На маленьком плоту со школьным учителем

...И все-таки человека из исходной человеческой «глины» лепит в основном педагог. Непросто, конечно, нынче заниматься этой лепкой. С одной стороны, напирает улица. С другой - телевизор. Попробуй-ка внушить ребенку, где тут «верх», а где «низ» в этом перевернувшемся мире, если Павку Корчагина заменил Терминатор, а Зою Космодемьянскую - фотомодель.Школьный учитель может очень много. Ему дано совершить то, что потом не перелопатить никаким «детским комнатам» и детским наркодиспансерам. Научить кроху отличать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Да и много-много еще чему...
Фото ИТАР-ТАСС

 Какие чувства переполняют родительское сердце в момент, когда вдруг становится ясно - ребенок вырос не только из пеленок или детсадовских колготок, но и просто стал взрослым? Уже «почти что самостоятельным». Вот-вот обзаведется «аттестатом зрелости». Двумя словами и не выскажешь, о чем оно клокочет, это не нейлоновое сердце, о чем болит в те секунды, когда, то ли еще по-детски всхлипывая, то ли уже по-юношески голосисто звеня - вся жизнь впереди! - начинает тенькать и звякать этот «последний звонок».

Десять лет, отпущенные на вырост детям, ставшим выпускниками 2000 года, настолько перекроили нашу жизнь, что многое как бы стало «прочитываться» с точность до наоборот. Но призвание учителя... Оно остается все тем же. Смысл его, слава Богу, остается неизменным. И даже в то время, когда все катится вниз, учитель остается хранителем и передаточным звеном в транслировании «высоких материй» из прошлого в будущее. Он учит возвышенному. Он - сеятель разумного, доброго, вечного.

Вот она какая, 196-я!

 «Представьте школу, в которой вместо учителей - роботы, только роботы! - нарисовал в своем сочинении жуткую «антиутопию» ученик 9 класса Максим Тарасов. - И вам станет скучно. Ведь педагоги, что там ни говори, с нами вместе и шутят, и расстраиваются, и радуются...» Вот ведь что подметил ребенок! Существенное отличие «живого педагога» от железяки-компьютера! Эту выдержку я взял из выпускаемой муниципальной школой N 196 газеты «Школьный корабль». Ее сочиняют и верстают ученики, учителя и родители. Вот и прощальный концерт, где каждому учителю было адресовано ироничное посвящение, стилизованное под «досье» в духе «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова, - плод совместного творчества. Мгновения, мгновения...

В актовом зале школы N 196, что на Северо-Чемском жилмассиве, - аншлаг под стать тем, что бывают на концертах заезжих рок-звезд. А бантиков-то белых на хорошеньких и умных головках девушек!.. А чопорных пиджаков на физкультуристых плечах юношей! А родителей-то с фотоаппаратами и кинокамерами! А цветов-то для учителей!..

Это по-таривердиевски щемящее мгновение будет запечатлено навечно. И на фото, и на видеопленке. И в рэперском ритме «Песенки выпускника»:

На месте нашей школы
Был когда-то забор.
И хотя я был маленьким,
Помню я до сих пор,
Как пригнали машину,
Разгрузили цемент
И построили школу.
Ей одиннадцать лет.

 Да, ей «одиннадцать лет». И этот выпуск для школы, вклинившейся непотопляемым корабликом среди айсбергоподобных многоэтажек «спального района», - второй. Директор Сергей Талалаев - все так же улыбчиво-приветлив с нашим братом - нерадивым, хронически не посещающим родительские собрания родителем. Как и те десять лет назад, когда, как в той песне, «впервые за ручку» привели мы сюда своих деток. Мы, взрослые, вроде внешне те же. А дети ой как вымахали!.. Говоря о «марке выпускника нашей школы», Сергей Павлович как директор имеет в виду, конечно же, не филателию... Что же?

Приведу небольшую хроникальную выборку из того же «Школьного корабля». Она дает весьма яркое представление о том, какие «марки» бережно коллекционирует директор и хотел бы, чтобы столь же бережны в этом смысле были ученики.

Наш актив - лучший в городе!

 18 мая 2000 года в клубе «Отдых» подводились итоги II городского смотра школьных активов. Наш актив «Ника» стал победителем этого смотра и получил, кроме заветного диплома, еще и чайник фирмы «Verloni»!

Теперь все инициативные и классные могут прийти к нам и попить чай.

Особые поздравления Вязовой Виктории (10 «г»). Батуевой Екатерине (10 «в») и Байструковой Евгении (10 «в»), которые получили дипломы городского комитета по делам молодежи!

3 мая проходил финал городского «Интеллектуального марафона» сезона 1999-2000 года. Почетные дипломы получили команды «Пифагоры» (7 «в»), «Мозгатики» (8 «б»), «Пирамида» (9 «в»), «Созвездие» (10 «в»).

Команда «Колобки» (10 «б») вошла в десятку сильнейших команд города из 83-х, а также заняла первое место за лучшие вопросы.

В индивидуальном конкурсе «За лучший вопрос» первое место занял ученик 7 «в» класса Илья Буторин (команда «Пифагоры»).

13-14 мая проходил «Конкурс знатоков спорта» среди районов города. В команде Кировского района нашу школу представляли: Купина Лена (10 «б»), Благина Ольга (10 «б»), Червинская Александра (10 «б»), Захарова Катя (10 «б»), Захарова Наташа (10 «б»), Чудиновских Вера (10 «б»), Карнюхина Александра (10 «в»). В результате - второе место в городе!

От кого же мы произошли?

 Анекдот из той же школьной газеты: «Марья Ивановна! Мой папа говорит, что мы произошли от обезьяны». «Не мешай вести урок! История вашей семьи меня не интересует».

В самом деле, от кого же мы, все еще почти сплошь дети «первого в мире пролетарского государства», произошли? Кто же нас, в основной массе «сынов поварихи и лекальщика», сделал «хомо сапиенсами»? Во всяком случае, заслуга родителей, которым, как правило, заниматься «воспитательным процессом» своих чад попросту время не позволяет, в этом смысле минимальна. Ну разве что произвели на свет. А уж по Дарвину или в соответствии со Священным Писанием это как бы и не существенно. И все-таки человека из исходной человеческой «глины» лепит в основном педагог. Непросто, конечно, нынче заниматься этой лепкой. С одной стороны, напирает улица. С другой - телевизор. Попробуй-ка внушить ребенку, где тут «верх», а где «низ» в этом перевернувшемся мире, если Павку Корчагина заменил Терминатор, а Зою Космодемьянскую - фотомодель.

Как юному проникнуться уважением к князю Болконскому, ежели из телевизора «лезут» герои боевиков? У учителя, который не выруливает на иномарке и не щеголяет костюмами от Кардена, остается одно средство «уважать себя заставить», стать примером для подражания - интеллект. И еще - душевность. Духовность. Ведь не зря же Максим Тарасов заметил это существенное отличие учителя от киборга. Никакими программами не предусмотрено, чтобы учителя сочиняли гимн школы. А вот подишь ты! Таковой у 196-й школы имеется. Стихи написала учитель-словесник Лариса Грушина, музыку - учитель математики Инна Буторина и преподаватель «пения» Алексей Шахов. Творческая атмосфера - вот что еще, наверное, можно сказать о «марке» 196-й школы. Ведь никто же не обязывал Светлану Леонидовну Горченкову (она учитель русского языка и литературы) карпеть над выпуском газеты «Школьный корабль».

Как воспринимают учителей дети? Их, многие из которых не имеют денег на роскошные наряды или возможности щегольнуть фразой вроде «побывала я недавно в Америке...» Наверное, об этом отношении можно судить из прочитанного в «Школьном корабле» под одоподобным заголовком: «От имени всех учащихся 11-х классов объявляется благодарность нашим самым лучшим, самым замечательным и любимым учителям». «Венцак Галине Алексеевне - за материнскую заботу (Галина Алексеевна - классный руководитель. - Ю. Г.); Грединой Раисе Михайловне - за понимание проблем учеников (Раиса Михайловна - преподаватель физики); Присяжнюк Валентине Васильевне - за понимание, энергичность и способность научить даже самых неодаренных (Валентина Васильевна - словесник); Васильеву Владимиру Николаевичу - за интеллект и эрудицию (Владимир Николаевич - учитель истории)».

Другим учителям выпускниками объявлена благодарность: «за элегантность», «тактичность и деликатность», «за ум и чувство юмора», «за веселый и легкий нрав», «за ласку, нежный взгляд и милый голос», «за спортивность», «за способность к творчеству и умение дружить с учениками»...

Отрада родительского сердца в том, что молодежь в большинстве своем все-таки может разобраться, что школьные учителя в интеллектуальном и духовном смысле на голову выше любого «нового русского». Что чему-то умному и путному научат все-таки в школе, а не в подъезде, где по углам валяются шприцы с «наркотой».

«Что вам больше всего запомнилось на уроке биологии?» - спрашивает школьная газета своих читателей. «Внутренности человека. Уж так аппетитно выглядят!» - ответствовал ироничный Дмитрий Фарафонов. «Мужская анатомия», - высказалась сексапильная Ната П. «Тема «Спирты» - по-кавээновски остроумно сказал Максим Шушунов. «Строение скелета», - обнаружила свою склонность к «жутикам» и мистике Ольга Первухина. «Цветочки (мак), - «раскололся» неназвавшийся. «Речи о том, что мы - Homo Sapiens, а не амебы...», - по-философски подметил Алексей Хавров.

Ну а амеба... Гидра эта... Громадная, «растекшаяся» по квартирам многоэтажек, год от года подрастая, она выпирает из подъездов. И вот уже так быстро вымахавшие верзилы-детки стоят «кордоном» у подъезда. В подъезде живет «положенец». К нему вчера наезжали «ребята из Первомайки» - «стрелки разводить...» Для этих школьные учителя (и к тому их подводит сама действительность) - всего лишь навсего не сумевшие устроиться в этой жизни интеллигентики...

Ну а что мы - родители? Ходим в ту же 196-ю, опускаем бюллетени в обитые лозунговой краснотой урны. Выбираем, выбираем... Политики в качестве «фишек» для накачки рейтинга клянутся сделать все, чтобы «инвестировать наше будущее», - и ничего не могут сделать. Средний доход учителя - около одного доллара в день - это ниже некуда. Учителя нещадно грабят все кому не лень. И это становится особенно очевидным с тех пор, когда пошла волна оттока «клиентов» из платных школ, где, как выяснилось, оценки ставят ни за что. Новые русские, не торопящиеся въезжать в особняки, чтобы не привлекать к себе внимание все более агрессивной голытьбы, стремятся затеряться среди бедных, мимикрируют в соответствии с теми же постулатами биологии. Да ведь и зачем платить? «Чем богаче, тем жадней», - подмечено одним педагогом. Богатые, использующие интеллект педагогов как ресурс, и тут норовят хоть немножечко урвать. Конечно, если «браток» пристраивает чадо в заграничный колледж, ему волей-неволей приходится выкладывать «баксы», а тут...

Завещание равноапостольного

 «Учи детей, а не взрослых», - изрек один из равноапостольных устроителей славянской письменности, отходя в мир иной. Это представить только: всего два человека - Кирилл и Мефодий - смогли дать целому славянскому миру способность запечатлевать звуки речи на бумаге! Заперлись в монастырской келье на Афоне и двадцать дней трудились, не выходя. Сделали язычников христианами.

Школьный учитель может очень много. Ему дано совершить то, что потом не перелопатить никаким «детским комнатам» и детским наркодиспансерам. Научить кроху отличать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Да и много-много еще чему... Вспомним самую банальную тему школьного сочинения «В чем смысл жизни?» А правда - в чем? Посадить дерево? Это, конечно, кое-что. Построить дом? Тоже немало. Воспитать яркую личность? Гражданина. Это, наверное, задача посложнее...

Одной из тем школьного сочинения на выпускном была тема о любви.

- Я написала по рассказу Бунина «Легкое дыхание», - сказала мне выпускница Катя Чуликанова. И потом мы еще долго-долго говорили с ней о «Темных аллеях». Пока шли не по темным липовым аллеям, как Пушкин и Керк, в сторону нашего подъезда, а мимо монстроподобных многоэтажек. Вот поди ж ты! Была соседская девчушка с бантиками - ровесница моей Насти, а теперь вполне может стать чьей-то Музой...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент