27 марта исполнилось 39 лет со дня трагической гибели первого космонавта нашей планеты, но до сих пор ясной причины мартовского взрыва 1968 года нет
Желание разобраться и выяснить истинную причину трагедии остается в нашем обществе и сейчас. Недавно даже Госдума высказывалась за создание комиссии по новому расследованию катастрофы самолета
В 2006 году вышла книга «Тайна гибели Гагарина» Эдуарда Шершера, полковника Советской армии, сотрудника
В этой книге Эдуард Александрович приводит и анализирует 27 версий, возникших в разное время после случившейся катастрофы. Личный вывод автора: в авиации даже одного грубого нарушения требований инструкции вполне достаточно для того, чтобы произошла катастрофа. А таких грубых нарушений в этом полете было допущено не одно и не два, а как минимум семь! Каждое в отдельности нарушение может не представлять опасности, но в совокупности это ведет к созданию аварийной ситуации.
На днях в мэрию обратился наш земляк, новосибирец, заслуженный
Время остановилось в 10.31
Наступил трагический для отечественной космонавтики 1968 год. Юрий Алексеевич своими аргументированными доводами, а возможно, даже и авторитетом убедил
Утро 27 марта не предвещало ничего плохого. Согласно плановой таблице полетов, Гагарин в 10 часов утра, после запроса по радио, получил разрешение на запуск двигателя на спарке
По истечении времени работы в зоне самолет на базу не возвратился, и на связь в эфир ни Гагарин, ни Серегин не выходили. У руководства полетами на аэродроме возникла мысль: не ушел ли самолет
Поисковые полеты продолжались до наступления сумерек. Была ранняя весна, снег на открытых местах подтаял, и появились прогалины обнаженной местности. Под летящим вертолетом на поверхности земли простиралось сочетание белого и черного цветов, но в одном месте, в районе населенного пункта Новосёлово, на земле просматривалось большое пятно рыжего цвета. Решили подсесть и рассмотреть поближе. Это оказалась выброшенная взрывом глина с разбросанными обломками частей самолета.
Последняя надежда, что пилоты успели катапультироваться и находятся
До полуночи весь лётный и технический состав не расходился с аэродрома по домам. Скрыть факт катастрофы, который был написан у всех на лицах, было невозможно, а поведать истину никто не взял бы на себя смелость: а вдруг
Домой вернулись после полуночи, когда авиагородок уже спал. А наутро все каналы телевидения перед началом рабочей трансляции дали заставку портретов Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина в траурных рамках.
Что же случилось в небе?
Первичные выводы причин катастрофы со ссылкой на столкновение с метеорологическим
Разыскали тракториста, развозившего тогда по полям удобрения и видевшего издалека пролетавший над вершинами деревьев самолет, который стал энергично снижаться к земле. Методом проведения параллакса (обратного углового визирования), учитывая место нахождения тракториста, вычислили высоту полета самолета, а по энергичности его перемещения примерную скорость полета.
Полеты на следственный эксперимент на самолете
Из всех попыток летчиков загнать
В эти дни пришла шифровка с информацией о безопасности полетов: «Обратить особое внимание на допуск лётного состава к полётам после очередных отпусков, проведенных неорганизованно и бесконтрольно»
На земле он все отрицал, говорил, что ничего подобного в полете не было. Когда ему прокрутили магнитофонную запись переговоров руководителя полетов в эфире, он признал этот факт и поведал, что, будучи в отпуске в родной деревне, после вечерних танцев и посиделок в деревенском клубе получил от местных парней удар колом по голове. Его и тошнило и мутило, но он отлежался и скрыл факт сотрясения головного мозга
По заключению медиков, у летчика при выполнении фигур сложного пилотажа с большими перегрузками кровь отступила из головы в нижнюю часть тела, возникло кислородное голодание головного мозга (гипоксия), приведшее к состоянию ступора (от слова стопорить), и он, потеряв сознание, чего даже не заметил, с зажатым управлением самолета несколько тысяч метров валился к земле пока не пришел в себя
К этому времени Институтом взрыва при Ногинском филиале АН СССР в Черноголовке были выполнены расчеты разброса деталей самолета после взрыва в месте соприкосновения его поверхности с землей. Анализ эллипса разброса деталей после взрыва показал, что самолет врезался в землю по нисходящей параболе с увеличением угла пикирования и очень большой отрицательной перегрузкой, созданной отжатым на пикирование рулем высоты. После всестороннего анализа этой информации полеты на
В процессе лётной жизни все вопросы допуска летчиков к полетам после перенесенных
Почему-то
Этого не могло быть
Периодически ссылаться в публикациях прессы на случайное нарушение воздушного пространства пилотажной зоны в день трагедии самолетами других ведомств, тем более испытателями собратьями по мужественной профессии, полный абсурд! Район испытательных полетов (РИП), где находились и сейчас находятся пилотажные зоны для тренировочных полетов космонавтов, занимает большой сектор воздушного пространства над землей, между воздушным коридором, идущим от Москвы на север через Вологду Архангельск, и воздушным коридором на восток через Горький Казань. По обоим этим коридорам и в прошлом и в настоящем идет интенсивное воздушное движение рейсовых самолетов отечественных и зарубежных авиакомпаний под строжайшим контролем Московской единой системы управления воздушным движением (ЕСУВД). Поэтому
Самое лучшее пожелание всем выдумщикам и фантазерам прекратить мусолить эту тему.
Виктор Бардин,
воспитанник Новосибирского аэроклуба, полковник авиации, заслуженный