Новосибирск 1.5 °C

Рекламный тупик

28.07.2000 00:00:00

 Департамент потребительского рынка и земельных отношений мэрии Новосибирска собирается внести на рассмотрение депутатов городского Совета проект новых правил по установке и эксплуатации наружной рекламы. Среди прочего этот документ предусматривает повышение тарифов на размещение наружной рекламы в среднем в два раза. В стане рекламистов новаторские идеи начальника департамента Игоря Белякова вызвали вполне естественное беспокойство. Да и при ближайшем рассмотрении документ не кажется вовсе уж бесспорным, причем не только в области ценообразования. Кстати, де-факто рекламным агентствам уже предложено перезаключать имеющиеся договоры с городским центром наружной рекламы по новым расценкам. Видимо, предполагается, что послушный горсовет начинание мэрии безоговорочно поддержит.

На сегодняшний день доходы муниципалитета от этого вида рекламы составляют примерно 10 миллионов рублей в год, и, как заявил в своем недавнем интервью одной из местных газет Игорь Беляков, департамент намерен увеличить их в 2-2,5 раза. Следует признать, что в арифметическом плане расчет почти верный. Но нельзя не отметить, что никогда еще в новейшей российской истории простое умножение на два имеющихся налогов не приносило ожидаемого двукратного увеличения поступлений в казну.

Если брать в расчет лишь щитовую рекламу, то велика вероятность массового оттока из числа клиентов рекламных агентств большинства местных производителей. Вполне может случиться, что в ближайшее время горожане смогут «любоваться» только крупными брендами ведущих мировых производителей табачной продукции, для которых увеличение расценок в одном отдельно взятом российском регионе не играет особой роли. Местные производители, о поддержке которых говорится на всех властных уровнях, опять остаются в проигрышном положении. Впрочем, департамент планирует-таки оставить для них некую квоту в размере 10 процентов рекламных площадей со сниженными тарифами. Правда, чиновник ничего не говорит о том, кто и каким образом подсчитал, что десятой доли для своих будет вполне достаточно.

Интересен взгляд на проблему самих рекламистов. Многие из них вполне согласны с тем, что цены на размещение «наружки» повышать можно и нужно. Даже несмотря на то, что тарифы в Новосибирске самые высокие в сибирском регионе. Для сравнения, стоимость выплат на одну сторону рекламного щита размером три на шесть метров в нашем городе составляет 1663,3 рубля в месяц, а, скажем, в Хабаровске - 904,5; в Омске - 833,5; в Екатеринбурге - 180, а в Красноярском крае и вовсе 69,5 рубля в месяц (все цены приведены без учета повышающих коэффициентов). Но при этом практически все руководители новосибирских рекламных агентств, которые, к слову, также являются не кем иным, как местными производителями, не понимают причин именно двукратного увеличения расценок. Наиболее безболезненным, по их мнению, было бы введение повышающего коэффициента 1,5. Но похоже, что к мнению профессионалов в департаменте прислушиваться не хотят. Возникает ощущение, что все давно предрешено, в том числе и депутатское благословение. И уже вслух обсуждается возможность разворота на 180 градусов в случае, если принимаемые меры заведут чиновников в тупик и эксперимент, что называется, провалится. При таком раскладе возникает сомнение в продуманности выдвинутых инициатив. Иначе, зачем заранее готовить пути к отступлению?

Даже учитывая отчаянное сопротивление новосибирских рекламистов, никто из них не исключает вероятности появления на местном рынке какой-нибудь крупной московской фирмы. Последняя вполне может воспользоваться моментом замешательства, вызванным введением новых правил, и скупить большинство наиболее престижных мест под собственную продукцию. Для москвичей, надо заметить, новые цены уж не так и высоки. Благо, им есть с чем сравнивать. В чистом итоге мы опять получим сокращение рабочих мест в регионе и благополучно создадим новые для обитателей первопрестольной.

Большим откровением для рекламистов стала озвученная Беляковым идея создания некоего муниципального агентства. Большинство специалистов уверено, что подобная структура нанесет по рынку сокрушительный и непоправимый удар. О здоровой конкуренции говорить уже не придется, так как вряд ли можно рассчитывать, что чиновники, допущенные к подобной кормушке, станут играть по общим правилам. Искушенные в коридорных походах руководители рекламных агентств не верят в честность и порядочность бюрократов, которые, по всей видимости, и составят основной костяк нового подразделения. Нетрудно представить, что оно будет из себя представлять: раздутый штат, низкая компетенция сотрудников и сопутствующая процессу волокита. Формально услуги этого агентства будут самыми дешевыми в городе. Но за примерами далеко ходить не надо. Такая структура есть у наших соседей-кемеровчан. Возгласов радости в лагере кемеровских рекламистов пока не слышно.

Впрочем, крупные новосибирские рекламные агентства о себе не сильно-то и переживают. Им все равно уже никуда не деться: щитовые конструкции уже установлены, в них вложены значительные средства, и хочешь - не хочешь, их придется эксплуатировать, чтобы избежать крупных убытков. Но щитовая реклама представляет собой лишь один сегмент рынка наружной рекламы. Куда более распространены разного рода указатели и таблички. Вот тут-то рекламисты и обнаружили бомбу, которую департамент потребительского рынка и земельных отношений подложил под местного товаропроизводителя, мелкого и среднего предпринимателя. Предварительные расчеты показали, что очень многим владельцам магазинчиков и мелких фирм придется расстаться с наружной рекламой собственного бизнеса, - она им станет просто не по карману. Видимо, не совсем осознавая этот факт, Игорь Беляков заявляет, что вытесненные с наружного рекламного пространства бизнесмены вполне могут воспользоваться другими носителями рекламы - телевидением, радио, газетами. Однако представить себе подобную смену приоритетов на практике не представляется возможным. Частному магазину вовсе не нужна реклама в газете, его владельцу гораздо больше пользы принесет вывеска над входом или указатель на тротуаре.

Порой в высказываниях начальника департамента встречаются суждения, которые вызывают откровенное недоумение и говорят либо о преднамеренном искажении мысли чиновника, либо о некомпетентности в рассматриваемом вопросе. В качестве примера можно взять его тезис о малозатратности рекламного бизнеса. Для той же щитовой рекламы затраты на размещение составляют лишь третью, а то и четвертую часть всех расходов. Странно, что человек, в обязанности которого входит регламентация такого вида деятельности, об этом даже не догадывался. Мало того, высказывания Игоря Николаевича частенько прямо или косвенно подвергают сомнению состоятельность прежнего городского руководства. Ничем иным нельзя объяснить продекларированную руководителем департамента решимость отменить результаты конкурса по проекту реконструкции Красного проспекта, за которую очень активно ратовал Виктор Толоконский. Бывший мэр, а ныне губернатор Новосибирской области в свое время не только утвердил итоги конкурса, но и обещал активную поддержку его победителям и даже крупные денежные премии. Сегодня рекламные агентства, вложившие в проект средства, почти потеряли надежду не только на законную прибыль, но и на какое-либо возмещение расходов.

Не менее спорными выглядят и планы по убеждению в собственной правоте депутатов горсовета, в которых увязывается деятельность рекламных агентств с заработной платой работников бюджетной сферы. Возможно, у начальника департамента и нет сомнений в том, что золотые потоки рекламных денег в ближайшем будущем хлынут в городской бюджет, и учителя с врачами будут сытыми и здоровыми. Профессионалы же рекламного бизнеса не сомневаются, что гибель некоторых агентств этот поток лишь ослабит, а вынужденные увеличивать розничные цены на продукты владельцы магазинов ударят по карману тех, о которых так «заботятся» чиновники от рекламы. Сам же «двигатель торговли» в данном случае выступит в роли основного ее тормоза.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: