В 1927 году в городе открылся первый цирк

17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади (пересечение нынешних улиц Фрунзе и Советской) начали сооружать большой стационарный цирк на 2200 мест.

«Там горели яркие огни…»

Цирк любили всегда

Цирковое искусство было очень популярно в конце XIX — начале XX века. Удивительно, но новониколаевцы чуть ли не с первых лет возникновения поселка имели возможность посещать цирковые представления. Вначале частники разворачивали цирковые балаганы, а в начале XX века стали строить каркасно-засыпные цирки — шатровые, круглые здания из дерева. В разные годы — с 1904-го до конца 1920-х в городе работали цирки Коромыслова, Изако, Стрепетова, Злобина и другие.

В мае 1910 года в Новониколаевск приехал на гастроли широко известный «цирк зверей» дрессировщика Владимира Дурова из прославленной династии цирковых артистов. Было дано семь представлений, а «гвоздем» каждого была, конечно, сатирическая сценка «Железная дорога», в которой Дуров комментировал действия животных острыми шутками в адрес царской администрации. Нужно сказать, что цирковые артисты всегда живо откликались на крупные события в стране. Так, в 1915 году во время Первой мировой войны в цирке Изако давалось представление на тему «Подвиг казака Козьмы Крючкова«.

Строительством ведала детская комиссия

Фото из альбома «Новониколаевск-Новосибирск»

17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади (пересечение нынешних улиц Фрунзе и Советской) начали сооружать большой стационарный цирк на 2200 мест. Строительством ведала Сибирская детская комиссия. Казалось бы, зачем комиссии, занимающейся беспризорными детьми, цирк? Оказывается, он нужен был ей в качестве подсобного предприятия, приносящего прибыль. Чтобы как-то зарабатывать на свои нужды, детская комиссия содержала лото, казино (в качестве исключения), а теперь строила цирк.

Очевидно, это было большое событие для Новониколаевска, потому что через два дня в прессе появилось новое сообщение: «В воскресенье рабочие поставили первые столбы — основания стен цирка. Цирк строится из дерева. Строящая его детская комиссия уже сдала его в аренду одной из трупп, находящейся сейчас в Златоусте. Эта труппа будет работать в Новосибирске в течение шести месяцев, начиная с 1 мая. Возможно, что будет работать и зимой».

Цирк вначале планировали открыть уже 8 мая — меньше чем через месяц с начала стройки. Задержались всего на два дня. Торжественное открытие произошло во вторник, 10 мая, полдевятого вечера. Касса работала уже с 11 часов дня, а справки о наличии билетов можно было получить по телефону 5–59. Цены на них колебались от 30 копеек до 1 рубля 80 копеек.

«Паллас» зажёг свои огни

Чтобы передать атмосферу ожидания праздника, радости от встречи с цирковыми артистами, лучше всего прочитать репортаж журналиста с Андреевской площади: «…Задолго до открытия цирка на площади началось массовое представление. Выстроились мороженщики, папиросники, торговцы семечками и прочими съестными припасами. Все это скучилось, сгрудилось, создавая впечатление тесноты, переполнения. Люди с воодушевлением тёрлись в этом импровизированном торговом ряду с полудня. В толпе шарили по чужим карманам. У какого-то краскома ухитрились даже срезать кобуру с наганом. В сумерки, словно это было обязательно и необходимо, все имевшие билеты стали плотной стеной у входа. И именно потому, что поступки толпы всегда бессмысленны и непонятны, никто никуда не мог двинуться. Кричали милиционеры. Хрипел контроль, надрывался администратор, пока не была найдена лазейка, в которую медленно начали просачиваться десятками любители цирка.

Стало просторнее. Люди беспрерывной лентой начали наполнять круглое деревянное здание. Загремел оркестр. Так и открылся цирк…» В афише было заявлено, что первое представление — парад. Пока съехалось только 60 артистов. Но в ближайшее время ожидали приезда клоунов — шутов народной сатиры Тома и Сержа, велосипедистов Каминских, знаменитого дрессировщика зверей А. Дурова.

По мнению некоторых зрителей, первая цирковая программа делалась наспех. Однако всем очень понравились выступления гимнастов Андрошур и жонглера Базиля. А «гвоздем» программы на сей раз, без сомнения, были полеты без сетки по трапециям под самым куполом цирка Морозова и джигитовка Туганова. Эти два номера новосибирцы считали лучшими. Не хватало только хороших клоунов. Как заметил корреспондент газеты, «остроты выступавшего клоуна Вилли относительно финагентов и коммунхоза пахли архивной пылью». Положение исправили неожиданно нагрянувшие в конце представления третьего дня клоуны-сатирики Том и Серж. Они «не переставали острить на разные советские темы. Остроты их достаточно злободневны и умны», — писали газеты.

Что интересно, афиши в цирке менялись каждый день. И каждый день они печатались в прессе. Судите сами, какая реклама, очевидно, привлекала зрителей:

«21 мая. Монстр — ударное представление».

«24 мая. Большое представление. Последняя гастроль Тома и Сержа. Все новинки. Анонс! Скоро полет — четыре чёрта«.

»25–26 мая. Спорт — акробатическое представление. Новые номера. Комическая пантомима «Иван на гастролях».

«27 мая. Морозов — полет в мешке с завязанными глазами. Исполнение без сетки. Анонс!»

«30 мая. «Черти вылетят из Омска. Скоро Пат и Паташон (Светлов и Воспетов)».

«4 июня. Полеты. Начало гастролей «Красных дьяволят».

Представления обычно проходили вечером, но иногда и в два часа дня («по удешевленным ценам»). В антракте, как и сейчас, детей катали на цирковых лошадях.

Жительница нашего города Раиса Бриллиантова в книге «Мой Новосибирск. Книга воспоминаний» делилась своими детскими впечатлениями о новом цирке: «…А на площади Кондратюка (тогда Андреевской) стоял деревянный цирк, построенный в 1927 году. Там горели яркие огни, гремела музыка, там было весело и интересно. Мы знали некоторых работников и артистов цирка, выступающих неизменно под звучными иностранными именами, потому что хозяева нашей усадьбы нередко сдавали им комнаты. Цирк этот просуществовал не очень долго, так как его не смогли отстоять от пожара».

Кстати, по поводу пожара нигде больше упоминаний не было.

«Не пугайте, товарищи, зрителя»

5 июня 1927 года сотрудники «Палласа«, долго не получавшие зарплату, объявили забастовку. Директор — в пример нынешним временам — был предан суду, а заботу о цирке взяла на себя Сибирская детская трудовая комиссия. Теперь он стал называться «1-й Сибирский Госцирк». Новая дирекция занялась составлением разнообразной программы: появились номера эксцентриков, фокусников, велофигуристов, дрессировщиков.

Цирк давал представления до 5 октября, потом его закрыли на зиму, так как это была неотапливаемая постройка «временного характера«, рассчитанная на эксплуатацию не более двух лет. 1 февраля 1928 года здание цирка продали Сибгостеатру. Теперь здесь стали устраивать совместные программы. Так, в сентябре 1930 года вместе выступали артисты цирка, Сибгостеатра, эстрады и военного духового оркестра, а в следующем году была задействована балетная студия «Нео-спорт». В 1935–36 годах в цирке демонстрировали фильмы и проводили вечера оперетты.

Что касается чисто цирковой деятельности, то газета в 1930 году жаловалась, что «еще рано говорить о заметной советизации цирка. Много традиций, восходящих к средневековым площадным комедиантам». Так, например, журналистам сильно не понравились костюмы гимнастов: у них на груди была эмблема с черепом и скрещенными костями. Считалось, что плохое влияние на советских циркачей оказывают заграничные артисты. «Не пугайте, товарищи, зрителя. Он приходит в цирк смеяться и радоваться. Меньше дешевых ужасов, больше жизнерадостности», — советовала пресса.

Цирк шапито

Госцирк управления театральными и зрелищными предприятиями завершил свою работу летним сезоном 1936 года. Его сменил передвижной Госцирк шапито. Весной 1937 года горожанам сообщили, что в Новосибирске на месте бывшего Михайловского лога, за клубом имени Сталина сооружается цирк. По плану он должен был занять площадку диаметром в 32 метра. Собирался он из деревянных и брезентовых конструкций, изготовленных на заводах Кинешмы. Здание было высотой 18 метров и рассчитано на 1800 зрителей. Его открытие было назначено на 29 мая.

Цирк проработал весь летний сезон до наступления холодов. Программы были разнообразные и интересные, а самое главное, как отмечала пресса, — был выбран «правильный путь, по которому развивалось и росло наше цирковое искусство». Здесь выступали и акробаты, и наездники, и канатоходцы, и даже собаки-футболисты дрессировщика Карро — участники фильма «Цирк». Особенно популярна была труппа артистов «25 Океанос». Черепов на этот раз не было, зато остались псевдонимы на иностранный манер: акробаты Альди, турнисты Круффи, дрессировщик Золло.

«Колхозный цирк»

В 1950 году в городе образована новосибирская дирекция «Цирк на сцене» как подразделение, обслуживающее населенные места, отдаленные от Центральной России. Первоначально «Цирк на сцене» так и назывался — «колхозный цирк», затем — группа «Цирк на сцене», с 1972 года — дирекция коллективов «Цирк на сцене». В составе дирекции несколько творческих гастрольных коллективов.

Но проблемой оставалось качество помещения. Представления проходили только летом, зимой же цирковая жизнь замирала. Еще с 1930 года на заседаниях горсовета решался вопрос о необходимости строительства в городе большого каменного циркового здания. Оно появилось у новосибирцев лишь через 40 лет — в 1971 году, а сооружалось все 60-е годы. Новизна была в том, что это здание можно было использовать как цирк на 2300 мест, как киноконцертный зал, как зал массовых собраний, спортивных демонстраций, устройства выставок. Стационарная широкоформатная установка могла сопровождать цирковые представления демонстрацией соответствующих лент.

Интересно, но наш цирк «клонировали» во многих городах страны. Такие же здания появились в Уфе, Куйбышеве, Перми и других городах.

Жаль, что сегодня для Новосибирского цирка настали трудные времена…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент