" /> Коммерция по-российски

Коммерция по-российски

...Товары с «Машкомплекта» уходят, а в кассе одни убытки, куда деваются деньги за них?.. Если заключение аудиторской фирмы, проверяющей ОАО «Машкомплект» с его разнообразными формами деятельности занимает всего лишь полстранички, как при проверке торговца пирожками, то кому это выгодно? Если сотни тысяч рублей исчезают из прибыли, а неудобные директора - из Совета, для чего это делается?Нет, бизнес по-российски не так прост, как кажется: время пропивания выручки сменилось временем ее исчезновения в известном только начальнику направлении...

НовЭЗ номер два?

Фото из журнала "Огонек"

 Основополагающий принцип отечественного бизнеса - добыть вагон водки, водку продать, а выручку пропить - был сформулирован еще на заре российской независимости. С тех пор прошел уже десяток лет. В нашей коммерции добавилось чуть-чуть цивилизованности и здравого смысла, и, тем не менее, имитация кипучей деятельности с близкой к нулю величиной прибыли на выходе по сей день жива и здравствует.

Вот одна из новосибирских контор - ОАО «Машкомплект». По своим размерам - славный осколок былой советской эпохи централизованного снабжения и такого же сбыта. Семьдесят восемь с половиной тысяч квадратных метров первоклассных складских помещений - о таких грезят груженные товарами коммерсанты всех мастей холодными сибирскими ночами. Своя железнодорожная ветка с четырьмя тупиками и крановым хозяйством, полный набор погрузочно- разгрузочного оборудования: живи, трудись и процветай. Тем более что складской бизнес практически не зависит от штормов в стакане нашей экономической воды, ибо любой товар где-то все равно надо хранить.

Казалось бы, акционеры столь могучей структуры должны чувствовать себя, как у олигарха за пазухой. Генеральный директор «Машкомплекта» Виктор Авдеев много лет проработал в этой сфере. Ближайшие его подчиненные тоже отнюдь не лаптями склады подметали. Корабль есть, команда опытная, капитан на мостике - что еще надо для скромного акционерского счастья?

Генеральный директор ОАО «Новосибирскбизнескомпания» Александр Дулов: «Вместе с ОАО «Обская автобаза» мы на сегодняшний день владеем почти 27% акций «Машкомплекта». Честно говоря, большой радости это пока не доставляет».

Вот тебе раз! По сути дела контролировать одну из наиболее перспективных в коммерческом плане городских структур и тосковать по этому поводу - странно, однако. К тому же ценность акций складских королей в ближайшее время имеет шанс существенно вырасти. Сегодня областная администрация всерьез взялась за концепцию мультимодального транспортного центра на базе Новосибирска. Самим транспортным положением на пересечении автомобильных, железнодорожных, воздушных и водных магистралей нашему городу уготована участь огромного рынка для всей Сибири. С намеченным развитием аэропорта Толмачево и его таможенных служб расположенные недалеко от аэропорта склады «Машкомплекта» могут стать воистину золотым дном для обладателей его акций. И, тем не менее, эти самые обладатели - и не только «Новосибирскбизнескомпания» - готовы бежать от своих акций-сокровищ, как черти от ладана.

Что ж, присмотримся поближе к этому более чем любопытному предприятию.

Из анализа показателей работы ОАО «Машкомплект» за I полугодие 2000 года: «Запасы продукции на складах снижены на 23,6%. При этом дебиторская задолженность возросла на 41,6%, в том числе задолженность покупателей и заказчиков - на 77%. Затраты по оказанию услуг и реализации продукции возросли в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом, причем по реализации продукции и от оказания складских услуг потребителям за I полугодие 2000 года получен убыток 1103 тыс. руб. Чистая прибыль ОАО «Машкомплект» за это время составила 168 тыс. рублей, в то время как за 1999 год она равнялась 2501 тыс. рублей».

Что тут скажешь! Сводить баланс с полугодовой прибылью в 6 тысяч долларов, имея более 78 тысяч квадратных метров складских площадей, - как говорится, толмачевским курам на смех. Миллионный убыток от оказания складских услуг у предприятия, на них специализирующегося, - тем же птичкам на то же самое. Продукция энергично реализуется направо и налево, а задолженность покупателей перед продавцами растет, как снежный сибирский ком. Чудеса, да и только.

Если основной складской линкор Новосибирска уверенно садится на финансовую мель - самое время присмотреться к рулевому и лоцману. В ОАО «Машкомплект» эти функции выполняет Владимир Горохов.

Биография проста и незатейлива: до 1996 года - скромный государственный налоговый служащий. Затем - глава далеко не самой крупной аудиторской фирмы города ЗАО «ГИДАУДИТ». А спустя всего ничего - счастливый покупатель и владелец 19,57% акций ОАО «Машкомплект»: чуть меньшего количества, чем приобрела мощная «Новосибирскбизнескомпания».

Не будем завидовать столь замечательной карьере и задавать пошлые вопросы типа «Откуда рублишки?»: может, любимая бабушка наследство оставила или не менее любимая жена в тумбочку своевременно положила. Примем это как факт и зададимся иной проблемой: коль уж господин Горохов встал к рулю «Машкомплекта» всерьез и надолго, вложив в акции свои нажитые налоговым потом и аудиторскими мозолями трудовые сбережения, то, стало быть, он в первую очередь должен быть озабочен прибыльностью ставшего родным подопечного предприятия. Некто Генри Форд, говорят, в такой же ситуации жил на территории родного завода днем и ночью, пока автомобильная фирма «Форд» не стала тем, чем стала.

Увы, но именно при этом лоцмане «Машкомплект» устремился ко дну со скоростью легендарного «Титаника». Высший орган любого ОАО - собрание акционеров - оказался профессионально обрезан как по представительности, так и по влиянию на курс собственного корабля в финансовом море.

На последнем октябрьском собрании мне довелось присутствовать. В президиуме действительные члены Совета директоров господа Авдеев и Горохов и строго взирающий на них - дескать, куда ж вы, хлопцы, рулите? - гипсовый товарищ Ленин. В зале - зияющая пустота: из сотен акционеров едва пара десятков наскребется. Все недоуменные вопросы обладателей акций свистят с мест, как пресловутые пули у виска, и отлетают от президиума теннисными мячиками обратно в зал.

А спрашивать господ-командиров - кроме бессловесного Ильича, разумеется, - было о чем. И о работе не ради дохода, а ради голой работы. И о невыплате дивидендов, причем в обход закона, и по привилегированным акциям тоже. И о таинственном изъятии 770 тысяч рублей прибыли 1999 года без всякого согласия на то акционеров. И о той же операции уже в этом году - из той самой дохлой прибыли в 168 тысяч рублей 116 тысяч уже уплыли в неизвестном рядовым владельцам акций направлении. И об изящном финте, с помощью которого представители отнюдь не рядовых акционеров были выброшены из Совета директоров - информация по выдвижению кандидатов была доведена до них буквально в последний день, когда шансов своевременно представить кандидатуры уже не было.

Вопросы были - ответов не было: отцы-директора молчали и изворачивались, как партизаны на допросе. Те, однако, Родину прикрывали - стало быть, и этим было что прикрывать.

Что именно? Давайте помыслим. Если товары с «Машкомплекта» уходят, а в кассе одни убытки, куда деваются деньги за них? Если на один только ремонт крыши списывается не меньше, чем на купола храма Христа Спасителя: какой тип ремонта и какая крыша имеются в виду? Если заключение аудиторской фирмы, проверяющей ОАО «Машкомплект» с его разнообразными формами деятельности занимает всего лишь полстранички, как при проверке торговца пирожками, то кому это выгодно? Если сотни тысяч рублей исчезают из прибыли, а неудобные директора - из Совета, для чего это делается?

Нет, бизнес по-российски не так прост, как кажется: время пропивания выручки сменилось временем ее исчезновения в известном только начальнику направлении. Сегодня ситуация на ОАО «Машкомплект» странным образом напоминает прошлогоднюю ситуацию вокруг ставшего показательным в этом плане Новосибирского электродного завода: приходит команда «менеджеров», вгоняет предприятие в долги, доводя его до банкротства путем отвода прибыли «налево», и либо приватизирует до последней гайки за копейки, либо бросает в виде высосанной изнутри шкурки. На НовЭЗе этот процесс удалось остановить только новому губернатору и его команде, причем буквально на краю пропасти. На «Машкомплекте» он идет полным ходом - и до того самого края осталось не так далеко.

Самый тревожный звонок в этом плане уже прозвучал. Стремительно лишающемуся прибыли и идущему ко дну «Машкомплекту» был брошен массивный спасательный круг - предложение присоединиться к поддерживаемой обладминистрацией программе мультимодального транспортного узла. Это сулит увеличение товарных потоков в десятки раз за счет соглашений на межрегиональном и правительственном уровне, а, следовательно, и немалый рост прибыли. В предложениях - организация складов свободного таможенного режима, полная защита в законодательном поле: словом, все то, о чем нормальный коммерсант и его акционеры могут только мечтать. Единственное, что заведомо исключается при такой схеме - денежные потоки «налево» в интересах, как сегодня выражаются, определенной узкой группы лиц.

Итог? Решительный отказ директоров «Машкомплекта»: дескать, утонем, но не сдадимся. На море такое наблюдается только в одном случае: когда капитан топит судно с командой, лишь бы врагу не достались секретные документы и прочие военные тайны. Впрочем, наши финансовые капитаны, в отличие от военных моряков, обычно впоследствии всплывают: целые, невредимые и отнюдь не бедствующие в лично-денежном плане.

Какие тайны хранит на своем борту ОАО «Машкомплект», остается только догадываться.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать