Новосибирск 11.3 °C

Государство, которое не заботится об образовании, лишено будущего

13.10.2000 00:00:00

 Занятия в школах идут уже полтора месяца, неделю назад страна отпраздновала День учителя. Праздник отшумел, и настало самое время поговорить о проблемах. Вопросам образования вообще и проблемам школьного образования в Новосибирске в частности был посвящен недавний «круглый стол», в котором приняли участие депутат Государственной думы, председатель Новосибирского отделения общественно-политического движения «Союз правых сил» Александр Фомин и заслуженный учитель России, директор школы N 9 с лицейскими классами Георгий Филимонов. Ваш корреспондент задал Александру Анатольевичу и Георгию Феликсовичу несколько вопросов.

- Почему именно образовательная тематика является столь важной для СПС? Почему не промышленность, не медицина, не какая-нибудь другая отрасль?

Александр Фомин:

- Если не заботиться об образовании, то у страны не будет будущего. Не будет ни медиков, ни инженеров, ни военных. Соответственно, не будет развиваться промышленность, наука, замрет экономика. А поскольку СПС нацелен на развитие общества и государства, озабоченность проблемами образования - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Мы постоянно обсуждаем эту тему и на заседаниях фракции, и в Госдуме.

- Движение СПС заняло наиболее активную позицию по введению 12-летнего образования. Позиция Министерства образования при этом однозначна - надо вводить. Чем обусловлено ваше неприятие концепции 12-летнего образования, которую предлагает сегодня Минобраз?

Александр Фомин:

- Я не против 12-летки вообще. Согласен, что за 12 лет можно получить больше знаний, чем за 11, что качество этих знаний будет выше. Это хорошо. Но в данный момент наша страна, наша образовательная система просто не готова к введению 12-летнего школьного образования. Во-первых, перенося в российскую действительность западную модель, мы совершенно не планируем вкладывать туда те средства, которые вкладываются на Западе. Во-вторых, у нас не готова правовая база, которая бы защищала выпускников школы. Это я о 18-летних мальчиках, которые сразу после выпускного бала будут вынуждены пойти в армию. Министерство обороны уже сказало, что никаких отсрочек для поступления в вузы даваться не будет. Значит, мы теряем большое количество потенциальных квалифицированных специалистов, которые хотели поступить в вузы, но им не дали этого сделать, заставив надеть сапоги. Пойдут ли они учиться, вернувшись из солдатских казарм? Вряд ли. А если и пойдут, то уже вряд ли поступят, потому что за два года армейской службы забудут все, чему их учили в школе. Поэтому мы и выступаем за профессиональную армию. Чтобы те, кто хочет учиться и заниматься созиданием, имели возможность делать это.

Георгий Филимонов:

- Идея 12-летнего образования - здоровая и хорошая. В первую очередь она призвана снизить учебные нагрузки. Нынешние дети - очень больные. Те нагрузки, которые ложатся на них сейчас, просто непосильны. Во вторую очередь, предполагается, что 12-летка должна предотвратить социальный кризис в учительской среде. Через несколько лет мы начнем ощущать последствия демографического спада начала 90-х, многие педагоги рискуют остаться без работы. Дополнительный 12-й класс помог бы разгрузить детей и в то же время нагрузить учителей. Одним словом, все было бы здорово, если б не было тех проблем, о которых только что сказал Александр Анатольевич.

Меня как учителя-практика волнует еще и вот какой вопрос. За партами в 12-м классе будут сидеть, по сути, взрослые люди, которым уже можно создавать семьи, рожать детей, водить машину, которые имеют полное право иметь взрослые пороки. Как они будут строить взаимоотношения с учителями, какое отношение у них будет к школьной дисциплине? Эти проблемы есть уже в сегодняшней школе: хамство, хулиганство, прогулы. На протяжении многих лет воспитанию в школе уделялось меньше внимания, чем должно. Многие аспекты оказались упущенными. Сейчас в Минобразе работают над концепцией воспитания школьников. Но на то, чтобы изменить отношение школьников к школе, потребуется несколько лет! А двенадцатилетку мы собираемся вводить сейчас.

- Многие педагоги, и не только они, отмечают, что уровень знаний сегодняшних выпускников, к примеру, сельских школ существенно ниже, нежели уровень знаний их городских сверстников. Почему это происходит?

Александр Фомин:

- Безусловно, такого быть не должно. Мы планируем в ближайшем будущем выступить с инициативой сформировать госстандарт общеобразовательной системы. О чем идет речь? Должна быть гарантия того, что тот, у кого нет средств, все равно получит минимальный образовательный стандарт, который обеспечен государством. Уровень знаний школьников, уровень компьютеризации классов должен быть одинаковым как у сельской школы, в которую ходят дети доярок и скотников, так и у школы, находящейся в центре города, где учатся отпрыски богатых родителей. Другой вопрос - школа должна иметь возможность привлечения средств.

Георгий Филимонов:

- Что говорить о таких вещах, как компьютеры, если в некоторых школах проблемой стало приобретение банальной школьной доски! Можно сколько угодно принимать федеральные программы по оздоровлению детей, сочинять лозунги, проводить формальные акции. Но до тех пор, пока не будет хороших досок, хорошей школьной мебели, все благие намерения останутся пустым звуком, а дети будут в школе зарабатывать близорукость и сколиоз.

- Но что же можно сделать для изменения этой ситуации?

Георгий Филимонов:

- Следовало бы установить месячный норматив содержания ученика в школе. Для Новосибирска это может сделать горсовет. Целесообразно ввести норматив финансирования. Объявить, что содержание ребенка в школе стоит условно 10 рублей в день. Далее мэрия Новосибирска должна публично заявить, что при нормативе 10 рублей в день она может давать только по 3 рубля. Это было бы честно.

- Но, насколько мне известно, школы в городе очень разные. Есть школы, куда не хотят идти, где постоянный недокомплект учащихся. А есть школы, куда каждый родитель был бы рад отдать своего ребенка и которые всегда переполнены....

Георгий Филимонов:

- В связи с этим неплохо было бы ввести дифференцированное финансирование: давать не всем одинаково, а исходя из количества учеников. Таким образом уйти от пресловутой уравниловки. Далее необходимо принять местный закон о попечительстве образовательных учреждений. Тогда любой педагог мог бы обращаться с просьбой о попечении как к родителям учеников, так и к другим спонсорам. Естественно, попечительство должно подразумевать экономические льготы для тех, кто опекает. И, кроме всего этого, в обществе должно сформироваться мнение, что быть попечителем образовательного учреждения - почетно и престижно. Второе, что можно сделать для образовательной системы Новосибирска, - ввести муниципальные надбавки молодым педагогам. Сегодня они символические. На мой взгляд, это начинание надо развивать.

- Понятно, что отсутствие законодательной базы создает много проблем. Но принятие местных законов без ведома Федерации чревато сейчас большими неприятностями.

Георгий Филимонов:

- Тем не менее стоит хотя бы продекларировать проекты этих законов. А потом обратиться к полномочному представителю президента, чтобы согласовать это с Федерацией.

- Почему, как вы считаете, до настоящего времени многие проблемы образования, которые можно было бы решить на местном уровне, никто не решал, да и не поднимал по-настоящему?

Георгий Филимонов:

- К сожалению, в действующем городском Совете нет ни одного учителя, ни одного директора школы. Это одна из причин, которая заставляет меня выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: