Сентиментальное путешествие из школы в гимназию

Когда на вопрос, сколько же выпускников нынче выдержало экзамены в высшую школу, слышишь в ответ: «Из 58 - 56», это впечатляет.

 Из 95 муниципальных образовательных учреждений Новосибирска 41 общеобразовательное учреждение расположено в Ленинском районе. Здесь два технических лицея, две школы с углубленным изучением предметов, школа с лицейскими классами, основная школа, школа-интернат для детей, больных сколиозом, школа-интернат для детей с нарушением зрения, две специальные (коррекционные) школы, две вечерние школы. В них обучается более 30 тысяч учащихся. Кроме того, в систему образования входят 41 дошкольное образовательное учреждение, охватывающее более пяти тысяч детей, восемь учреждений дополнительного образования, где занимается более шести тысяч детей, учебный комбинат.

Школа N 90 (директор Т.А. Власова) разработала модель развития личности школьника через углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, школа N 132 (директор Е. И. Гусева) - «Школа гуманистических отношений», школа N 174 (директор Н.И. Зулитина) разработала модель экономического образования школьников, школа N 70 (Т.А. Севостьянова) разработала и успешно внедряет систему лингвогуманитарного образования через углубленное изучение французского языка.

В Кировском районе расположено 74 образовательных учреждения. В этой части Левобережья находится 32 дошкольных, 29 - общеобразовательных учреждений. На базе одной из школ создан лицей информационных технологий. На Затулинке дислоцируются три школы с углубленным изучением предметов и гимназия N 7. Для совсем маленьких создано такое учреждение, как начальная школа-сад «Солнышко», где малыши изучают немецкий язык. Интересная образовательная методика на вооружении начальной школы «Гелиос». Здесь обязательным предметом является игра в шахматы.Кроме того, в районе работают школы для детей, у которых проблемы со здоровьем. Это коррекционная школа N 107 и специальная коррекционная школа-интернат. Картина заботы о подрастающем поколении будет неполной, если не сказать о трех детских домах, среди которых «Приют святого Николая».

В гости к ребятам из школы N 128 пришел известный актер Владлен Бирюков

 Если отечественную педагогику представить в виде юной, мечтательной Ассоль, ожидающей появления алых парусов из-за горизонта, то коллектив муниципальной гимназии N 2 дождался-таки своего Грэя. Это учебное заведение, что называется, «вполне соответствует». И древнегреческому, во времена Платона родившемуся термину «гимнасий». И претензиям иных зарубежных лицеев, гарантирующих поступление выпускника в самые престижные вузы. Правда, с небольшой поправкой «на местный колорит». Но что ж с того! Когда на вопрос, сколько же выпускников нынче выдержало экзамены в высшую школу, слышишь в ответ: «Из 58 - 56», это впечатляет.

Ирония судьбы

 Сев поутру на коммерческий автобус, маршрут которого соединяет две диаметрально противоположные точки левобережья, я невольно попал в ситуацию, подобную той, в которой по сюжету оказался герой рождественского фильма-сказки «Ирония судьбы...». «Перенесясь» с Северо-Чемского на Троллейный, поблуждав между типовыми жилыми застройками, я отыскал вполне стандартную по внешнему виду школу. Архитектура ее «один в один» повторяет углы и грани той самой школы, куда одиннадцать лет назад «за ручку привел» собственную дочь. В сущности, все тут предельно просто. Построенным примерно в одну и ту же «историческую эпоху», когда микрорайоны росли как на дрожжах, сооруженным по одному и тому же проекту, 196-й школе Кировского района и носившей поначалу номер 68 школе Ленинского района словно на роду было написано быть абсолютно похожими. Но вышло иначе. Представим героя той же рязановской комедии, уже вернувшегося из питерской квартиры-«близняшки» в московскую и обнаружившего, что его жилье, как какая-нибудь рептилия кожу, полностью сменила отделку стен и меблировку комнат. Такое же ощущение создается при «перенесении» из 196-й школы «промышленной Кировки», где минувшей весной в качестве счастливого родителя я радовался серебряной медали своего ребенка, в гимназию N 2 «промышленной Ленинки».

Все тут, начиная с кабинета директора и кончая оборудованным по «последнему слову» тренажерным залом, сияет, как та самая медалька в заветной коробочке, радует глаз дизайном парт, скамеек, впечатляет любовным и пристрастным отношением к любой мелочи.

Кентавр

 Если в свое время Джон Апдайк изобразил в романе под названием «Кентавр» директора американской «средней школы» в виде Зевса, учителей уподобил тем или иным античным богам, он не сильно погрешил против истины. Влияние педагога на поддающиеся, как пластилин лепке, души и мировоззрение детей, поистине подобно власти античного бога над древними греками.

За директором гимназии N 2 Ириной Михайловной Михно, как говорится, «не заржавеет» дать пространное интервью и о собственной судьбе педагога - руководителя учебного заведения, и о нелегком становлении коллектива, предыстория которого уходит «в глубь веков» 17-летней давности. А начинала 68-я школа, как и всякая школа новых микрорайонов промышленной окраины Новосибирска. В тогдашний «бэби-бум» Новосибирска, когда тысячами справляли новоселья жильцы «китайских стен» и неоглядных десятиэтажек. Первые классы с буквами «ж», «з», «и»! Наплыв детей. «Разношерстность» семей, чьи дети усаживались за парты рядом. Со всем этим надо было справляться и «кировской» 196-й, и «ленинской» школе N 68.

В первые годы в 68-й школе обучалось 2360 учеников. В 196-й «первый набор» составил 3095 детей. А значит, примерно в два раза большее количество родителей нужно было так или иначе вовлекать в процесс воспитания чад. Семья - и школа. Педагоги и родители. Вечный «кентавр». И никуда не денешься. Как раз «продвинутость» в сотрудничестве педагогов и родителей и позволила окраинной школе стать гимназией. Обрести статус.

- Мне удалось создать коллектив единомышленников, - говорит Ирина Михайловна Михно. - И не просто людей, которые меня поддерживают, а людей, которым нужен полет, творческих, преданных своему делу...

Тех, кто из школы не ушел в «челноки» и ларечники, можно, без боязни впасть в фальшивую патетику, называть подвижниками. И если, скажем, в заслугу учителям гимназии N 2 можно поставить то, что ее выпускники Ольга Пак стала студенткой НГУ, Татьяна Сажнева - студенткой НГТУ, а Михаил Бахорин - студентом НГАЭиУ, то заслуга учителей школы N 196 в том, что студентами не менее престижных вузов стали выпускники 2000 года школы Даша Лерке, Павел Абрамов, Эдгар Карапетян...

Преподаватели литературы всегда и во все времена были как бы в более выигрышном положении в сравнении с преподавателями других дисциплин. Это и понятно. Все-таки литература всегда говорит о разумном, добром, вечном. Учителя-словесники школы N 196 Валентина Васильевна Присяжнюк и Лариса Ивановна Грушина, чьи выпускники выбрали филфак, видимо, сумели в них вложить понимание того, что наряду с материальным в мире весьма важно и духовное.

В гимназии N 2 тоже есть своя гуманитарная «звезда»- Вера Сергеевна Дробина. Она возглавляет здесь кафедру русского языка и литературы. Такая организационно-структурная «единица» с вузовским названием к чему-то да обязывает. Поэтому квалификация - прежде всего...

Продолжая начатое сравнение двух школ рабочей окраины, можно сразу отметить, что в школе N 196 на Северо-Чемском в круг обязательных дисциплин, конечно же, не входит владение двумя иностранными языками, латынь, риторика, чтение философских трактатов. В то время как гимназия N 2...

Убежден - школа N 196, да и другие ей подобные, могли выглядеть и внешне столь же преобразившимися, как гимназия N 2, если бы дошло до родителей, до руководителей промышленных предприятий, людей бизнеса, что школы нужно лелеять и холить всеми возможными силами, а то ведь беда. Кто-то сказал, что неплохо бы строить церкви, чтобы меньше тратиться на содержание тюрем. А я бы сказал: нужно «благоустраивать» школьное образование, чтобы серьезно думать о надеждах на позитивный исход затеянных перемен и переделов. Иначе как героическими не назовешь усилия директора школы N 196 Сергея Павловича Талалаева, десятилетие стремившегося «поднять планку» своей школы. И он ее поднял насколько смог. Есть здесь и гимназический, и гуманитарный классы, и класс со специальным физико-математическим уклоном. В гимназии N 2 мне наряду с великолепным лечебно-оздоровительным комплексом, где имеется даже «соляная пещера», с гордостью продемонстрировали сауну. И в 196-й есть сауна и бассейн. Но не хватило одному из очагов просвещения Северо-Чемского то ли встречного понимания родителей, то ли сердоболия местных «олигархов». Может быть, ушедшему в райадминистрацию трудиться по тому же педагогическо-воспитательному ведомству Талалаеву все же удастся привлечь внимание местных финансовых магнатов к школам Кировского района.

Впрочем, та же гимназия могла бы поделиться опытом получения гранта фонда Сороса. Гранты - они, конечно, на дороге не валяются и так просто не даются. И все-таки... 5 тысяч долларов, которыми в свое время оплатил международный фонд творческие наработки педагогического коллектива гимназии N 2, - они ведь тоже весьма поспособствовали второму рождению бывшей школы N 68. Тут вам - и компьютерная техника. И чудо-издательский центр, которому может позавидовать иное «раскрученное» издание.

...А ваши кто родители?

 У крылечка 196-й я нередко натыкаюсь на родительские иномарки, ничем не уступающие тем, что попались мне у входа в гимназические чертоги. Так вот, о родителях. Ну кто не пожалеет 100-200 рублей в месяц в качестве «спонсорской помощи» для того, чтобы ребенок мог получить качественное образование? Наверное, тот, для кого эта сумма не составит ущерба для семейного бюджета. А те, кому не по силам «оторвать от сердца» сумму, соизмеримую с тратами на один «поход в магазин», видимо, и не помышляют о том, чтобы его дитятко уподобилось в своем гармоническом развитии древнегреческому патрицию. Утверждая это, я отнюдь не намекаю на то, что надо, мол, снаряжаться - и тащить в школу, чтоб дотянуть ее до лицейского уровня, все - от бисквитов до борзых щенков.

Но даже очень творческому человеку, а таковыми являются чуть ли не все поголовно школьные учителя, весьма сложно вообразить себя мэтром платоновской академии в Афинах этак где-нибудь 338 года до Р. Х., ежели жалование в рублях соизмеримо с названной датой, ознаменовавшей появление на свет самого понятия «гимназия». Вполне очевидно: гимназии N 2 в ее «втором рождении» помогли два встречных «пассионарных толчка». С одной стороны, подобрался творческий коллектив с отнюдь не заниженным уровнем притязаний. С другой - папы и мамы прекрасных чад поняли: образование их детей - в их собственных руках. То ли так сумели все просчитать замы Ирины Михайловны, педагоги-математики Юлия Антоновна Андросова и Наталья Витальевна Басманова, то ли в банальной тягомотине родительских собраний объявились папы и мамы, «бросившие клич» - «деньги на бочку», но так уж вышло.... Кто же они, превозмогшие в себе вот это нежелание ради собственного недоросля расстаться со «стольничком»-другим, не столько потому, что дорого, а потому как еще вчера это было дармовой халявой?! А сегодня... У нас учителя бастуют и в голодные обмороки падают «за бесплатно». В зарубежных колледжах плата измеряется на тысячи баксов. Куда податься «денежному» родителю?

В основном, как объяснила Ирина Михайловна Михно, родители их гимназистов - люди «среднего достатка». То есть те самые, кто не сломался, попав в молотильню ломок, выстоял на базарно-барахольном ли зное и морозе или на предприятии, в учреждении где еще кой-где кой-чего теплится. Ну и те, наверное, кто проявил меценатские наклонности, ти, кто понял - в зарубежах, конечно, и встретят с прорезиненной улыбкой, и по-»аглицки» лопотать надрессируют, а не будет той теплоты и душевности. Каминного зала не будет. Вечеров с поэтами. Этот самый родитель уразумел наконец, что с покупкой новой иномарки и постройкой пристройки к особняку можно и погодить... Кто-то, и из чиновников порадел. И вот - итог весьма отрадный и полезный для отечества.

Спонсорство, спонсорство... Понятно, дело это тонкое. Тут спонсор сам должен проникнуться, а то получится, что «клянчишь», как совершенно справедливо считает завуч 196-й Татьяна Сергеевна Булкина. Московский мэр Лужков, скажем, поднимает зарплату учителям за счет 50-процентной прибавки к ставке. С 1 сентября 2000 года эта прибавка приросла еше на 20%. Делает это мэр потому, что все поступления от доброхотов-спонсоров составляют лишь 3% от бюджетных потребностей. Вряд ли у нас выше. И если обучение одного ученика в провинции стоит 4,5 тысячи рублей в год, а в столице 10 тысяч, то тут, конечно, муниципальные финансовые вливания дают себя знать куда ощутимее чем «спонсорские». «Хорошее, качественное образование, в котором мы все заинтересованы, возможно только при больших вложениях», - вот аксиома, сформулированная московским мэром в недавнем интервью газете «Труд». Тут не поспоришь...

Наше будущее

 И бледные юноши со взором горящим негимназической выучки, и гимназистки румяные - все это наше будущее. Каковыми и положено быть детям. Оно и правда видно - будущее. Невооруженным глазом. Отдежурив ночь на выпускном балу в качестве бдящего родителя, убедился воочию, что там - во мраке ночи, пытающихся прорваться в открытые окна непристойных юношей совсем мало.

Даже на нашей окраине. А здесь - все прекрасные и обходительные юные джентльмены, великолепные юные дивы фотомодельных стандартов. И поют. И острят - кавээнят. И танцуют.

И принимают участие в конкурсах на профессиональной и полупрофессиональной сцене. Гимназия N 2 поставила спектакль в «Глобусе». Школа N 196 - в «Старом Доме». Талантливые гимназисты этим летом стали дипломантами конкурса «Солнечный микрофон».

Чудесное, оказывается, совсем рядом. Школа N 196, к учителям которой я, надо признаться, как родитель обучающейся в гимназическом классе второй дочери, отношусь с пристрастием, - берусь утверждать, «ничем не хуже»... Хотя, конечно, в гимназии N 2 заметно приподняли «планку»...

Уже названный мной в начале «показатель» практически «поголовного» поступления гимназистов в вузы и в не столь щедро финансируемой 196-й школе выглядит весьма внушительно. Из 152-х учащихся-выпускников 2000 года 110 (!) стали студентами. Это при том, что школа не проводит никакого предварительного отсева, а берется обучать всех. Совершенно очевидно, что притязания 196-й в ближайшие три года обрести статус школы со «встроенной» системой гимназического уровня вполне обоснованы. Вот только бы еще поддержка пришла вовремя...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать