«Третья команда на поле» так называют себя сами футбольные судьи
Арбитры и их действия, как говорится, на виду, но наверняка немало есть болельщиков, которым любопытно, а что у рефери в карманах, какие записи оставляют они в своих блокнотах и как относятся к реакции трибун на свои решения? Некоторые судейские «секреты» читателям «ВН» раскрыл новосибирский профессиональный футбольный судья, председатель единственной за Уралом детской школы арбитров Сергей МОСТОВОЙ.
Китайский «горчичник»
Как известно, желтые и красные карточки среди обязательных атрибутов арбитров впервые появились на девятом чемпионате мира в Мексике в 1970 году. До этого судьи выносили предупреждения устно и так же устно «просили» грубиянов покинуть поле.
За 36 лет «горчичники» несколько раз видоизменялись.
Первые желтые и красные карточки делали из обыкновенного цветного картона, вспоминает Сергей Мостовой. Часто прямо на них записывались номера провинившихся футболистов. Со временем для долговечности карточки стали ламинировать, а у арбитров появи-
лись специальный блокнотик и карандаш. Авторучку брать нельзя: погода бывает разной, и то ручка не пишет, то чернила размазывает. Теперь у всех профессиональных судей в нагрудном кармане пластиковые карточки, в основном китайские, с обязательно ярким «кислотным» цветом. Перед выходом на поле арбитр кладет их под обложку блокнота вместе с карандашом.
Листок блокнота расчерчивается пополам по вертикали. Первая графа «хозяева», вторая «гости». Арбитр в блокноте зафиксирует в одной из граф: на какой минуте показана карточка, номер игрока и за что тот наказан. В правилах международной коллегии судей существует девять «причин» для желтых карточек и семь для красных.
Лично для меня существуют всего две мотивировки наказаний, говорит Сергей Анатольевич. Либо «грубая игра», либо «неспортивное поведение». По-моему, этих двух формулировок вполне достаточно. Мы вольны писать так, как хотим, но ни в коем случае нельзя путаться в столбиках блокнота и в номерах предупрежденных игроков. Из-за этого с одним из новосибирских арбитров, судившим матч высшей лиги, произошел случай прямо драматический. Он показал желтую карточку игроку одной команды, но номер его записал не в ту графу. Во втором тайме он снова достал «горчичник» для этого же футболиста, и на этот раз сделал запись, где надо. В результате игрок был предупрежден дважды, но доиграл встречу. После этого арбитр навсегда расстался с высшим дивизионом. Такой же случай был и когда московский «Локомотив» играл в Еврокубках: Пименов в одном из матчей тоже сыграл с двумя желтыми карточками, и после этого УЕФА вынес решение о переигровке. Так что судейские небрежности могут доставить много хлопот как нам самим, так и играющим командам.
Судейский свисток как пастушья дудочка
Уже несколько лет многие профессиональные футбольные арбитры пользуются специальными свистками «с турбинкой«. Прежние были с шариком, а эти хоть без него, но звучат гораздо громче и пронзительней.
Основной поставщик профессиональных свистков во всем мире Канада. Канадскими «Фокс-40» и «Торнадо» пользуются все арбитры, судящие матчи высших лиг разных чемпионатов или встречи на международном уровне. Стоимость этих небольших атрибутов 10 долларов за штуку. Правда, китайцы уже успели освоить канадскую технологию и стали выпускать неплохие копии за 100 рублей.
В «арсенале« любого уважающего себя арбитра всегда должно быть не менее пяти-шести свистков, считает Сергей Мостовой. Я даже в машине на всякий случай его вожу, хотя «Фокс-40» служит мне исправно почти десять лет и прибегать к услугам «резервистов» еще не приходилось. А в нашем городе есть такой знаменитый арбитр, инспектор разных матчей российского и международного уровней Александр Николаевич Спирин. От коллег он получил прозвище «Мистер Свисток» за то, что свисток постоянно носит с собой, и, заметив на улице знакомого, он не окликает его, а свистит, привлекая внимание.
На матч арбитр выходит с двумя свистками: один на шее, второй, запасной, в кармане шорт. Специалисты утверждают, что для судьи свисток это музыкальный инструмент, как дудочка для пастуха, и умение правильно свистеть требует специальных занятий. Профессиональный арбитр с помощью свистка может понятно разговаривать с любым футболистом. К примеру, если нарушение правил было неопасным для «пострадавшего» футболиста, неумышленным или не сорвало атаку одной из команд, арбитр свистит коротко и несильно. Но когда свисток звучит пронзительно и долго это предупреждение игроку: в следующий раз он схлопочет «горчичник« или будет удален.
Решка или американский орлан?
Наверняка болельщикам интересно, а что за монетку подкидывают судьи перед матчем?
Оказывается, предматчевый жребий целая наука. Первоначально футбольные рефери для этого прятали за спину свисток, а капитаны команд угадывали по принципу «пусто-густо». Потом жеребьевку стали проводить с помощью секундомера: арбитр закрывал циферблат рукой и останавливал секундомер чет или нечет? Эти приемы сохранились и до сегодняшних дней, но судьи-профессионалы всегда выходят на матч с монеткой в кармане.
У каждого судьи есть своя любимая монетка, рассказывает Мостовой. Я пользуюсь юбилейной монетой, подаренной мне одним из новосибирских банков. Хотя арбитрам выдают пластмассовые монеты: на одной стороне черный цвет, на другой белый. Но почти все европейские судьи предпочитают кидать жребий с помощью серебряного американского доллара.
По правилам жребий проводится с капитаном гостей, а если это чемпионат мира или Европы, то с капитаном той сборной, которая определена в матче под вторым номером. При угадывании «орла» или «решки» выигравшая команда выбирает ворота, в которые будет вести свои атаки во втором тайме, а другая команда вводит мяч с центра поля.
Судьи бывают разные: черные, желтые, красные
До чемпионата мира 1994 года форма у арбитров была строгой: черные футболки и шорты с обязательным белоснежным воротничком. В США рефери преобразились, и революция дала свои плоды: теперь судьи могут выбирать из черного, красного или желтого цветов.
Коллегия футбольных арбитров России договорилась с компанией «2К» о бесплатной выдаче каждому российскому арбитру спортивной сумки с полным «обмундированием», говорит Сергей Мостовой. Там спортивная куртка, майки, кроссовки и судейская форма в шести экземплярах. Каждый из трех цветов одежды арбитра продублирован: футболки с длинным или коротким рукавом судья выбирает в зависимости от погоды во время матча.
Цвет своей формы рефери определяют после того, как играющие команды выберут цвета, в которых выйдут на матч. А вратари выбирают цвет своих маек уже после арбитров.
«Помните, в каком городе вы судите»
Установки арбитрам даются инспекторами матчей перед каждой игрой. «Дежурное» наставление: «Судейство должно быть максимально объективным».
Однако практика показывает, что судьи во время матчей действуют по закону «55 на 45». Иными словами, в спорных моментах арбитр на десять процентов чаще трактует их в пользу хозяев поля.
Если же судья отработал по принципу «50 на 50», утверждает новосибирский арбитр, то после матча хозяева обязательно скажут, что их откровенно засуживали, а гости признаются, что такого объективного судейства они давно не припомнят. В случае «55 на 45», как правило, судейство нареканий ни у одной из сторон не имеет.
Процент трактовки спорных моментов в сторону хозяев поля повышается, если, к примеру, в городе, где проходит матч, отмечается большой праздник, и зрители приходят на стадион, чтобы увидеть, как победит их любимая команда. Сергей Анатольевич утверждает, что и на закончившемся недавно чемпионате мира без «негласных правил» не обошлось.
Я почти наверняка знаю, сказал он, что все арбитры на мировом первенстве получили четкую установку: поскольку люди платят большие деньги, чтобы посмотреть на знаменитых футболистов, звезд нельзя удалять ни в коем случае. Из-за этих «правил», на мой взгляд, и пострадал наш Валя Иванов.
Технические новшества излишняя роскошь
На последнем чемпионате мира большинство главных арбитров бегали по полю с непонятными наушниками и маленьким микрофоном. Для чего?
Как объяснил нам Сергей Мостовой, с помощью этого технического нововведения главный рефери общался с лайнсменами: когда на стадионе находится более 50 тысяч зрителей и каждый что-то кричит, услышать коллегу судьям просто невозможно. Вот и решили ввести наушники для судейских переговоров. На самом деле, считает Мостовой, это излишество, поскольку «главный» должен видеть момент не только своими глазами, но и боковым зрением следить за флажком лайнсмена. Если этого не получается значит арбитр занял неправильную позицию, и его квалификация находится под большим вопросом.
В российской Премьер-лиге тоже есть технические новшества. В некоторых городах на флажке у бокового судьи находится кнопка, а на руке у главного арбитра устройство, принимающее звуковой сигнал. В спорных случаях лайнсмен не только поднимает флажок, но и одновременно нажимает на нем кнопку, сигналом привлекая внимание главного арбитра. Но и к этой выдумке техников российские арбитры прибегают крайне редко.
Хотя, надо признать, техника порой подводит.
Однажды случилось так, что я объявил резервному арбитру, что добавляю ко второму тайму четыре минуты, а после этого мой секундомер остановился, вспоминает судья. Сначала я не обратил на это внимания, а потом было поздно: победный гол одна из команд забила на шестой добавленной минуте. На коллегии мне пришлось выворачиваться: мол, уже в добавленное время одна из команд тянула время, поэтому я и прибавил еще две минуты.
Всем известно непечатное слово, которым российские болельщики бранят арбитра, если тот принял решение не в пользу их любимой команды. Слово это известно, конечно, и самим судьям, но Сергей Мостовой утверждает, что на него арбитры уже давно перестали реагировать: психологически они очень устойчивы и прекрасно понимают чувства болельщиков. Гораздо больше боятся они заседаний судейских коллегий по спорным решениям, ведь если грубые ошибки главного арбитра, умышленные они или неумышленные, будут выявлены, то, в лучшем случае, их отстранят от судейства на месяц, в худшем на всю жизнь.
«Тайны» футбольных арбитров выведывал Александр МОГИЛИН