Новосибирские грузовики могли быть лучшими!

Создание автомобильного гиганта было включено в «III пятилетний план развития народного хозяйства СССР» (1936 год). В нем говорилось: «Признать необходимым строительство в Сибири завода трехтонных грузовых автомашин. Проектируемая мощность — 100 тысяч автомобилей в год»

60 лет назад в нашем городе были собраны первые опытные автомобили

Многие новосибирцы знать не знают, слышать не слышали, что в Новосибирске по сути дела был уже построен автомобильный завод. С его конвейера, по первоначальной задумке, должны были сходить НАЗы-253 — трехтонные двухосные машины класса ЗИЛ-150. Но все рухнуло в один миг 26 сентября 1948 года. В этот день Совет министров СССР принял решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода. На его месте, используя уже построенные корпуса, решили создать Новосибирский завод химконцентратов.

«Это будет гигантский завод…»

Впервые о Новосибирском автозаводе заговорили еще в 1934 году. Газета «Советская Сибирь» от 9 июня 1934 года поместила заметку: «Крайплан получил сообщение, что из Москвы в Новосибирск выехала специальная комиссия для определения места строительства крупного автомобильного завода в Западной Сибири. Завод рассчитан на 100 тысяч трехтонных грузовых машин. Это будет гигантский завод, стоимость которого предварительно определяется в 500 миллионов рублей. Действующий автозавод потребует ежегодно более 400 тысяч тонн металла. На заводе будет занято до 28 тысяч рабочих. В этом году должна быть проделана вся подготовительная работа к началу строительства автозавода».

Создание автомобильного гиганта было включено в «III пятилетний план развития народного хозяйства СССР» (1936 год). В нем говорилось: «Признать необходимым строительство в Сибири завода трехтонных грузовых автомашин. Проектируемая мощность — 100 тысяч автомобилей в год».

Приступить к осуществлению задуманного решили только в 1940 году. В этом же году было запланировано возведение на левом берегу шинного завода на миллион автопокрышек в год. Казалось, все было продумано — Сибирь располагала почти всеми материалами, необходимыми для автомобилестроения: качественный металл всех видов, уголь, лес. Но как-то замешкались… Началась Великая Отечественная война. Тут уж было не до автомобилестроения, едва успевали принимать эвакуированные заводы.

Про НАЗ знала вся страна

К идее постройки автозавода вернулись сразу же после войны. На совместном приказе Авиапрома и Средмаша СССР о начале строительства автомобильного гиганта стоит дата — 8 сентября 1945 года. Стройка началась на северо-западной окраине Новосибирска (в 12 километрах от центра), неподалеку от аэродрома геодезической службы (ныне Чкаловский аэродром). НАЗу досталась 335-я строительная площадка в голой степи с несколькими стоящими на ней бараками, в которых жили военнопленные. На этом месте раньше много чего собирались выпускать: и самолеты, и танки, и текстиль. А теперь вот грузовики. Строительные работы были возложены на наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии. Начинать нужно было с пустого места: ни жилья для рабочих, ни дорог, ни стройматериалов.

Первым директором НАЗа был назначен Петр Ильич Шварцбург, работавший в 1941–1945 годах директором эвакуированного из Москвы в Ульяновск завода имени Сталина (ЗИС). С 18 лет он работал на ЗИСе — вначале электриком, потом главным технологом. А в 31 год стал директором крупнейшего предприятия. Под руководством Петра Ильича эвакуированный в Ульяновск автозавод был смонтирован и введен в строй. В 34 года Шварцбурга наградили орденом Ленина за заслуги перед отечественным автомобилестроением.

В марте 1946 года в газете «Правда» появилась беседа с Петром Шварцбургом, где он рассказывал о масштабах новой стройки. Вся страна узнала, что в Новосибирске приступили к строительству автомобильного завода, который «будет не только крупнейшим машиностроительным предприятием Сибири, но и одним из самых крупных автомобильных заводов Советского Союза». Он раскинется на площади в 250 гектаров, где только основные цеха займут порядка 300 тысяч квадратных метров. Этот завод будет существенно отличаться от других автозаводов страны — он запроектирован на комплексный выпуск машин. Про машину, которую собирались выпускать, Шварцбург сказал, что её конструкция «стоит на уровне лучших моделей современных грузовых автомобилей«. Это будет машина с дизель-мотором марки «ЗИС-253», максимальной скоростью 65 км/час, расходом топлива 25 кг на 100 км.

Все понимали, что Сибири жизненно необходимы грузовики. Но все основные центры советской автомобильной промышленности находились отсюда очень далеко. Ближайший — выстроенный в годы Великой Отечественной войны Уральский автомобильный завод в городе Миассе, — удовлетворял в первую очередь потребности Заволжья и Урала. Вот и хотели построить свой, собственный. А раз появятся машины — глядишь, и дороги построят… Пуск завода намечался на 1948 год. По решению правительства к концу 1948 года с конвейера должны были сойти первые тысячи автомобилей. В 1950 году НАЗ достиг бы проектной мощности — до ста автомашин в день.

Автозавод строил весь город, вся область

Весть о строительстве в Новосибирске автозавода разнеслась по всей области. На стройку прибывали демобилизованные из армии, колхозники. Но первыми строителями НАЗа были военнопленные.

К концу 1946 года на площадке завода должно было трудиться несколько тысяч рабочих. Но людей катастрофически не хватало.

Самой большой проблемой было жилье. В нем нуждались несколько тысяч человек: и строители, и рабочие завода. В 1946 году на жилищное строительство хотели отпустить 4/5 всех средств. Нужно было срочно построить десять 20- и четыре 30-квартирных дома. В будущем здесь планировали построить благоустроенный поселок. В мечтах там даже хотели возвести здания драмтеатра, кинотеатра, стадион, детские ясли. А пока по решению горкома ВКП(б) для строителей и рабочих автозавода должны были освободить одиннадцать общежитий и восемь домов, в которых имелись 160 комнат. Но с этим не спешили: из 150 освободили только восемь.

Туго приходилось с транспортом. Автобусы в город ходили по расписанию, но возили только тех, кто работал на заводе.

Строительные работы на заводе вел трест «Новосибирскпромстрой». Много нареканий получал он в свой адрес: производительность труда не превышала 75%, очень слабая дисциплина, нет инициативы, не применяются стахановские методы. На стройке не хватало даже строительных инструментов: топоров, совков, кайл, свёрл, ножовочных полотен, столярного инструмента. Через болотную топь (там, где сейчас проходит улица Богдана Хмельницкого) срочно прокладывалась дорога, на площадку подходили составы с оборудованием. Правда, за неимением складов, дорогие станки часто лежали под открытым небом.

Кстати, с оборудованием тоже была большая проблема. НАЗ проектировали под трофейные станки, потому что советские станкостроительные заводы сильно пострадали во время войны. Но очень часто прибывшее из Германии и Японии оборудование было либо устаревших моделей, либо совсем изношено.

Автозавод! Какое это слово!

О строительстве НАЗа постоянно писала центральная пресса. В декабре 1946 года «Комсомолка» рассказывала, каким важным событием для новосибирцев был монтаж котельной на автозаводе. «…Событие это взволновало всех строителей. На строительную площадку, пришло много жителей города, чтобы посмотреть, как монтируется котел. Новосибирцы живо интересуются всем, что происходит на первом в Сибири автомобильном заводе».

Что уж говорить про местные газеты. «Автозавод! Это слово привлекает к себе внимание каждого новосибирца. Что происходит там, на строительной площадке, спрашивают каждого, знающего о строительстве, в учреждениях, на предприятиях, в общественных местах города».

Большую помощь строительству НАЗа оказывал первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) Михаил Кулагин. На собрании партактива он подчеркивал, что возведение завода является особо важным строительством, и надо «мобилизовать всю энергию партийных организаций на то, чтобы строительство закончить в самый короткий срок усилиями и средствами Новосибирска, всех городов и районов нашей области».

Принятие многих важных решений приходилось выбивать в Москве. В столичных кабинетах сражались и Кулагин, и директор Шварцбург, и главный инженер НАЗа Мишандин. Как видим из документов, это имело успех. В распоряжении Совета Министров от 28 сентября 1946 года говорилось: «В двухнедельный срок представить в Совет Министров СССР предложения о форсировании строительства Новосибирского автомобильного завода. Зампредседателя Совета Министров Л. Каганович».

В срочном порядке был в начале 1947 года создан специальный строительный трест «Сибавтострой», которому выделили 140 грузовиков и 400 лошадей. По тем временам это было очень много. Сам Лаврентий Берия подписал распоряжение, чтобы перенести в другое место мешавший строительству аэродром геодезистов. В ближайшем будущем планировалось построить железнодорожную станцию Автозаводская с «примыканием« к станции Ельцовка (Новосибирск-Восточный) плюс добавить четыре персональных заводских паровоза.

В 1947 году хотели начать строительство новосибирской ТЭЦ-4 с вводом первой очереди в третьем квартале 1949 года. Тогда же спроектировали трамвайные пути от улицы Трикотажной до автозавода. А в 1948 году было намечено строительство путепровода на пересечении улицы Трикотажной с железнодорожными путями станции Ельцовка.

Москва решила по-своему

…И вдруг, как гром среди ясного неба: 26 сентября 1948 года Совет Министров принял решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода. Экспериментальное производство, конструкторский отдел и разработки по дизель-моторам решили передать на Минский автомобильный завод. В то время это было небольшое предприятие, созданное на базе мастерских »Даймлер-Бенц«, которые построили фашисты во время оккупации. А производственные корпуса НАЗа и рабочих передали сверхсекретному предприятию «Строительство-250», обозначенному как п/я 80. Ныне это Новосибирский завод химконцентратов. В начавшейся ядерной гонке вооружений Москва сделала выбор не в пользу автомобильного предприятия.

Оборудование НАЗа отгружали и увозили до марта 1949 года. До этого же времени увольняли персонал.

Обидно, что так получилось. А ведь могли бы выпускать суперНАЗы и быть центром отечественного автомобилестроения. Для этого были все условия. Видно, не судьба…

Поделиться:
Копировать