Новосибирск 2.9 °C

«Билетеров» больше не будет

01.09.2000 00:00:00

 О перекупщиках железнодорожных билетов (на милицейском жаргоне их называют «билетерами») в этом году не писал только ленивый. Но вот сезон отпусков закончился, ажиотаж возле билетных касс начал спадать. Сейчас приобретение билета на поезд в любом направлении, кроме восточного, уже не представляет проблемы. Ждет ли нас на следующее лето та же катавасия с билетами, какая была нынче? Что предприняли железнодорожники, дабы искоренить перекупку билетов на вокзалах Новосибирска? С этими вопросами мы обратились к начальнику вокзала Новосибирск-Главный Виктору Холодову и заместителю начальника по обслуживанию пассажиров Анатолию Подниколенко.

Начать решили с начала. Поэтому попросили Виктора Холодова рассказать, каким образом все-таки происходит перекупка билетов. Виктор Александрович сразу сказал, что домыслы журналистов о том, что билетный кассир сначала «прячет» часть билетов в память компьютера, а потом их «достает», не верны. Электронная система «Экспресс», по которой работают билетные кассиры всей страны, не позволяет это делать.

На самом деле перекупщики действуют иными способами. Во-первых, выкупают бронь. Она есть у каждого железнодорожного начальника на всякие экстренные случаи. Неиспользованная бронь поступает в продажу за четыре часа до прибытия поезда. Наивный пассажир подходит к кассе за пять часов. Ему говорят: «Билетов нет». Вот тут-то его и хватает за рукав перекупщик и обещает через час «сделать» билет. Во-вторых, бронировать билеты могут рядовые граждане на любые поезда в любом количестве. Иногда эта бронь остается невостребованной и точно так же поступает в продажу за два часа до прихода поезда. Этим тоже пользуются «билетеры». В-третьих, перекупщики могут покупать билеты в прицепные вагоны, которые формируются опять же за несколько часов до прибытия транзитного поезда. Таким образом, билет у перекупщика можно купить не раньше, чем буквально перед отходом поезда. Ни кассиры, ни другие железнодорожные служащие, по утверждению Виктора Холодова, в этом не участвуют.

Услугами «билетеров» пользуются, в большинстве своем, транзитные пассажиры и «челноки». В сутки их бывает 5-6 человек. Им некогда разбираться в особенностях режима работы железной дороги, караулить билеты у окошечка кассы. Они готовы отдать любые деньги, лишь бы уехать как можно скорее. Этим и пользуются перекупщики билетов, приобретая через подставных лиц (их самих в вокзал не пускают охранники) из свободной продажи проездные документы.

Несмотря на то, что ни один действующий сотрудник железной дороги еще не был уличен в причастности к перекупке билетов, контроль за кассирами ведется очень тщательно. После появления «билетеров» руководство Западно-Сибирской железной дороги предприняло дополнительные меры, дабы исключить любую возможность профессиональной нечистоплотности работников. Сейчас во всех билетных кассах устанавливаются телекамеры и звукозаписывающие устройства, которые должны фиксировать каждое движение и каждое слово кассира. Регулярно по громкой связи в помещении вокзала наряду с другими объявлениями передают предупреждения для пассажиров, чтобы они не покупали билеты с рук.

С 22 августа новосибирские железнодорожники предприняли и вовсе беспрецедентный шаг. Теперь билет можно приобрести только лично, либо на членов семьи с одной фамилией. До недавнего времени обычной была такая картина: клиент вываливает перед кассиром десяток паспортов, и она, не глядя, штампует билеты на каждый паспорт. Теперь, если человек предъявляет чужой паспорт, билет по этому паспорту не продадут. Железнодорожники понимают, что это вызовет ряд жалоб. Ведь теперь дочь не сможет купить билет матери, потому что у них разные фамилии, приятель не сможет удружить другому приятелю. Но зато на вокзалах не будет перекупщиков.

В день моего посещения на вокзале ждали отъезда 566 пассажиров. Как рассказал Анатолий Подниколенко, основная часть этих людей стремится уехать на восток. Многие из них - коммерсанты-челночники, мотающиеся между Новосибирском и Владивостоком с баулами, набитыми импортным ширпотребом, предназначенным для наших барахолок. Именно они составляют львиную долю пассажиропотока. Зимой железная дорога еще справлялась. Когда летом к «челночникам» присоединились отпускники, мест в вагонах стало не хватать.

Однако в летние месяцы невозможно было уехать и в других направлениях. На юг, например. Резкого роста всеобщего благосостояния вроде не отмечается. Демографических взрывов в последние годы не происходило. Откуда столько народу?

- Мы провели собственный социологический анализ и выяснили, что пассажирами железной дороги в последнее время стали учителя, врачи, военные - те, кому раньше радость путешествий была недоступна вообще, - ответил Анатолий Подниколенко. - Видимо, людям стали вовремя платить зарплату. И не нищенскую, а нормальную.

Сюда следует приплюсовать и то обстоятельство, что авиаперевозчики подняли стоимость своих услуг выше облаков. Возможно, люди напуганы предстоящим повышением железнодорожных тарифов и стремятся, что называется, «надышаться перед смертью».

Анатолий Подниколенко и его коллеги, несмотря на подорожание услуг железнодорожного транспорта, предполагают, что в следующем году пассажиров будет больше, чем в этом. Перекупщиков же, они надеются, не будет. Во всяком случае, на новосибирских вокзалах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: