Яндекс.Метрика

Угнать за 60 секунд

В Москве есть Музей угона имени Юрия Деточкина. А что бы разместилось в таком музее, будь он в Новосибирске? Эту тему предложил «ВН» для обсуждения начальнику отдела по кражам автотранспорта ОРЧ УВД Новосибирска подполковнику милиции Виктору Гоношилину.

Четыре года назад в Москве при поддержке «Агентства ПАРИ» под эгидой Книги рекордов России открылся Музей угона имени Юрия Деточкина. В музее — необыкновенные вещи, инструменты по вскрытию автомобиля, коллекция фальшивых документов, системы противоугонной сигнализации, блокираторы, статистика угонов и так далее. А что бы разместилось в таком музее, будь он в Новосибирске? Эту тему предложил «ВН» для обсуждения начальнику отдела по кражам автотранспорта ОРЧ УВД Новосибирска подполковнику милиции Виктору Гоношилину.

«Уезжающие» цифры

Коли в столичном музее не обошлись без статистики, то и в нашем бы ей нашлось место. По словам Виктора Васильевича, за последние полгода в Новосибирске было угнано 430 автомобилей, 120 из которых иностранного производства. Сотрудниками УВД было раскрыто 14 процентов краж и 55 процентов угонов. Чаще всего злоумышленники зарятся на автомобили: из класса джипов — «Тойота Лэнд Крузер», «Лексус«, »Тойота-Хариер«. А из легковых больше подвержены опасности »Тойота-Виста« и «Тойота-Корона». Что касается машин отечественного производства, то чаще других угоняются ВАЗ 2106, 2101, «девятки», «десятки».

Не бросай четырехколесного друга!

Как правило, из автомобилей отечественного производства чаще всего угоняют старые модели, старше 10 лет. Хозяева опрометчиво бросают их во дворах, под окнами в надежде на то, что услышат, если кто-то попытается завести их автомобиль. На таких машинах, как правило, не бывает противоугонных устройств. Раз нет сигнализации, то можно сделать вывод, что машина принадлежит людям малоимущим, возможно, пожилым. Они-то больше всего и страдают от преступников-угонщиков.

Старые машины, угнанные в ночной период времени, чаще всего оказываются в руках подростков 13–19 лет. Виктор Васильевич считает, что это связано с тем, что нынешняя молодежь, особенно из неблагополучных семей, не имеет каких-то занятий, увлечений, она предоставлена сама себе. И неудивительно, что большинство краж совершается ночью, так как родителям малолетних преступников совершенно все равно, где их ребенок пропадает ночи напролет. Конечно, самые молодые преступники (многим из которых всего по 12 лет) часто бросают старые машины, предварительно сняв с них колеса, аккумуляторы, магнитофоны. Но мало кто из хозяев этих автомобилей может поправить свой ущерб.

Реже происходят кражи автомобилей, то есть тайные хищения, из гаражей, автостоянок — это куда сложнее: тут за одну минуту не управишься. На гаражах чаще всего тяжеловскрываемые замки. Конечно, некоторые придумывают и более оригинальные способы проникновения: вырезают сваркой, а то и стены пробивают.

Наверное, стоянка — самое безопасное для автомобиля место, хотя и оттуда автомобили иногда исчезают. Но тут чаще всего замешаны хозяева, которые связаны с преступниками долговыми отношениями. Они-то и предоставляют угонщикам ключи, документы, чеки, с которыми и со стоянки угнать автомобиль несложно.

Угон — дело добровольное

На вопрос о том, с чем связан такой интерес молодых людей к угонам автомобилей, Виктор Васильевич ответил однозначно: «Криминальный автобизнес — это очень выгодное дело. Редко какая кража квартиры может принести доход около 300 тысяч. К тому же для людей опытных, уже имеющих по несколько ходок, это легкий способ заработать денег. Многие после тюрьмы устроиться нигде не могут, а чаще не хотят, и вновь принимаются за старое дело».

Конечно, есть и доля адреналина в таком бизнесе, его даже можно сравнить с наркотической зависимостью, но людей, которые получают от угона автомобилей только удовольствие, очень мало. Крупная сумма денег — вот что соблазнительно для угонщиков.

Бывали в практике сотрудников УВД и такие случаи, когда в силу вступала личная неприязнь. К примеру, угнал молодой парень автомобиль. Его поймали. Он просит хозяев машины забрать заявление, они не соглашаются. Но так как преступник еще не достиг возраста уголовной ответственности, его отпускают. И он начинает, так сказать, мстить своим обидчикам: колеса протыкать, стекла бить, может и еще раз угнать автомобиль.

Что касается угонов дорогих автомобилей, то они часто имеют заказной характер. Такими угонами занимаются организованные преступные группы, имеющие специальные устройства для вскрытия автомобилей: отмычки, сканеры.

Дедушка, подари машинку…

Как уже было сказано, средний возраст преступников, как правило, составляет 13–19 лет, но из всех правил есть исключения. В этом году сотрудниками УВД была задержана очередная преступная группировка автоугонщиков. Но даже для видавших виды оперативников стало шоком, что лидером этой преступной группировки оказался 58-летний (!) мужчина. Почти пенсионер и «по совместительству» угонщик — ситуация крайне редкая.

А в завершение нашего обсуждения «экспозиции» Виктор Гоношилин предложил на самом видном месте в музее разместить плакат с призывом бережно относиться владельцам автомобилей к своим авто и быть осторожными при общении с незнакомыми людьми, проявляющими повышенный интерес к их машинам.

Поделиться:
Копировать