Новосибирск 4 °C

Что такое образование и зачем мы учимся?

15.12.2006 00:00:00

На первый взгляд, вопросы звучат странно. Ведь мы привыкли считать, что только диплом даёт полноценную путёвку в жизнь. Так-то оно так, да не совсем…

Научный руководитель Федерального института развития образования доктор экономических наук Евгений Сабуров на встрече с региональными журналистами (среди которых был и корреспондент «Вечерки») попытался поставить под сомнение стереотипы и действующую систему взглядов на образование. Выдержки из его выступления, а также ответы на некоторые вопросы предлагаем нашим читателям.

«Требуется курьер с высшим образованием…»

Евгений Сабуров

— Когда в 60-х годах мы начали всерьез заниматься проблемами образования, расчеты показали, что разница в доходах между людьми с высшим образованием и без оного в США примерно в два раза выше, чем в Советском Союзе. Мы были единственной страной, в которой образование «работало» в убыток, приносило ущерб в доходах. Сейчас положение немного выправилось, и мы находимся в более или менее нормальном положении.

Человек, который первым придумал «экономику образования», поставив в прямую зависимость знания от доходов, получил Нобелевскую премию. Это был Герри Беккер. Но был и другой человек, выступивший против него и тоже получивший Нобелевскую премию. Это был господин Хекман. «Диплом, — сказал он, — показывает вашу амбициозность, ваше трудолюбие. Но знания, которые вы получили, на вашу работу не слишком влияют». Действительно, если задуматься, разве те знания, которые вы получили в высшем учебном заведении, вам в работе сильно помогают? Вряд ли. Хекман утверждал, что любого способного человека можно научить за три месяца тому, что он будет делать на рабочем месте. То есть диплом является показателем того, что человек способен к обучению в принципе. А вот знания, которые ему даны, мало что значат. Тем более что они устаревают очень быстро.

У нас в стране, в отличие от других, почти все хотят получить высшее образование — 90 процентов выпускников школ. И могут получить, потому что мест в вузах сейчас больше, чем выпускников. Родители платят безумные деньги, и непонятно за что. Но, несмотря на рост стоимости обучения, поток абитуриентов только увеличивается. То есть люди очень хотят получить образование, платят за это деньги. Но зачем?

Конечно, я видел объявление: «Требуется курьер с высшим образованием». Ребята позвонили в эту фирму, спросили: «А зачем вам курьер с высшим образованием?» — «По крайней мере, он «не обложит« клиента». Ну, во-первых, не очевидно, что «не обложит». А во-вторых, странное объяснение. Мы в России связываем образование с будущей производственной деятельностью. Но, на мой взгляд, мы себя немножко обманываем. Я не вижу в современном образовании такого уж сильного производственного уклона.

Связка «школа — вуз» не работает

— Теперь посмотрим, что, собственно, происходит в основном звене образования — в школе. По мнению специалистов, начальная школа является самым эффективным звеном образования. Детям действительно интересно учиться, забавно, у них есть мотивация стать взрослыми, умными, «как папа». Они учатся общаться между собой, происходит так называемая первая ступень социализации. А дальше наступает непонятное. Это пятый-девятый классы, так называемая «основная школа». Главная проблема здесь в том, что мальчики и девочки находятся в сложнейшем периоде полового созревания. Весна, солнце, птички, а они сидят 45 минут за партой. Сиди тихо, сиди по струнке и… абсолютно непонятно зачем. Я не устану повторять фразу, которую мне сказал заведующий кафедрой математической логики нашего мехмата Владимир Андреевич Успенский: «Зачем я на всю жизнь запомнил, что крокодил несет яйца?» Тут, правда, мне могут возразить: «А если кто по биологии пойдет?« И я отвечу: а если кто по биологии пойдет, пускай знает, что крокодил несет яйца.

Что же дальше — после окончания школы? Вуз не признает качество образования, полученного в школе. Значит, сразу возникают три института: белый, серый и черный. Подготовительные курсы — это белый институт, репетиторство — серый, ну и черный институт — всем понятно, что такое. Причем это не обязательно денежные взятки. Это может быть банальный звонок ректору.

Появилась попытка ЕГЭ. Удачная она или неудачная? Отвечаю: неудачная. Введение ЕГЭ шло очень тяжело. Были допущены очень большие ошибки из-за отсутствия опыта тестирования в нашей стране. А это большая научная школа. Например, американцы говорят: существуют три очень разных метода тестирования и очень разные тесты. Одна группа тестов — на усвоение знаний. Другая — на способности и возможность продолжения учебы в дальнейшем. И наконец, третий тест — оценка самого учебного заведения: хорошо оно работает или плохо. Тесты совсем разные. У нас же в ЕГЭ попытались ответить сразу на все три вопроса. Это невозможно. Поэтому ЕГЭ у нас некий «тяни-толкай»… Однажды учитель литературы рассказал мне: увидел в каком-то тесте по литературе вопрос: «На каком плече была родинка у Элен?» Варианты ответов: «на правом», «на левом», «на обоих», «на обеих». Тест этот, правда, быстро сняли.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента об аккредитации и сертификации вузов, Евгений Сабуров сказал следующее:

— По большому счету, никакая государственная аккредитация не нужна. Нужна свободная котировка дипломов. Ну какая разница — МГУ имеет аккредитацию или не имеет? Он МГУ — и все. А есть диплом Забайкальской академии менеджмента и дизайна. И работодатель сам смотрит и решает. Но, с другой стороны, работодатель видит, что человек пять лет «варился« в вузе, что он все-таки не с улицы и, может быть, он пить не будет. Это серьезное соображение в нашей стране, очень серьезное. Поэтому я совершенно спокойно смотрю на открытие новых вузов.

— А вообще когда-нибудь эта реформа образования закончится или будет до тех пор, пока само общество не создаст новую систему взамен той, которую постоянно реформируют?

— Реформа образования никогда и нигде не заканчивается. Образование — это такая система, которая должна находиться в состоянии реформы постоянно. Если бы это было не так, мы бы из пещер не вышли. Это — передовой отряд развития общества. Что касается некачественных учебников… Пока стандарты мы задавать не умеем, к сожалению. Я влез один раз в эту ситуацию и увидел просто какое-то издевательство над детьми. Я с вами согласен: положение здесь очень плохое. Потому что экспертный совет состоит… из авторов учебников. И я очень не хочу, чтобы мой институт брал на себя экспертизу учебников. Потому что это склочная и опасная среда — это большие деньги. Я знаю ребят, которые пришли в Минобразования, хотели что-то там революционное сделать, убрать все эти безобразия, но — ослабели.

P.S. Новосибирская область примет участие во всероссийском конкурсе модернизации системы образования. Об этом, по информации пресс-службы обладминистрации, сообщил заместитель губернатора Андрей Филичев.

»16–17 декабря в Новосибирске пройдет комплексный экспертно-методический семинар, на котором официально будут объявлены условия участия региона в конкурсе, этапы его проведения и сроки, — пояснил Филичев. — Наш регион вполне отвечает задачам комплексной модернизации системы образования. Кроме того, цели общероссийского проекта полностью совпадают с приоритетными направлениями инновационного развития образования Новосибирской области. Напомню, что это — введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное (подушевое) финансирование общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении образованием и ряд других приоритетных направлений. По итогам конкурса будет определено 20 регионов, которым из федерального бюджета будет перечислено от 150 миллионов до 1 миллиарда рублей на модернизацию образовательного комплекса. Всего в бюджете страны заложено около 8 миллиардов рублей на реализацию нацпроекта «Образование».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: