На первый взгляд, вопросы звучат странно. Ведь мы привыкли считать, что только диплом даёт полноценную путёвку в жизнь.
Научный руководитель Федерального института развития образования доктор экономических наук Евгений Сабуров на встрече с региональными журналистами (среди которых был и корреспондент «Вечерки») попытался поставить под сомнение стереотипы и действующую систему взглядов на образование. Выдержки из его выступления, а также ответы на некоторые вопросы предлагаем нашим читателям.
«Требуется курьер с высшим образованием »
Когда
Человек, который первым придумал «экономику образования», поставив в прямую зависимость знания от доходов, получил Нобелевскую премию. Это был Герри Беккер. Но был и другой человек, выступивший против него и тоже получивший Нобелевскую премию. Это был господин Хекман. «Диплом, сказал он, показывает вашу амбициозность, ваше трудолюбие. Но знания, которые вы получили, на вашу работу не слишком влияют». Действительно, если задуматься, разве те знания, которые вы получили в высшем учебном заведении, вам в работе сильно помогают? Вряд ли. Хекман утверждал, что любого способного человека можно научить за три месяца тому, что он будет делать на рабочем месте. То есть диплом является показателем того, что человек способен к обучению в принципе. А вот знания, которые ему даны, мало что значат. Тем более что они устаревают очень быстро.
У нас в стране, в отличие от других, почти все хотят получить высшее образование 90 процентов выпускников школ. И могут получить, потому что мест в вузах сейчас больше, чем выпускников. Родители платят безумные деньги, и непонятно за что. Но, несмотря на рост стоимости обучения, поток абитуриентов только увеличивается. То есть люди очень хотят получить образование, платят за это деньги. Но зачем?
Конечно, я видел объявление: «Требуется курьер с высшим образованием». Ребята позвонили в эту фирму, спросили: «А зачем вам курьер с высшим образованием?» «По крайней мере, он «не обложит« клиента». Ну,
Связка «школа вуз» не работает
Теперь посмотрим, что, собственно, происходит в основном звене образования в школе. По мнению специалистов, начальная школа является самым эффективным звеном образования. Детям действительно интересно учиться, забавно, у них есть мотивация стать взрослыми, умными, «как папа». Они учатся общаться между собой, происходит так называемая первая ступень социализации. А дальше наступает непонятное.
Что же дальше после окончания школы? Вуз не признает качество образования, полученного в школе. Значит, сразу возникают три института: белый, серый и черный. Подготовительные курсы это белый институт, репетиторство серый, ну и черный институт всем понятно, что такое. Причем это не обязательно денежные взятки. Это может быть банальный звонок ректору.
Появилась попытка ЕГЭ. Удачная она или неудачная? Отвечаю: неудачная. Введение ЕГЭ шло очень тяжело. Были допущены очень большие ошибки
Отвечая на вопрос нашего корреспондента об аккредитации и сертификации вузов, Евгений Сабуров сказал следующее:
По большому счету, никакая государственная аккредитация не нужна. Нужна свободная котировка дипломов. Ну какая разница МГУ имеет аккредитацию или не имеет? Он МГУ и все. А есть диплом Забайкальской академии менеджмента и дизайна. И работодатель сам смотрит и решает. Но, с другой стороны, работодатель видит, что человек пять лет «варился« в вузе,
А вообще
Реформа образования никогда и нигде не заканчивается. Образование это такая система, которая должна находиться в состоянии реформы постоянно. Если бы это было не так, мы бы из пещер не вышли. Это передовой отряд развития общества. Что касается некачественных учебников
Пока стандарты мы задавать не умеем, к сожалению. Я влез один раз в эту ситуацию и увидел просто
P.S. Новосибирская область примет участие во всероссийском конкурсе модернизации системы образования. Об этом, по информации
»1617 декабря