Новосибирск 0.6 °C

О городской целевой программе «Взаимодействие мэрии и научно-промышленногокомплекса по решению задач социально-экономическогоразвития города Новосибирска на 2006- 2008 гг.»

22.11.2005 00:00:00

Решение городского Совета от 25.10.2005 N 110

Заслушав информацию начальника департамента промышленности, науки и технологий мэрии Нестерова А. В. о необходимости принятия городской целевой программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.», с целью обеспечения социально-экономического развития города Новосибирска в 2006 — 2008 гг. на основе устойчивого экономического роста и эффективной занятости высококвалифицированным трудом, в развитие стратегического плана устойчивого развития Новосибирска, принятого решением городского Совета, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска, городской Совет РЕШИЛ:

1. Принять городскую целевую программу «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.» (приложение).

2. Признать утратившим силу решение городского Совета от 30.12.2002 N 205 «О Городской целевой программе «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 — 2005 годы».

3. Решение вступает в силу со дня опубликования.

4. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».

5. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по научно-производственному развитию и предпринимательству (Солодкин А.А.).

Глава городского самоуправления В.Ф. ГОРОДЕЦКИЙ


Приложение
к решению
городского Совета
от 25.10.2005 N 110


Городская целевая программа «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.» (принята решением городского Совета от 25.10.2005 N 110)

НаименованиеГородская целевая программа
Программы «Взаимодействие мэрии научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.».
Заказчик
Программы
Мэрия Новосибирска.
Разработчик
Программы
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии.
Основные
исполнители мероприятий Программы
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии, администрации районов города, департамент экономики и финансов мэрии, Новосибирский фонд «Дом промышленности», Городская торгово-промышленная палата, Новосибирский фонд «Город — селу», промышленные предприятия и организации города.
Цель
Программы
Обеспечение социально-экономического развития территории города Новосибирска в 2006 — 2008 гг. на основе устойчивого экономического роста и эффективной занятости высококвалифицированным трудом.
Объемы финансирования Программы Общий объем финансирования Программы и источники — 24300000,0 тыс. рублей, в том числе:
средства организаций:
собственные — 14562000,0 тыс. рублей,
привлеченные — 9710000,0 тыс. рублей;
средства бюджета города — 27000,0 тыс. рублей
на реализацию инвестиционных проектов
в форме муниципального заказа.
Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета города устанавливаются решением городского Совета о бюджете города на очередной год.


Паспорт городской целевой программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 — 2008 гг.«

1. Введение

1.1. Разработка Программы обусловлена:

завершением срока реализации городской целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 — 2005 годы» и плана действий на этапе создания правовых и организационно-экономических условий формирования муниципальной политики поддержки местных товаропроизводителей для восстановления промышленного производства и отраслей жизнеобеспечения города;

необходимостью повышения роли промышленности как ведущего сектора экономики в создании высококвалифицированных рабочих мест и увеличения налоговой базы консолидированного бюджета.

1.2. Программа разработана с учетом приоритетов государственной научно-технической и региональной политики формирования особых экономических зон, является составной частью научно-промышленной политики администрации Новосибирской области и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости координации муниципальной и региональной поддержки научно-производственного комплекса города, с другой — активизации деятельности промышленных и научных организаций в комплексном социально-экономическом развитии города в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска.

1.3. Программа рассчитана на среднесрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методик взаимодействия с научными и промышленными предприятиями и организациями, так и содержание программных мероприятий.

2. Правовое обеспечение реализации Программы

2.1. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2.2. Решения городского Совета:

от 28.03.2005 N 575 «О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска»;

от 17.09.2003 N 298 «О Положении о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска» (в редакции решения городского Совета от 17.02.2005 N 547);

от 17.09.2003 N 299 «О Положении о конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, на территории города Новосибирска» (в редакции решения городского Совета от 17.02.2005 N 548);

от 24.01.2003 N 209 «О Положении о муниципальном заказе»;

от 23.10.2002 N 182 «О мерах муниципальной поддержки товаропроизводителей на территории города Новосибирска»;

от 26.03.98 N 133 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот по налоговым платежам в бюджет города Новосибирска« (в редакции решения городского Совета от 29.05.2002 N 137).

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска в качестве целевого ориентира общественного прогресса городское сообщество определило рост благосостояния жителей города, материальной основой которого является рост экономического потенциала.

Основу экономического потенциала города формируют две ведущие отрасли — наука и промышленность, которые обеспечили динамичный рост г. Новосибирска в последней четверти прошлого века и определяют перспективы его развития на ближайшие десятилетия. Основным условием развития экономического потенциала и достижения цели стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска является формирование модели инновационной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.

Проблема обеспечения экономического роста после сокращения объема промышленного производства в 90-е годы и значительной структурной деформации остается одной из самых актуальных на ближайшее десятилетие как для страны в целом, так и для г. Новосибирска. На решение этих проблем были направлены Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001 — 2005 гг., утвержденная постановлением мэра от 06.11.2001 N 3145, и разработанная в ее развитие городская целевая программа «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 — 2005 годы», утвержденная решением городского Совета от 30.12.2002 N 205.

Принятые в период 2000 — 2005 гг. органами городского самоуправления меры позволили решить и ослабить остроту целого ряда проблем и преломить негативные тенденции 90-х годов: разрушение хозяйственных связей и более чем двукратный спад производства и занятого населения, старение и разрушение основных фондов, ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение налоговой базы.

В целом за последние пять лет рост промышленного производства достиг 137%, здесь динамику роста определили высокие темпы роста машиностроения — в 1,7 раза. Высокие темпы экономического роста за этот период были достигнуты прежде всего за счет активной структурной политики мэрии по загрузке свободных производственных мощностей новой номенклатурой изделий для ресурсодобывающих отраслей и регионов.

Меры муниципальной поддержки инвестиционной деятельности позволили в 2004 году дополнительно привлечь более 1 млрд рублей кредитных ресурсов для реализации проектов модернизации промышленности общей инвестиционной емкостью 2,2 млрд рублей. В итоге наметилась прогрессивная тенденция роста доли привлеченных средств в структуре инвестиций и за первое полугодие 2005 года рост инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составил 115,4% и достиг 7,1 млрд рублей.

Подъем базовых отраслей сопровождался ростом предпринимательской активности, плотность малых предприятий в г. Новосибирске в 2,5 раза превышает среднероссийский уровень.

Динамика объемов промышленного производства позволила выйти на экономически сбалансированное соотношение и с 2003 года темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы. Номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях за этот период выросла в 2,6 раза — с 3295,0 рублей до 8630,0 рублей в первом полугодии 2005 года. Произошли качественные изменения в уровнях заработной платы по отраслям экономики: если в 1999 году заработная плата только в финансовой сфере превышала минимальный потребительский бюджет, то с 2003 года заработная плата выше этого уровня в строительстве, транспорте и связи.

Доля прибыльно работающих предприятий составляет около 70%. Ситуация в промышленности города обусловила тот факт, что по показателям финансовой устойчивости предприятий Новосибирская область вошла в первую пятерку регионов России. В 2003 году г. Новосибирск был удостоен Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп», городу присвоен почетный титул «Город России 2002 — 2003».

Прирост экономических показателей в промышленной сфере позволил увеличить налоговую базу и сейчас на территории г. Новосибирска собирается 80% доходов областного консолидированного бюджета. Доходная часть бюджета города за пять лет возросла в 3,4 раза, расходная часть — в 3,7 раза, бюджетная обеспеченность жителей г. Новосибирска возросла в 3,3 раза.

Необходимость разработки программы «О взаимодействии мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006- 2008 гг.» определяется условием обеспечения преемственности и комплексности долгосрочных планов социально-экономического развития и целевых программ стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, утвержденных решением городского Совета от 28.03.2005 N 575.

Разработка Программы обусловлена:

изменением и развитием федерального и регионального законодательства, муниципальной нормативной правовой базы;

новыми требованиями к уровню технологий промышленной и социально-бытовой сферы и усилением конкуренции в условиях нарастающей глобализации и регионализации экономики;

решениями Правительства Российской Федерации и поручением губернатора Новосибирской области об обеспечении развития в г. Новосибирске индустрии информационных систем и создания особых экономических зон (далее по тексту — ОЭЗ).

Остаются нерешенными внутренние проблемы промышленной сферы экономики города: неблагоприятные отраслевые структурные сдвиги, низкий уровень рентабельности машиностроения в сравнении с другими секторами экономики, низкий организационно-технологический уровень производства, недостаточность собственных средств промышленных предприятий на развитие, неразвитость инновационной инфраструктуры в промышленной сфере, отсутствие системы закрепления, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требуемой профессионально-квалификационной структурой.

Машиностроение в промышленном комплексе города являлось ведущей отраслью, что было связано с высоким уровнем кооперационных связей и значительной долей в ее составе оборонной промышленности. За последние десять лет доля машиностроения в отраслевой структуре с 57% снизилась вдвое и сравнялась с долей пищевой промышленности.

Модернизация промышленного комплекса города требует масштабных инвестиций — до 10,0–12,0 млрд рублей в год. Поэтому создание в городе благоприятного инвестиционного климата остается важнейшее задачей. Необходимо организовать системную работу по привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе и в форме постоянно действующего электронного портала — инвестиционного паспорта города.

Реализация Программы позволит создать условия для формирования в г. Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого экономического роста и роста благосостояния жителей города.

4. Основная цель и задачи Программы

4.1. Целью Программы является обеспечение социально-экономического развития территории города Новосибирска в 2006 — 2008 гг. на основе устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения высококвалифицированным трудом в соответствии с основными направлениями Cтратегического плана развития г. Новосибирска в первом десятилетии XXI века.

4.2. Основные задачи Программы:

содействие устойчивому развитию отраслей экономики с увеличением объема выпуска товаров и предоставления услуг в действующих ценах на сумму до 180,0 млрд рублей;

рост реальных денежных доходов населения путем обеспечения его эффективной занятости в промышленности со средней заработной платой 17,0 — 20,0 тыс. рублей и развития системы социального партнерства;

создание современной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности для формирования благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций в основные фонды вновь создаваемых и действующих производств (до 10,0 — 12,0 млрд рублей) для реализации отраслевых и городских целевых программ;

обеспечение реализации мероприятий КЦП «Территория научно-технического развития «Технополис-Новосибирск» и условий формирования ОЭЗ технико-внедренческого типа, IT-технопарка как регионального сегмента национальной инновационной системы;

развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для повышения структурно-технологического уровня промышленности, формирования территориальных и межотраслевых высокотехнологичных кластеров для разработки и производства конкурентоспособной продукции, развития новой отрасли (машиностроение для нефтегазодобывающей и горнорудной промышленности) с ежегодным объемом производства 1,0 — 1,5 млрд рублей;

организация ежегодного инновационно-инвестиционного форума с расширением масштабов и географии участников для закрепления за г. Новосибирском статуса инновационной площадки мирового уровня.

4.3. Основные направления работы:

совершенствование системы муниципального заказа по внедрению научных разработок и передовых технологий в городское хозяйство;

взаимодействие с экономически неустойчивыми промышленными предприятиями и организациями города в целях их финансовой стабилизации;

содействие развитию межотраслевой и межрегиональной кооперации и специализации, научно-производственной интеграции и инвестиционной деятельности научных и промышленных организаций города;

реализация мероприятий стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска;

участие в организации конкурсов на лучшее качество продукции показателей эффективности производства, профессионального мастерства;

содействие организации взаимодействия научно-промышленного комплекса города с сельскохозяйственными предприятиями Новосибирской области;

содействие реализации отраслевых и внутрифирменных программ и мероприятий по совершенствованию качества и соответствия мировым стандартам;

содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества для увеличения экспортного потенциала и активизации баланса ввоза-вывоза товаров и услуг;

содействие организации мероприятий по обеспечению научно-промышленного комплекса города трудовыми ресурсами необходимых профессий и квалификации.

5. Механизмы реализации Программы

5.1. Реализация Программы основана на взаимодействии структурных подразделений мэрии, научных, промышленных, общественных и других организаций города, учебных учреждений — соисполнителей Программы при координирующей функции департамента промышленности, науки и технологий мэрии в соответствии с перечнем мероприятий (приложение).

5.2. Договоры, контракты и соглашения, направленные на реализацию Программы, со стороны мэрии заключаются первым заместителем мэра, в структуру управления которого входит департамент промышленности, науки и технологий мэрии, действующим на основании соответствующего Положения о полномочиях первого заместителя мэра. Заключенные договоры регистрируются в управлении финансов и налоговой политики мэрии.

6. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет собственных и привлеченных средств промышленных предприятий и организаций, привлечения в установленном порядке средств федерального и областного бюджета, банковских средств, средств международных организаций и венчурных фондов, а также средств бюджета города.

Механизмы участия мэрии в реализации Программы определяются правовыми актами, указанными в разделе 2 Программы.

7. Управление и контроль за ходом реализации Программы

Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет департамент промышленности, науки и технологий мэрии при участии структурных подразделений мэрии, промышленных предприятий и организаций города.

Контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет департамент промышленности, науки и технологий мэрии в соответствии с ежегодно утверждаемым планом мероприятий по реализации Программы на очередной финансовый год, а также в соответствии с заключенными контрактами, договорами и соглашениями.

Разработчик Программы с учетом выделяемых финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы, состав исполнителей.

Критериями оценки эффективности реализации Программы являются показатели достигнутых результатов по мероприятиям Программы на конец каждого отчетного периода относительно начального этапа или периода их реализации.

Итоги выполнения Программы ежегодно рассматриваются на заседаниях постоянной комиссии городского Совета по научно-производственному развитию и предпринимательству и, при необходимости, на экономическом cовете.

Департамент промышленности, науки и технологий мэрии освещает ход реализации Программы в средствах массовой информации, сети Интернет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: