Ученые обсудили новую программу стратегического развития Сибири
В рамках очередного годичного общего собрания Сибирского отделения РАН состоялось и совместное заседание Межведомственного научного совета
На нем шел предварительный разговор о том, как Сибири развиваться дальше. Напомним, что в прошлом уже неоднократно предпринимались попытки сверстать четкую программу стратегического развития Сибири, но все они в итоге по разным причинам ничем не заканчивались. И вот в конце нынешнего мая в Москве на Высшем экономическом совете новая концепция программы должна быть вновь рассмотрена, прежде чем будет направлена в правительство на утверждение. И потому разговор в Новосибирске был хоть и предварительный, но носил весьма принципиальный характер.
Докладчиков было двое: академики Валерий Кулешов и Геннадий Кулипанов. О новой концепции
Ученый рассуждал убедительно и просто: в новой России правительством взят курс на свертывание института общественных фондов потребления, который значительно смягчал и упрощал жизнь населения в России прежней. В настоящее время рост благосостояния продекларирован (об этом даже сказано в Послании президента Федеральному собранию) только через экономический рост. Все вроде бы правильно: если хотим жить лучше надо больше и эффективнее работать. Но беда в том, что не всегда и в нынешней России добросовестный труд оплачивается сполна. В наше время, заметил
Что же делать? Не только удержать людей, но и привлечь их в Сибирь. Иного пути просто не существует. Всю экономику надо повернуть лицом к созданию благоприятных условий труда и жизни людей. Даже если принять целиком на вооружение тезис об ускоренном экономическом развитии, то прежде чем увеличивать выпуск продукции, необходимо создавать новую промышленную базу, строить жилье. Тоже иного пути нет. При этом надо обязательно учитывать особые условия Сибири. А это не только трудности, но и некоторые преимущества. Здесь прочно расположились крупнейшие компании страны, которые необходимо заинтересовать в решении проблем региона. И нужна как никогда «рука Москвы» в самом хорошем смысле этого слова: она должна, говорили выступающие, «включить зажигание». Нужны государственные гарантии под инвестиции частного капитала. А они могут возникнуть только тогда, когда само государство начнет вкладывать деньги в развитие новых технологий.
В этой связи весьма показательным было выступление на заседании первого заместителя полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе, доктора экономических наук Игоря Простякова. Он видит опасности реализации программы
К сожалению, мешает делу и нестыковка корпоративных интересов. Ведомства разобщены, нет единых целей. Даже нефть и газ разные компании пытаются продавать за рубеж по отдельным каналам. Доходит до того, что разрабатывается сразу несколько параллельных проектов строительства трубопроводов. А ведь уже пора менять и старые, которые износились.
В стране сложилась система стратегического развития экономики по нескольким десяткам крупных проектов. Но потянет ли их все государство одновременно? Нужна взвешенная экспертная оценка. Кто ее будет проводить? Насколько комплексно мыслит в этом направлении само правительство?
И еще одна немаловажная причина, которая тормозит принятие программы стратегического развития Сибири: в московских кабинетах нередко весьма слабо представляют себе особенности нашего гигантского края. И доходит до полного отсутствия понимания властями необходимости отдельного плана по Сибири.
Об этом же говорил и бывший новосибирец, ныне москвич, академик Александр Гранберг. Сибирь может стать своеобразным
В этой же связи весьма красноречивым было выступление заместителя председателя Красноярского научного центра, доктора технических наук Владимира Москвичева. Концепции развития краев и областей Сибири, по его мнению, сейчас никому не нужны. Руководители регионов не влияют на политику их экономического развития. Все за них решают в Москве. Сказано, может быть, резко, но заставляет задуматься.
«Почему наши программы одна за другой проваливаются?» задавались вопросом участники заседания. Да потому, что власть и бизнес не имеют общих позиций. Власть хочет одного, но не умеет пока заинтересовать или поставить в ответственное положение бизнес, когда речь идет о важнейших вопросах, как это было, например, недавно с попыткой регулирования цен на нефтепродукты, которая закончилась ничем. Интересы монополий и власти не пересекаются. Бизнес, даже крупный, остается безучастным к стратегическому мышлению в общенациональных интересах. А что касается развития среднего и малого предпринимательства, в том числе и в науке, то дело оставляет желать, мягко говоря, лучшего.
В Минобрнауке даже появилась тенденция не разрешать институтам, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно решать финансовые задачи, вести прикладные договорные работы.
Доклад заместителя председателя СО РАН академика Геннадия Кулипанова был как раз посвящен теме инновационной деятельности научных учреждений. Он коротко обрисовал известные всем возможности использования уже имеющихся 350 научных разработок, которые пока лежат почти без движения. Большие надежды возлагаются на закон об особых экономических зонах. Как известно, идет большая подготовительная работа по созданию в Академгородке с филиалом в Томске Центра информационных технологий, а затем и технопарка между Академгородком и Кольцово. Если приложить волю и усилия, то уже в следующем десятилетии здесь появится новый узел и пояс разработок и внедрения наукоемких технологий.
Вместе с плюсами нового проекта ученый видит и проблемы, которые здесь возникнут. Это возможное резкое расслоение населения по доходам (ни о каком