Посреди минных полей, выстрелов и камуфляжных костюмов террористов затерялся бывший привилегированный партийный санаторий. Ныне психиатрическая больница. Большая часть врачей и больных разбежалась. Оставшиеся репетируют пьесу Эсхила. Часть из них сумасшедшие. Часть (как оказывается впоследствии) актеры. Почему они здесь? «Потому что это единственное место, где сейчас ставят Эсхила».
В последние десять лет современная драматургия практически не издается. «Свежие» пьесы публикуют специальные журналы («Театр», «Современная драматургия») этим дело и ограничивается. Поэтому даже сам факт появления на свет книги Александра Косенкова «Последний парад» (драмы и комедии), выпущенной издательским домом «Историческое наследие Сибири», можно считать знаменательным.
«Действие пьес теперь происходит где угодно в тундре, в зоне военных действий, в больнице, в дурдоме, в доме престарелых, только не на производстве», пишет в послесловии к «Последнему параду» Алексей Горшенин. Но есть одна объединяющая деталь: в пьесах Косенкова очень часто фигурирует «Театр в театре». Постановки, репетиции
В доме престарелых, например, ставят «Вишневый сад» («Последний парад») и театральный грим помогает совсем молодому еще человеку скрыться от преследующих его рэкетиров. Театр становится убежищем, спасением. А в «Исходе» прямо заявляется противостояние «системы Станиславского» и «системы Калашникова». Вторая проще. Но тем не менее у Косенкова вышла книга пьес, и хочется верить, что этот шестисотстраничный томик в хорошем твердом переплете не останется единственным в своем роде, что прервавшаяся было традиция издавать драматургию будет продолжена.
Справка «ВН»:
Александр Федорович Косенков родился в 1940 году в Курской области, в 13 лет переехал в Иркутск. Закончил факультет журналистики Иркутского университета, работал режиссером, редактором Иркутской студии телевидения. В конце