Новосибирск 3 °C

Почем фунт малой родины?

01.09.2000 00:00:00

Станция Пенек-2000

 И снова рыжие от сибирской влаги рельсы, упрямо уходящие в тайгу. Мертвая, стираемая сегодня с карты железная дорога на Пихтовку - частица области, частичка нашей с вами России.

Жирной сплошной линией прочертил Новосибирскую область Транссиб. Южнее его - степи, развитая сеть дорог и зона позволяющего выживать сельчанам и при нынешней экономике земледелия. К северу - леса, болота, убыточное животноводство и размокающие в любой дождь сельские «грунтовки». Плюс до недавнего времени - 180-километровая железная дорога Кокошино-Пихтовка, от которой всего за пару последних лет «отъели» добрую половину.

В таежном селе Пенек на 77-м километре «железки» сегодня живут 500 человек. Раньше, когда еще была жива дорога, население Пенька зашкаливало за тысячу.

Николай Шамбуров имеет более сорока лет пеньковского стажа. Ныне - пенсионер, раньше - железнодорожник.

«Сегодня нашу дорогу разбирают от Пихтовки - скоро дойдут и до Пенька, наверное. Сердце кровью обливается - сколько труда в нее было вложено! В зиму, в снег люди выходили на пути, обеспечивали движение. В Пеньке свои составители поездов были - по 20 вагонов леса в сутки отправляли. Пилорама, кузнечный цех - все работало.

Сократили всех в феврале 98-го. С той поры - ни работы, ни жизни. Последний поезд пришел на станцию в ноябре 97-го - и все. Закрыли, говорят, за нерентабельностью».

Слушаю Николая Федоровича - и вспоминается физиономия одного из наших премьеров: того самого, который во всеуслышание объявил, что, дескать, на моей родной Колыме добыча золота нерентабельна. Весь мир тогда дружно крутанул пальцем у виска, отчаянно пытаясь представить себе страну, где нерентабельно добывать золото.

Надо съездить сюда, чтобы понять, чем для новосибирских «северян» все годы была эта «железка». Сегодня Пенек отделяют от «большой земли» 65 километров «грунтовки». Два раза в неделю сюда от Чулыма ходит «автобус» - грузовой «Урал» с будкой вместо кузова (при том, что качество дороги вполне позволяет пустить нормальный ПАЗик). Машина эта рассчитана на здоровых вахтовиков, а не на женщин с детьми: представьте себе тесную будочку, в которой малыша непрерывно тошнит на пол все два часа тряской дороги. Извините за натурализм подробностей, но из этого репортажа слов не выкинешь.

Пустые рельсы. Скелеты брошенных мотовозов и вагонов. Забитый гвоздями вокзал. Здесь, в Пеньке, он еще уцелел - на других станциях пихтовской ветки все разрушено и разграблено. Навечно застыли два огромных козловых крана, а лежащие под ними бревна порядком тронуты гнилью.

Здесь поезда не ходят. Фото автора

 Шагаю по шпалам - вдруг стоп! Не верю глазам - но факт: на неприметной рельсине четкая надпись: «КУЗ.М.З. им. Сталина 1941 г. VI М».

Июнь 41-го! Не надо говорить о том, что значит сегодня для нас эта дата. Рельсы Кузнецкого комбината в то время шли на фронт, но часть их поворачивала в пути на неприметный Пенек. Действительно, лес, заготавливаемый в ту пору на пихтовской ветке, имел стратегическое значение для тульского и ижевского оружейных заводов. Сегодня тот же лес вплотную подступает к той же насыпи - ненужный и уже нерентабельный.

Заинтересованно смотрю под ноги. Метров 50, и новая удача - нахожу пару рельсин, изготовленных, судя по клейму, в 1903-1904 годах, когда только строился Транссиб. Музей под открытым небом, живая связь времен, но... Пейзаж некогда людной и трудящейся станции Пенек сегодня напоминает зону из «Сталкера» Тарковского - только нет режиссера, способного снять все это.

Впрочем, режиссер-организатор есть - начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Иванович Старостенко. Под его конкретным руководством сегодня ведется планомерное уничтожение пихтовской ветки.

Николай Шамбуров:

«Сегодня разборка рельсов уже приближается к Пеньку. Зачем? Деньги! Не нам, нет, рабочие на разборке получают гроши - а кому, неизвестно. Вот эта рельса, на которой мы сидим, Р-50 - значит, в каждом метре 50 килограммов металла. Прикиньте, сколько она стоит?»

Почем килограмм малой Родины пеньковцев и пихтовцев, господин Старостенко?

Николай Шамбуров:

«И все по-варварски - просто отдирают рельсы от шпал, а накладки, костыли и прочий металл бросают на насыпи. Даже разобрать-то по-человечески не можем».

Подчеркну: речь идет о живой дороге. Поезда по ней проходят и сегодня без проблем.

То, что наши железнодорожники разучились строить - понятно. Время такое: проще разобрать то, что с кровью строили наши отцы и деды, и загнать по дешевке за какую-нибудь границу. Но оказывается, что и сломать достойно они уже не в силах.

Давайте отделим мух от супа. Допустим, сегодня эксплуатация пихтовской ветки нерентабельна. В связи с этим можно ее законсервировать до лучших времен: это полбеды. Завтра наладится жизнь, появится инвестор, подлатали ветку, поменяли несколько рельсин - и поехали. Есть и реальный пример тому - возрожденная для рыбаков и туристов узкоколейка Пихтовка - Шегарка. Места здесь экологически чистейшие - тайга, охота, рыбалка, грибы-ягоды, да и просто отдых.

Но совсем другое дело, когда вслед за временным закрытием идет уничтожение - выдираются рельсы и зарастает насыпь. Тогда все - возврата к нормальной жизни нет и не будет! И это в той части области, где каждый элемент дорожной инфраструктуры создается с кровью из-за болот и тайги. Именно по этому пути сегодня движутся железнодорожные терминаторы - после нас хоть потоп! На мой взгляд, их работа сегодня мало чем отличается от труда тех, кто по ночам тащит бронзовые бюсты и памятники с городских улиц и кладбищ в пункты металлоприема - тем более что по истории строительства пихтовская ветка вполне сопоставима с братским мемориальным кладбищем.

А, может, действительно не стоит овчинка выделки? Кому она нужна, эта малая Родина?

Валентина Козлова, глава администрации Пеньковского сельсовета:

«Только 1 сентября в нашу школу пойдут 94 ребенка. Выпуск этого года - 12 человек. Одна девочка поступила в педагогический университет, 10 ребят - в колледжи и техникумы. А один мальчик призван в армию и сейчас проходит службу в знаменитой бердской бригаде спецназа. Так что нашим будущим - нашими детьми, на мой взгляд, можно гордиться».

Свидетельствую лично - в бердскую бригаду кого попало не берут. Так что живы добрые сибирские крестьянские корни в Пеньке. Лет 20 назад, когда здесь организовалось большое подсобное хозяйство, население села за год чуть не удвоилось: стала возвращаться местная молодежь. И жить бы ей и жить - если бы не нынешняя деятельность командования Западно-Сибирской железной дороги и его не в меру ретивых подчиненных.

Официальная версия необходимости разрушительной работы - бартер: дескать, пихтовские рельсы меняют на Запсибе на новые рельсы для главного хода Транссиба. Курам пеньковским на смех - 180 километров пихтовской одноколейки призваны спасти Транссибирскую магистраль!

В общем, кому металл в карман, а кому и лапшу на уши. Тем более что стоит хоть раз проехать по главному ходу от Омска до Новосибирска сегодня, чтобы убедиться: точно такое же разрушение идет и там! Кое-где контактная подвеска висит прямо над голой насыпью, на станциях выгрызаются и исчезают боковые пути. В этом году мне довелось постранствовать на поездах по всей России - нигде нет таких «проплешин» вместо рельсов, как на подведомственных господину Старостенко станциях Западно-Сибирской дороги.

Николай Шамбуров:

«Мое мнение как ветерана-железнодорожника: не по-людски то, что делается с путями сегодня. Представьте ситуацию: не дай Бог, авария поезда на перегоне. А оттащить в сторону аварийные вагоны некуда - на ближайших станциях боковые пути разобраны. Что тогда?»

Узнаете ситуацию? Да, она самая - подводная лодка «Курск»: официальные, мягко говоря, недомолвки плюс экономия на безопасности. Там мощнейший спасательный буксир ВМФ загнали в Грецию, здесь - рельсы в Китай или на Запсиб: в чем разница? А сколько таких «Курсков» разбросано сегодня по всей России?

Отмечу особо - это не политика частной фирмы: дескать, что захотел, то у себя на дворе и наворотил. Владимир Старостенко - государственный служащий. Его распоряжения «ломать!» - государственная политика. И, честно говоря, я не сильно понимаю, почему мы недавно дружно сочувствовали железнодорожникам в их конфликте с РАО «ЕЭС». Одни отключают свет - другие разбирают дороги. Одни лишают жизни новорожденных младенцев (были такие сообщения) - другие лишают надежды на жизнь пеньковских детей и тысяч сельчан от Кокошино до Пихтовки (увидено лично). Ну, поругались близнецы-братья: так ведь милые бранятся - только тешатся.

Знаете, что самое трогательное во всей этой истории? Вера. 6 мая все население Пенька дружно вышло на субботник: привели в порядок здание вокзала, убрали станционную платформу и укрепили табличку «Ст. ПЕНЕК». Им хотелось верить, что жизнь сюда еще вернется: точно так же родные и близкие экипажа «Курска» отказывались от траура, веря, что, может, жив кто-то там, на борту, что сотворится чудо.

Но смолчали Баренцевы волны, а вот в Пеньке чудо и впрямь произошло. Через несколько дней после субботника пеньковцы услышали гудок тепловоза - впервые за много месяцев. Детишки с радостью, пенсионеры чуть не со слезами - но все рванули к своей «железке». Так радуется осужденный, годы не видевший человеческого лица в своей одиночке: сейчас все переменится, объявят амнистию, и будем жить, братцы!

И - осеклись: это был первый в этом сезоне РАЗБОРОЧНЫЙ поезд. Так сказать, не прокурор и даже не священник - палач от начальника дороги. Прямо с доставкой на дом.

P.S. Пара слов для Виктора Александровича Толоконского. Уважаемый господин губернатор! Сегодня полным ходом идут работы по уничтожению важнейшего элемента инфраструктуры севера области - железной дороги Кокошино-Пихтовка, особенно важной в условиях автомобильного бездорожья. Рано или поздно поднимать хозяйство этих районов все равно придется. Пока еще можно остановить варварство, санкционированное руководством Западно-Сибирской железной дороги, сохранив хотя бы участок Кокошино-Пенек. Завтра будет поздно - все придется начинать с нуля, как наши отцы и деды семьдесят лет назад.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: