Много или мало?
Итак, в 2016 году в бюджете Новосибирской области на социальную сферу запланировано более 70 миллиардов рублей. Другими словами, 62 процента всех бюджетных трат области — это обеспечение возможности детям посещать детские сады и школы и в дальнейшем получать профессиональное образование.
Всем гражданам без исключения — получать качественные медицинские услуги в больницах и поликлиниках, удовлетворять духовные потребности в театрах и музеях, а нуждающимся — своевременно получать социальную поддержку и помощь государства.
Наибольшая часть расходов областного бюджета идет на три основные отрасли — образование, здравоохранение и социальное развитие, которые в общем объеме социальных расходов занимают 36, 27 и 31 процент соответственно.
Образование на первом месте
Когда речь идет о воспитании и социализации нового поколения, способного вносить позитивный вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться, роль образования является ключевой. Это подтверждается и объемами финансовых ресурсов, направляемых государством на обеспечение функционирования и развитие отрасли в целом.
Основная доля расходов — 80 процентов — приходится на обеспечение учебного процесса в школах и детских садах. Это заработная плата учителям, воспитателям и административному персоналу, напрямую связанным с учебным процессом, приобретение учебных пособий и игрушек.
Сегодня детские сады и школы области посещает более 434 тысяч детей, совокупный объем средств областного бюджета, необходимых для полноценной работы образовательных организаций, составляет более 20 миллиардов рублей.
Более 3 миллиардов рублей, или 12 процентов от расходов, в сфере образования направлено на работу и развитие учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих сферы производства и услуг в Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами. В тесном взаимодействии с работодателями колледжи, техникумы и училища региона готовят специалистов по наиболее перспективным и необходимым для устойчивого развития и экономического роста области направлениям.
В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования Новосибирской области получают специальности около 32 тысяч студентов. Чуть менее 6 процентов от общего объема — это расходы на предоставление бесплатного питания детям с ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах (483,6 миллиона рублей), приобретение школьных автобусов для обеспечения своевременного и безопасного подвоза детей из отдаленных сельских районов (60,9 миллиона рублей), оснащение школ учебным оборудованием и системами видеонаблюдения для проведения Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена (31,5 миллиона рублей).
Сколько стоит охрана здоровья
На организацию и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение уровня здоровья людей из областного бюджета выделяется около 19 миллиардов рублей.
Основную долю расходов области на эти цели —12 миллиардов рублей, или более 63,5 процента от общего объема, — составляет страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В Новосибирской области значится более полутора миллионов неработающих застрахованных граждан: это дети до 18 лет, неработающие пенсионеры, студенты, безработные, граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами I группы и пожилыми людьми, а также те, кто не работает по трудовому договору. Таким образом, основные расходы отрасли направлены на возможность получения названными категориями граждан бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Здесь следует отметить, что примерно 3 миллиарда рублей направляется в виде страхового платежа за граждан, которые не работают по трудовому договору и получают зарплату в конверте. Численность таковых составляет порядка 400 тысяч человек, или 25 процентов от всего неработающего населения области.
Трудности в обеспечении стопроцентной легализации заработных плат в экономике региона сегодня не позволяют обоснованно уменьшить и перенаправить указанные средства на иные, не менее важные, задачи социально-экономического развития региона, и правительство вынуждено осуществлять страховые платежи за недобросовестных налогоплательщиков, обеспечивая им возможность в статусе неработающих получать медицинские услуги наряду с гражданами, честно выполняющими свои обязательства перед обществом.
Далее по объему финансирования из бюджета области (практически четверть от общего объема средств, выделяемых на здравоохранение) следует обеспечение части расходов на оказание специализированной медицинской помощи гражданам, страдающим разными формами туберкулеза, вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфицированным гражданам, а также на организацию донорства крови.
Порядка 12 процентов средств направлено на оснащение новым, современным оборудованием медицинских учреждений, обновление парка автомобилей скорой помощи, обеспечение лекарственными препаратами людей, имеющих право на их получение по рецепту врача бесплатно или со скидкой 50 процентов либо страдающих редкими, жизнеугрожающими заболеваниями, обеспечение специализированным лечебным диетическим питанием детей, приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок.
Население под защитой
Забота государства о человеке и соблюдение его социальных прав реализуется через систему социальной защиты и социальной поддержки населения.
На территории Новосибирской области 70 процентов (15,5 миллиарда рублей) всех расходов отрасли социальной политики — это расходы на предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан. Поддержка оказывается как в виде единовременных и ежемесячных денежных выплат, так и в форме компенсаций уже понесенных расходов, например связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг или оплатой родителями пребывания ребенка в детском саду.
В той или иной форме на территории области меры социальной поддержки получают более 950 тысяч человек, или более 30 процентов всего населения.
Оставшаяся треть расходов направляется на решение спектра немаловажных задач, связанных с социальным обеспечением и обслуживанием населения, а также с охраной семьи, материнства и детства.
Во-первых, это обеспечение функционирования сети учреждений социального обслуживания. В их число входят не только знакомые многим комплексные центры социального обслуживания населения, но и центры реабилитации инвалидов, пансионаты для престарелых граждан, дома ветеранов, психоневрологические интернаты и различные центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Во-вторых, опека, попечительство и социальная поддержка детей-сирот. В целом порядка 2,5 миллиарда рублей расходуется на данные направления. На территории Новосибирской области на сегодняшний день проживает более 10,5 тысячи детей-сирот, находящиеся под опекой или переданных на воспитание в приемные семьи, а также находящихся в специализированных учреждениях для детей-сирот. Независимо от формы воспитания таких детей государством выделяются средства на обеспечение их питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем.
Кроме того, предусмотрено финансирование на обеспечение детей-сирот собственным жильем по достижении ими возраста 18 лет и окончании учебного заведения. На территории области проживает более трех тысяч детей-сирот, право на получение жилого помещения у которых возникло и не реализовано. Для обеспечения всех нуждающихся необходимо порядка 4,3 миллиарда рублей, однако в текущих экономических условиях, учитывая возможности областного бюджета, не представляется возможным единовременно предусмотреть такой дополнительный объем расходов в текущем периоде планирования.
Вместе с тем объем средств областного бюджета, планируемый на предоставление жилья детям-сиротам, почти в три раза превышает тот объем, который требуется для получения дополнительных средств на эти цели из федерального центра.
Несмотря на значительные по объему расходы на социальную поддержку населения, предоставляется она в основном по статусному признаку, законодательно не всегда учитывается реальная нуждаемость конкретного гражданина в такой помощи. Эту ситуацию нельзя признать справедливой.
Введение при назначении выплат более конкретных критериев позволит исключить размывание бюджетных средств на большое количество незначительных по объему выплат и направить их на помощь действительно нуждающимся семьям и гражданам и в дальнейшем даст возможность легче рассматривать вопрос изменения размера самого пособия в сторону увеличения.
Сегодня в Новосибирской области накоплен достаточный опыт предоставления адресной помощи именно тем гражданам, которые, осуществляя легальную трудовую деятельность, имеют потребность в дополнительной помощи государства. Такой опыт будет взвешенно и постепенно внедряться на практике с учетом интересов всех категорий граждан, имеющих право на получение помощи государства.
Доступные и качественные услуги
Развитие системы государственных и муниципальных учреждений Новосибирской области нацелено на повышение качества предоставляемых услуг населению и их доступности каждому, вне зависимости от возраста и социального статуса.
В 2015 году министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области совместно со всеми заинтересованными исполнительными органами власти проведена масштабная работа по внедрению механизма формирования государственного задания в соответствии с едиными ведомственными перечнями услуг и нормативами затрат на их оказание. Это позволило унифицировать предоставляемые услуги и сделать более прозрачной и открытой систему формирования их стоимости.
Сегодня в открытом доступе на сайте www.bus.gov.ru размещается полная и достоверная информация о государственных и муниципальных учреждениях, включая их устав, учредительные документы, перечень оказываемых услуг, отчетные документы и многое другое. Любой гражданин — потенциальный получатель услуг имеет возможность, зайдя на сайт, не только получить необходимую информацию, но и оценить качество уже полученной в учреждении услуги.
Формирование такого общественного рейтинга на сайте в дальнейшем позволит, основываясь на мнениях и отзывах реальных получателей услуг, без труда выбрать подходящее учреждение, удовлетворяющее требования конкретного гражданина. В настоящее время перед учреждениями области стоит задача повышения качества предоставляемых услуг при минимизации используемых ресурсов, что может быть достигнуто путем расширения зоны обслуживания, повышения производительности труда работников, объединения и укрупнения учреждений по признаку аналогичности оказываемых услуг.
Дополнительным импульсом к улучшению качества предоставляемых услуг также является стимулирование отдельных категорий работников бюджетной сферы, непосредственно участвующих в предоставлении таких услуг, в форме ежегодного повышения оплаты труда и привязки размера их заработной платы к средней заработной плате по региону.
Согласно майским указам Президента Российской Федерации, к таким категориям относятся учителя, воспитатели, мастера производственного обучения, врачи, медсестры и санитарки, социальные работники и работники культуры. В текущем финансовом году на оплату труда названным категориям предусмотрено в совокупности около 25 миллиардов рублей из бюджета области и местных бюджетов городов и районов.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №43 от 26 октября 2016 года