Прорыв в XXI век: это когда в Новосибирске при помощи «мышки» переводят стрелки в Карасуке

Для многих читателей будет неожиданным тот факт, что на фоне перманентного российского кризиса есть у нас отрасли, шагающие в ногу с мировым временем. И более того - нередко это время опережающие.Речь о железной дороге.Именно в этой сфере наши технологические достижения сравнимы с западными, коль мы любим сравнивать. Попробуем убедиться в этом сами.

 Для многих читателей будет неожиданным тот факт, что на фоне перманентного российского кризиса есть у нас отрасли, шагающие в ногу с мировым временем. И более того - нередко это время опережающие.

Речь о железной дороге.

Именно в этой сфере наши технологические достижения сравнимы с западными, коль мы любим сравнивать. Попробуем убедиться в этом сами. Наш собеседник - главный инженер Западно-Сибирской железной дороги Аркадий Иванович Андреев.

- Вы, может быть, удивились, но даже в такой упорядоченной отрасли, как наша, везение - немаловажный фактор успеха. На наше счастье, в регионе существуют два отраслевых института - в Новосибирске и Омске, кроме того, ряд исследовательских учреждений, потенциал которых мы можем привлечь, например СибНИА (авиация и железная дорога ближе друг другу, чем кажется). Мы активно пользуемся этим потенциалом, особенно в последние три года. В 1999 году только на разработку новых технологий (это, так сказать, только мыслительный процесс, без закупки и установки новейшего оборудования) мы истратили 27 миллионов рублей - по нынешним временам сумма немалая.

Аркадий Иванович Андреев

 - Из того, что внедрено в последнее время, какая разработка вам представляется наиболее масштабной, революционной что ли?

- Бесспорно, это Единый дорожно-диспетчерский центр. Мне как-то пришлось встречаться с немецкими коллегами, это было во Франкфурте-на-Майне. То, что создали мы, намного рациональней и эффективней. Подобный центр в России есть еще только на Восточно-Сибирской дороге.

- Что из себя представляет Единый дорожно-диспетчерский центр? В чем его преимущество?

- Прежде у диспетчера лежал на столе вот такой график исполненного движения, где фиксировались станции, через которые следует поезд, и время.

Теперь этот график ведется автоматически, мы видим, как движется каждый поезд в режиме реального времени. При помощи компьютеров мы контролируем огромное пространство. Мы видим каждый поезд, знаем его основные параметры.

А главное - система обеспечивает более высокий уровень безопасности движения, не позволяет человеку ошибиться.

- Помню, в семидесятые годы из-за ошибки произошла страшная катастрофа: пассажирский поезд Новокузнецк - Москва врезался в грузовой, набирающий скорость на маленькой станции...

...Да, был такой случай на Свердловской дороге. Новая система как раз и делает невозможными подобные катастрофы. Ситуацию на всей дороге контролирует квалифицированный персонал, находящийся в Новосибирске.

Теперь, кстати, на некоторых участках дороги мы можем переводить стрелки при помощи компьютерной мышки.

Отпала и необходимость держать диспетчеров в Омске, Барнауле - их всех собрали в Новосибирске.

Кроме того, диспетчер теперь может оперативно решить любой вопрос, связанный с графиком движения поездов. Точная своевременная информация - меньше сбоев, больше выгоды.

- В последнее время идет триумфальное шествие новейших средств связи по железной дороге.

- Да, действительно, мы освоили волоконно-оптическую связь. Между крупными городами теперь имеется 1830 каналов оптоволоконной связи. Связь качественная, чистая. Внедрение этой связи началось с создания единого диспетчерского центра, который не смог бы существовать без современной связи. А теперь мы можем проводить телеконференции (здесь мы, кстати, первые в МПС) и можем, в случае чего, всегда взглянуть друг другу в глаза.

Любопытные изменения произошли в подходах к обслуживанию локомотивного хозяйства. Мировой опыт (а связано это с развитием диагностики) показывает, что обслуживать технику нужно исходя из ее состояния, а не пробега.

Как ни странно, мы воспользовались опытом авиаторов - может, видели: в СибНИА висят на растяжках самолеты и постоянно раскачиваются - так выявляют трещины, определяют срок службы узлов.

Подобным способом мы определяем долговечность вагонных тележек при помощи диагностического оборудования, разработанного в Омске.

Для нас это особенно важно: локомотивный парк - наша основная головная боль.

- Для сибиряков, наверное, сейчас не менее важно поддерживать путевое хозяйство...

- Думаю, что да. Здесь мы имеем достойный уровень. На станции Промышленной (Кузбасс) впервые в России внедрено новейшее оборудование по восстановлению рельсов. Производитель - фирма «Жейсмар». Российские коллеги дали ему высокую оценку.

В общем, у нас довольно много технологических новинок, о которых подробно сейчас говорить сложно, - газетного номера не хватит. Наше довольно мощное дорожно-проектное конструкторское бюро разработало и внедрило множество образцов оснастки для ремонта путейской техники: создано рабочее место энергодиспетчера - на основе микропроцессорной техники, и, что очень важно, специалисты дороги совместно с учеными Академии железнодорожного транспорта разработали систему вождения поездов по энергооптимальным траекториям, что дало мощный экономический эффект.

- То есть можно уверенно сказать, что Западно-Сибирская железная дорога - одна из ведущих не только в России, но и в мире?

- Смотря под каким углом смотреть. Немцы гордятся своей программой Интерсити (скоростное движение по железным дорогам). Во многих странах культура производства повыше, чем у нас. Посмотришь на французскую шпалу из бука - красота. Как будто лаком покрыта. У нас - сосновая, попроще будет. Да и скоростные достижения, помимо Москвы и Ленинграда, России пока не по плечу. Может, это и к лучшему - российские дороги по статистике самые безопасные в мире. А здесь все имеет значение: и наша традиционная дисциплина, и скоростной режим. О технологиях мы уже говорили.

Поделиться:
Копировать