Добро пожаловаться?

Появился закон, защищающий госслужащих от неадекватных жалобщиков. Он содержит много новшеств, которые, на первый взгляд, существенно облегчают работу «столоначальников» с населением. Однако, новыми правами чиновники должны пользоваться крайне осторожно.

Появился закон, защищающий госслужащих от неадекватных жалобщиков

Новосибирские чиновники взялись за изучение Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», вступившего в силу в конце 2006 года. Закон содержит много новшеств, которые, на первый взгляд, существенно облегчают работу «столоначальников» с населением. Однако, как подчеркнула председатель общественной приемной мэра Татьяна Цюрик, новыми правами чиновники должны пользоваться крайне осторожно.

Речь идет о статье закона, регламентирующей отношения госслужащих и так называемых «вирулянтов» — хронических жалобщиков, обращающихся в «присутствия» не по существу. Если раньше адресаты этих не совсем адекватных граждан обязаны были отвечать на все без исключения жалобы, то теперь закон дает право не рассматривать подобные обращения. Также закон дает право чиновнику прекратить переписку с гражданином, если гражданин неоднократно получал ответ на свой вопрос, но продолжает его задавать. Или если гражданин составляет свое обращение в оскорбительных тонах.

Для того чтобы проанализировать характер обращений населения и научиться работать с ними по-новому, в районах города прошли специальные коллегии.

В Калининском районе, где сотрудники районной администрации первыми взялись изучать новые правила работы с населением, «вирулянтов», знакомых практически всем сотрудникам, примерно 10 человек. Остальные граждане, обратившиеся к чиновникам по разным вопросам, вполне адекватны. За 2006 год, как доложила начальник отдела организации и контроля Калининского района Елена Свечникова, в администрацию обратились 3760 жителей. Самое большое количество обращений (39 процентов) связано с вопросами выделения земли и индивидуального строительства — 1300 жителей района в прошлом году получили землю в собственность либо приватизировали уже имеющиеся у них земельные участки общей площадью 12 тысяч квадратных метров.

Второе место по актуальности занимают вопросы ЖКХ, третье — все, что связано с опекой и попечительством. На особом контроле в администрации держат вопросы взаимоотношений жильцов с управляющими компаниями. Людям многое непонятно. Порой возникают конфликты. Сейчас «на карандаш» взято 31 обращение, касающееся работы управляющих компаний.

Зато ЖЭУ стали работать не в пример лучше, чем раньше. Жалобы на недобросовестных дворников, сантехников и электриков составляют всего 3 процента.

Начальник юридического отдела районной администрации Ольга Романова подробно остановилась еще на одном разделе закона. Это так называемый «некачественный ответ» — когда чиновник или депутат выходит за рамки своей компетенции и обещает человеку: мол, ваше пожелание будет выполнено. А на самом деле выполнить его нет никакой возможности. Или когда человеку в ответ на его обращение дают «отписку», не содержащую ни информации о том, будет ли решена его проблема, ни алгоритма, как действовать дальше.

Примерно 40 процентов обращений имеют в своей основе банальную нехватку информации. Здесь помочь чиновникам вызвались ТОСы, которые вполне могли бы взять на себя часть работы по разъяснению текущего момента и снятию общественной напряженности. «Есть граждане, которые считают, что стоит им только пожаловаться, как сразу без всякого их в том участия в подъезде станет чисто, во дворе — красиво, а подростки перестанут бить стекла и расписывать стены», — заметил один из представителей общественного самоуправления. К сожалению, штатных волшебников в административных структурах Новосибирска нет.

Глава Калининской администрации Евгений Ким подчеркнул, что, несмотря на возрастающую роль ТОСов, представители властных структур ни в коем случае не могут перекладывать на общественность свои полномочия. У ТОСов нет той компетенции, какой обладают органы власти.

В целом количество обращений граждан растет. И это, по словам чиновников, скорее хорошо, нежели плохо: значит, у людей начинает возрождаться доверие к власти. У власти, в свою очередь, появились рычаги решения проблем на местах: взять ту же жилищную реформу или закон о собственности на землю, благодаря которому начался бум индивидуального строительства. Тем не менее Евгений Ким призвал своих подчиненных тщательнее работать с людьми. По его мнению, в 20 процентах случаев к рассмотрению обращений служащие все-таки подходят формально, и этот формализм необходимо искоренять.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать