти газон от автомобильных колёс
Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА

Защитить зеленые оазисы в вашем дворе помогут нехитрые ограждения из труб. Соберите деньги (их, кстати, потребуется не так уж и много), обязательно заручитесь поддержкой ЖЭУ или управляющей компании — и за дело. Чтобы установить такую ограду, достаточно доброй воли хотя бы части жителей дома и одного субботника.

Раз уж власти бессильны бороться с нашествием «железных коней», пора нам самим взяться за спасение цветников и газонов в наших дворах. А вот от нагло колесящих по тротуарам автомобилей защитить пешеходов смогут только власти. Да что-то они все медлят…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать