В Америку за мужем
Из Академгородка Лариса Матрос уехала
Поначалу, признается, в Америке ее не покидал «голод» общения, что весьма обычно для гуманитария, попавшего в иноязычную страну после активной научной и литературной жизни в России. Но она «решила, как Мюнхаузен, вытащить себя за волосы». И роман, над которым она работала, ей очень в этом помог Литературное «изделие» юриста по образованию, философа по мироощущению и социолога по роду занятий получилось действительно интересным и необычным. В художественное повествование романа причудливо вплетаются научные и публицистические обзоры. Вымышленные персонажи свободно соседствуют с их реальными прототипами
Время и место действия романа от послевоенных лет до начала
Лишь волею судьбы оказавшись в Америке,
О романе
Почему «Презумпция виновности»?
Главная тема романа это тема ответственности интеллигенции перед обществом и общества перед интеллигенцией
Толчком к написанию стало мое разочарование в окружении Горбачева. Гуманитарии оказались совершенно беспомощны предсказать, что будет происходить с обществом при тех или иных поворотах реформы. Я переживала это очень лично и очень болезненно. Когда общество особенно нуждалось в гуманитариях и возлагало на них большие надежды, они оказались абсолютно пусты, не способны выработать
А наши либералы! Казалось бы, люди, олицетворяющие стремление к свободе! Как лихо они перескакивали от одной концепции к другой, чтобы только заявить о себе! Наши ораторы не отдавали себе отчета, какое последствие могут иметь их призывы. Личной вины каждого доказать невозможно. Но мы в ответе за то, что случилось с нами и происходит Потому моя книга и называется «Презумпция виновности»
В романе Академгородок назван и «островом сокровищ», и «республикой Утопия»
О республике Утопия я говорю со знаком вопроса. Городок действительно был задуман, в хорошем смысле этого слова,
Но нельзя не задаваться вопросом, являлся ли он явлением только того времени? Нужна ли такая структура сейчас? Возможно ли его воспроизводство в нынешнее время, и если возможно, то в каком качестве. Эпоха высоких технологий требует интенсивного общения и взаимодействия, и уже невозможно существовать в замкнутом пространстве. А городок был создан именно замкнутым пространством молодой ученый приезжал сюда, здесь он заканчивал аспирантуру, здесь поступал на работу, и вся его жизнь протекала только здесь. Профессиональное объединение на небольшом клочке земли хорошо это или плохо? На том уровне, на котором городок был задуман первоначально, он себя исчерпал. Перерастет ли он в новое качество?
Республика-утопия
Американское могущество прирастет Россией?
Ларису Матрос в городке хорошо помнят. Пока мы с ней шли к Дому ученых, где должна была состояться творческая встреча гостьи в Литературном клубе, с ней здоровались, останавливали, обнимали, расспрашивали об общих знакомых
Академгородок
Естественно, ее творческая встреча не ограничилась делами чисто литературными. По русскому обычаю говорили долго, душевно и обо всем Официальная обстановка сменилась неофициальной за «рюмкой чая» Кроме Ларисы, на вечере присутствовало еще несколько «русских американцев». Которые, кстати, сильно обиделись, когда их представили «иностранными гостями» и предложили считать себя «русскими, которые живут за рубежом или находятся там в длительной зарубежной командировке».
«Находящийся в длительной зарубежной командировке» Владимир Штерн рассказал о русской общине в Хьюстоне. Слегка резанула слух «шутка юмора»: «У нас там филиал Сибирского отделения Академии наук». Полторы сотни бывших российских граждан собираются на пикники в парке и по старой привычке называют эти сборища «Маевками», а над входом в парк глаз американских граждан радует плакат «Американское могущество прирастает Россией»
У каждого своя судьба, мудро заметил академик Сергей Гольдин. Тут нельзя выступать
Сам он, видимо, тоже
И писатель Геннадий Прашкевич тоже остался «здесь», когда ряды его друзей заметно поредели. Для него, русского писателя, жизнь за рубежом невозможна: «Существование русского писателя за рубежом внутренне трагично, это писатели одного поколения. У них нет продолжателей, у них нет аудитории, которая рождается от ныне живых ».
А журналист Замира Ибрагимова вспомнила,
Начнут ли когда-нибудь
В русском доме, с русской кухней
В Америке Лариса живет активной литературной и общественной жизнью. Является членом многих клубов, в том числе
Вы теперь ощущаете себя больше американкой или русской?
Люди, живущие в стране в первом поколении, все равно не являются американцами до мозга костей. Моя внучка, которая приехала в Штаты в трехлетнем возрасте, все равно человек двух культур. Если она привязывается к подружке, она с ней дружит долго и постоянно. А у американцев приняты более мобильные отношения
Ее радиоэфиры на темы «Эмиграция и интеллигенция», «Ностальгия», «Милосердие», «Власть и творчество» вызвали большой интерес.
Было много откликов на серию программ «Чем отличается жизнь русских людей в Америке и коренных американцев», рассказывает Лариса, где поднимались вопросы: «насколько мы хотим вписываться в их образ жизни и культуру? Возможна ли настоящая дружба между нами? Если да, то что для этого требуется, какие процессы адаптации нас к ним, их к нам?»
Ну, и какие?
Надо, прежде всего, быть русским и преподносить себя как русского человека. Не стараться быть больше католиком, чем папа Римский, больше американцем, чем американец. Уважать себя, свои корни, свою историю, свою культуру, предстать перед американцами тем, кто ты есть. Передать им тот опыт, который ты привез с собой в Америку. Наши люди там это вообще нам свойственно любят от всего отказываться, все отрицать. Но американцам мы интересны постольку, поскольку мы русские.
В Америке у Ларисы Матрос подчеркнуто русский дом, русская кухня, приглашая гостей, она пытается знакомить и с русской культурой
И еще «русская американка» Лариса Матрос пишет продолжение своего романа с теми же героями, бывшими городковцами. Это будет роман о жизни русскоязычной и американской интеллигенции в Америке, о мироощущении русского человека, уехавшего за рубеж, о ностальгии и адаптации к чужой культуре. Издать свою «Презумпцию