Сколько пили сибиряки в конце XIX начале XX века, рассказывает аспирант Омского государственного технического университета Наталья Елизарова.

Институт истории СО РАН недавно провёл региональную молодёжную конференцию «История Сибири:
А как же обстояли дела с пьянством в Сибири до революции?
Одной из самых болезненных проблем, существовавших на территории Западной Сибири, было как раз пьянство населения, которое в конце XIX начале XX века распространилось до катастрофических размеров и стало своеобразной формой досуга. Пьянство отчасти поощрялось государством, потому что существовало большое количество «казенных» заведений винных, водочных, куда обыватель мог прийти и выпить. Бедой для сибиряков было отсутствие мест для развлечений, для проведения своего досуга. Куда пойти? Ну конечно, в кабак. Это было единственное место, чтобы пообщаться, обсудить новости. Газеты тех лет писали: «Современный кабак с его грязной и растлевающей обстановкой привлекает массу посетителей, значительная часть которых идёт в этот вертеп не только для того, чтобы распить определенную порцию вина там нередко можно встретить людей совершенно непьющих, просиживающих в кабаках целые часы Кабак к себе притягивает не одним вином, нет, кабак служит своего рода клубом для простого и бедного люда». Там проводили время ещё и потому, что среди сибирского населения общий уровень культуры был очень низким.
Сибирь в плане пьянства
Когда я занималась изучением этой проблемы, то в первую очередь обратила внимание, что сибиряков нельзя назвать самыми пьющими, если сравнивать с представителями других губерний. В России больше всего пили, по данным Министерства юстиции, на нефтяных промыслах в Бакинской губернии. Там в среднем на каждого человека в год приходилось по 10 вёдер водки, 20 вёдер виноградного вина и 15 пива. В Сибири же только по 7 вёдер.
![]() |
Пили больше рабочие или крестьяне?
Сложно сказать. Не было практически ни одного сословия, которое бы не затронула проблема пьянства. Крестьяне начинали пить с очень раннего возраста, ещё детьми, поскольку все взрослые в их окружении злоупотребляли алкоголем. Об этом писал священник Тобольской епархии Стефан Аталыков: «В селе Пыгановском, к сожалению сказать, очень развито пьянство; большие и маленькие в праздничные дни проводят время около кабаков. Первые пьют, а у последних запечатлеваются в молодых сердцах дурные примеры».
Особенно массовая попойка устраивалась на так называемые съезжие крестьянские праздники. Вот как это происходило: «Старые и молодые мужчины и женщины, безобразно пьяные, юноши и взрослые девицы ходят из дома в дом целой вереницей с песнями и под звуки
Съезжие праздники приводили крестьянина к полному обнищанию. Часто водка заканчивалась не только в домах крестьян, но и в кабаке. Чтобы достойно проводить гостей, «поднести на посошок», приходилось за стакан или два водки продавать за бесценок сено, хлеб, скотину. Во время съезжих праздников, например, в каждом приходе Тобольской епархии расходы на выпивку составляли до тысячи рублей.
Пьянство способствовало разладу в крестьянской семье. Чаще страдали женщины, не только от побоев, но и от постоянных скандалов. «Неудивительно, что деревенские бабы быстро вянут и уже в 30 лет выглядят старухами», писали газеты. Тяжёлые бытовые условия, семейные конфликты подталкивали к выпивке и женщин. Даже молодые девушки посещали питейные дома.
Пили и рабочие. Их пьянство косвенно «стимулировала» сравнительно высокая заработная плата, которую они получали за свой труд. Это обстоятельство сформировало в них легкомысленное и беспечное отношение к деньгам. «Достанется на всё», рассуждали они. Во многом пьянству рабочих способствовали сами работодатели, которые снабжали своих работников спиртным из расчёта «от полуведра до семи с половиной ведер на годового рабочего». Зачастую это приводило к тому, что рабочий пропивал большую часть заработка и вынужден был закладывать одежду или отрабатывать свой долг, трудясь бесплатно.
Злоупотребление алкоголем распространилось также среди наёмных работников в помещичьих домах. Прислуга не ограничивалась пьянством во время общепринятых православных праздников, а учреждала собственные, которые служили очередным поводом для принятия спиртосодержащей жидкости. Так, среди томской прислуги отмечался «великий кучерский праздник».
А коренное население Сибири, так называемые инородцы, тоже злоупотребляли спиртным?
В 1902 году газета «Сибирский вестник» писала: «Инородцы
спились, и благодаря этому обнищали и вымирают. Спирт и водка для них зло большее, чем где бы то ни было». Ответственность за пьянство аборигенов возлагается на русских. Исследователи говорят, что до похода Ермака в Сибирь инородцы не пили. Другие утверждают, что пили, но у них были свои одуряющие изделия напитки из проса, из мухоморов. А к водке их приобщили уже русские, даже на государственном уровне. В XVIII веке во время церковных праздников и на день ангела государя и членов его семьи аборигенам выдавалось так называемое «винное жалованье». И у инородцев изначально сформировалось мнение, что пьянство это не страшно. Ничего тут плохого нет. Это, наоборот, милость от государя, богоугодное дело, то, что позволено, то, что разрешено. Русские учили коренное население Сибири «обмывать» завершение
От «пития», наверное, воздерживались только высшие слои общества, социальная элита?
К сожалению, и для них проблема пьянства была актуальна. Пристрастием к кутежам отличалось купечество. Они могли себе это позволить. Имея на руках огромные суммы денег, купцы устраивали грандиозные загулы. «Подвыпившие купчики били зеркала в ресторанах, лезли сапогами в ванну из шампанского, с шиком и свистом на бешеных тройках давили людей на улицах города, а по ночам ездили в соседние деревни, где устраивали оргии и избивали местных крестьян».
Мелкие служащие также были подвержены пьянству, к которому их побуждало угнетённое и забитое положение, когда человек не видит в своём будущем ничего отрадного, кроме рутинной работы.
Не отставали и военные. «Полицмейстер ездил по городу не иначе как с бутылкой шампанского в руках и двумя трубачами на крыльях дрожек, причём трубачи трубили на весь город в знак того, что полицмейстер веселится. Тогдашние власти собирались несколько раз в лето в здешний городской сад, известный под именем Прокурорского, или палатку полкового командира. В первом случае, когда пиршество происходило в саду, то запирались с большим запасом вина и женщин в многочисленные гроты, нарочно для этого устроенные, и не выходили оттуда неделями, между тем музыканты, разумеется, меняясь, не умолкали ни день, ни ночь. То же самое делалось и в палатке полкового командира, с тою разницею, что к увеселениям прибавлялись военные забавы, то есть стрельба из ружей и пушек».
Пьянство военных отчасти «поощрялось» государством. Существовал обычай пить на государственных праздниках. Военные выстраивались, и по очереди вначале офицерам, потом низшим чинам подносили по чарке казённой водки за здоровье императора.
Что интересно пили даже священнослужители. Были известны случаи, когда священники, находясь в нетрезвом состоянии, избивали прихожан и дрались между собой. В Западной Сибири наиболее пьющими были духовные лица в Алтайском крае. Именно туда поступало больше всего распорядительной документации из духовной консистории, касающейся «пьяных безобразий священнослужителей при совершении церковных обрядов». Батюшки пили, кутили, приставали к женщинам. Эти случаи были не единичные, а систематические. На них пытались воздействовать, применяя штрафные санкции. Их достаточно легко наказывали
И как же боролись с этим бедствием?
Попыткой ограждения сибиряков от подобных пристрастий стало создание обществ попечительства о народной трезвости. Деятельность попечительств была направлена на устройство столовых и чайных, организацию народных гуляний, спектаклей, ночлежных домов и приютов. К борьбе с народным пьянством подключилось и православное духовенство. Оно стало создавать так называемые общества трезвости
Когда царь получил информацию, что социалисты скупают кабаки, чтобы пропагандировать там свои идеи, тогда государство начало суетиться
Дореволюционным борцам за трезвость хоть и не удалось ликвидировать проблему пьянства, зато удалось безнравственным наклонностям сибиряков противопоставить идею о трезвой жизни. Может,




