Драматург и режиссер Валерий Стефаниев называет свои пьесы «живыми». И у него есть на это основания. Обычно пьеса прекращает свое развитие в тот момент, когда она закончена и готова к постановке. Дальше все в руках режиссера, который может пьесу трактовать так или иначе, осовременивать, переносить действие в иные времена и страны и так далее.
Справка «ВН»
Валерий Стефаниев: профессиональный режиссер и педагог, призер республиканских и городских театральных конкурсов, автор уникальных актерских тренингов по работе с телом и голосом, крупнейший в России и единственный в Новосибирске создатель авторского театра. Пьесы Стефаниева переведены на английский, немецкий и японский языки, спектакли по ним были поставлены в театрах Германии, Польши, Англии, Америки.
Стефаниев делает
Так, первая пьеса Валерия, «Несумасшедшие» (коллекция женских монологов, стопроцентно списанных с натуры) сначала была моноспектаклем, затем ее стал играть целый коллектив актрис, потом добавилась еще и мужская «массовка»
Одна из самых ярких актрис «Хэппицентра» Эльвира Николенко |
С «Анкетой» история еще интереснее. Мировая премьера состоялась в Германии, в Мюнстере тогда это был моноспектакль в исполнении Андрея Лазарева (он же и переводил пьесу на немецкий) и назывался «Воспитание Бога». Пьеса опять же списана «с натуры», на этот раз с мужской. И, по выражению Валерия, повествует она «об извилистом развитии самого длинного романа в человеческой жизни: об отношениях с самим собой».
Заметим в скобках, что по части мужчин и их внутреннего мира Валерий Стефаниев специалист. И не только потому, что сам принадлежит к их числу, но и потому, что уже не первый год ведет психологические тренинги, один их которых ориентирован как раз на сильный пол и называется «Образ Мужчины, или Как выжить в его шкуре (или о чем не пишут в глянцевых журналах)». Кстати, забавное совпадение: в качестве одного из методов мужского самопознания на тренингах выступает как раз заполнение специально разработанной анкеты.
Вернемся к «Анкете». Отношения с самим собой не стоят на месте, и пьеса, естественно, получила развитие. Сначала она была исполнена мужским трио, затем
стала существовать в двух дуэтных версиях: «Величайшие лужи и другие события моей души» (в исполнении Максима Родякина и Валерия Стефаниева) и «Путешествие по телу
Монологи, входящие в пьесу, напомним, мужские. Но душа сильного пола в девичьем исполнении, по мнению режиссера, позволяет лучше дистанцироваться от сложного материала, точнее играть мужской характер, тип мышления, свойственные сильному полу жесткость и прямолинейность. Там, где мужчина играет себя, женщина играет «мужчину вообще».
А на этой неделе в сценическом исследовании мужского характера ожидается очередной прорыв: 25 февраля в помещении
В дальнейших планах «Хэппицентра» празднование Дня театра (он отмечается 27 марта). В Малом зале Дома ученых Академгородка театр представит новую работу «Станция «Тихие омуты», а также бенефисную программу одной из самых ярких актрис театра Эльвиры Николенко.