Новосибирск 11.4 °C

С роли убиенного императора на должность главного режиссера

08.09.2000 00:00:00

 Александр Галибин. Актер и режиссер. Закончил факультет актерского мастерства ЛГИТМиКа. Работал в театре им. Комиссаржевской. Много снимался в кино (всенародную любовь и известность принесла роль Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой»).

В 1992-м получил второе, режиссерское, образование (школа драматического искусства, курс Анатолия Васильева). Ставил спектакли в молодежном театре Санкт-Петербурга, Театре на Литейном, Александрийском театре, театре Академии Цюриха (Швейцария), Мариинском театре, Театре русской драмы (Рига), Театре драмы (г. Ольштен, Польша).

В «Глобус» в качестве главного режиссера приглашен после постановки спектакля «Плачевная повесть о Дон Кихоте Ламанчском».

Четыре года назад вернулся в кино. Последняя роль - Николай II в фильме Глеба Панфилова «Романовы: венценосная семья».

В роли Николая II в фильме Глеба Панфилова «Романовы: венценосная семья»

 Галибин-Николай II с его интеллигентным лицом и безупречными манерами весьма гармонично вписался в антураж дворцов, приемов, парадов, обедов и балетов. Фильм был впервые показан на открытии последнего Московского международного кинофестиваля и весьма благосклонно принят критикой. Картину нашли искренней, а Галибина в роли «тихого и деликатного царя с робким и пронзительными глазами» весьма уместным и похожим. Зрителя не слишком донимали «разборками», хороший был царь или не очень. Споры на этот предмет Глеб Панфилов оставил историкам, сосредоточившись преимущественно на Николае Романове - частном лице и печальной повести о гибели русской культуры, той самой, дворянско-усадебной, вишнево-садовой, нежной и совестливой, которая выработала определенный тип личности и способ взаимоотношений, при которой личность столь облагородилась и «утончилась», что оказалась в грубом и яростном мире беспомощной и несостоятельной, не способной защитить ни себя, ни семью. Такую личность и сыграл Александр Галибин. Впрочем, он из тех, кто предпочитает не зацикливаться на определенных, пусть и удачных, периодах своей творческой биографии... Был Пашка-Америка, были другие роли, но не жить же потом на дивиденды за «взгляд с экрана». Жизнь, считает он, постоянное развитие... Свой роман с «Глобусом» определяет «рабочим маневром»:

- На сегодняшний день это совпадает с моим внутренним видением мира, с теми взглядами, которые я переживаю на сегодняшний день.

Директор театра Мария Ревякина, роль которой в приглашении была не последней, находит, что у петербуржца есть все задатки лидера и смелость взять на себя ответственность за «эту машину, этот огромный комбинат, этот театральный завод», каким является «Глобус».

Вместе с Галибиным на постоянное место жительства в Новосибирск переедет и начнет работать в театре его жена - актриса Ирина Савицкова.

* * *

Николай (Галибин) и Алексей (Грачев) - отец и сын

 Вполне понятен тот пристрастный интерес, с которым рассматривали новое лицо на пресс-конференции по случаю начала нового сезона. Кресло главрежа пустовало в театре не один год. Приглашенных режиссеров в «Глобусе» перебывало множество, а предложение получил он. Галибин «явил себя народу» в чем-то безупречно-элегантном, аскетично-черном. По-петербургски «ничего лишнего». В беседе тоже предельно сдержан и лаконичен. Может, чуть излишне закрыт... Без спецэффектов и броских фраз, которые бы запоминались, просились в заголовок. По первому впечатлению - человек предельной внутренней организации и дисциплины, одним словом, «не богема».

Отвечая на вопрос, почему, собственно, он решил принять предложение - сменить статус свободного художника на «несвободу» должности главрежа и петербургскую прописку на менее престижную новосибирскую, Галибин сказал:

- Мне очень нравится этот театр, я в него влюбился, мне нравятся люди, которые здесь работают, нравится то отношение, с которым они работают, та атмосфера, которая здесь есть и которая держится в условиях жестокого существования репертуарного театра. Выжить в этих условиях и создать какую-то театральную ситуацию можно только в очень рабочем театре. Эту рабочую атмосферу я почувствовал, когда выпускал «Дон Кихота».

К тому же режиссер, не прикрепленный к одному театру, находящийся в постоянном свободном полете и ставящий спектакли по всему миру, по его представлению, подобен отцу разбрасывающему повсюду своих беспризорных детей:

- Есть желание своих детей, свои спектакли, собрать под одной крышей, чтобы они находились в одном месте и можно было их воспитывать и вести за собой в том виде, в котором они изначально предполагались. Я давно хотел быть внутри театра, внутри труппы.

Новый главный режиссер сразу расставил все точки над i, заявив, что никаких революций с его приходом в театре не будет и тезис «Мы наш, мы новый мир построим» - не про него:

- Я не разрушитель по своей природе, я созидатель. Политику театра, которая была до меня, нахожу правильной и на сегодняшний день единственно возможной. Думаю, мое приглашение связано скорее не с революцией, а с движением, которое должно быть поступательным и планомерным.

От практики приглашенных режиссеров театр отказываться не намерен. В режиссерских делах, по словам Галибина, у него нет амбиций:

- Если приглашенный режиссер делает спектакль лучше (хотя слово «лучше» здесь не совсем подходит), ставит интереснее, если его спектакли пользуются большим спросом, чем спектакли главного режиссера, то это не значит, что этих спектаклей не может быть. Наоборот. То, что двигает театр - хорошо для театра. В данном случае амбиции руководителя, будь то директор или главный режиссер, только мешают.

Известно, что в начавшемся театральном cезоне «Глобус» представит на суд зрителя восемь премьерных спектаклей, три из них будут сделаны самим Александром Галибиным, остальные - приглашенными режиссерами (Валерием Фокиным, Вениамином Фильштинским, Владимиром Богатыревым, Сергеем Каргиным и Адольфом Шапиро).

Что же касается галибинской концепции театра вообще, то здесь он цитирует весьма расхожее утверждение Станиславского «жизнь человеческого духа» на сцене». На вопрос, какой театр ему предпочтительнее: театр как развлечение или театр как разговор о сокровенном, отвечает:

- Это совмещается. Разговор о сокровенном может происходить как в малом пространстве наедине с небольшим количеством зрителей, так и на большом пространстве, через развлечение.

- Наш театр никогда не исповедывал одно направление, - включается в разговор Мария Ревякина, - он всегда был разнообразным, и мы всегда говорили, что театр существует для разного зрителя и каждый зритель волен выбирать то, что хочет для себя. Есть зритель, который абсолютно не понимает наш «Вид в Гельдерланде». Не понимает, не считывает и не прочитывает эту работу Клима. Ну и слава Богу. А есть зритель, который может по пять раз ходить на этот спектакль и каждый раз понимать что-то новое из него. Насиловать зрителя театром элитарным бессмысленно. Человеку ничего нельзя навязать. Все должно быть по разным полочкам, и каждый со своей полочки берет...

Пока директор и главный режиссер проявляют завидное согласие во всех вопросах, касающихся театра, и находятся по отношению друг к другу в состоянии легкой эйфории. Галибин утверждает, что для него «миф Марии Ревякиной» стал явью:

- Я увидел, что это действительность, действительно есть человек, способный организовать работу, творческий, который ведет за собой театр...

Мария Ревякина в свою очередь утверждает, что давно пребывала в ожидании человека, который бы гармонично вписался в ситуацию театра - «понял задачи развития труппы, перспективы развития театра в контексте его истории и традиции»:

- Многие режиссеры, к сожалению, являются только постановщиками, а в основном беспомощны. Это разные виды деятельности. Мы нашли с Александром Владимировичем общий язык, и мы понимаем друг друга.

К своим прямым обязанностям Александр Галибин приступит в десятых числах октября. До этого времени ему предстоит закончить большой проект для фестиваля «Балтийский дом» - спектакль «Фрекен Жюли» по Стринбергу.

Первой режиссерской работой Галибина в «Глобусе» будет постановка пьесы «Динамо» сибирского драматурга Юрия Князева.

- Автор живет в Ангарске, ставится мало, практически не ставится. Я сделал спектакль «Карамболь» по его пьесе в Театре на Литейном в Петербурге. Сейчас мне снова захотелось вернуться к теме, которую поднимает Юра. Человек он очень интересный, интересно мыслит. Мне хочется сделать этот спектакль. Тем более что автор сибирский и тем более что речь в нем идет об актерах.

В апреле режиссер начнет работать над «Кроткой» Достоевского. А в конце сезона приступит к «Царю Максимилиану». Жанр спектакля определен как «народная хроника».

- Это наша давнишняя с художником Эдуардом Кочергиным идея, которая владеет нами еще с 95-го года. Это не пьеса, а список. Царь Максимилиан рождался в определенные моменты жизни государства - он был прямым ответом на реформы Петра I, затем, когда рождались новые государи, появлялся новый список царя Максимилиана. Мы попытаемся сделать современный список на основе народных хроник. Сейчас пишем инсценировку с Леной Греминой.

* * *

Что же касается романа с кинематографом, то резко обрубать концы Александр Галибин не намерен. Предпочитает не зарекаться от таких судьбоносных предложений, как работа с Глебом Панфиловым:

- Если будет что-то интересное, думаю, соглашусь. Но будет оно или не будет... Нам не дано предугадать.

Широкой публике в скором времени предстоит увидеть «нашего Галибина» с экрана. Идет работа над четырехсерийной телеверсией фильма «Романовы: венценосная семья».

* * *

Главного режиссера в театре давно ждали.

- Когда его представили труппе, было всеобщее ликование, - говорит Мария Ревякина, - у актеров были такие лица, что я подумала, Боже, как им не хватало человека, который бы говорил на языке режиссера...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: