Новосибирск 0.6 °C

Утренняя гимнастика — секрет долголетия

18.09.2004 00:00:00

О пользе утренней гимнастики, наручных часах, марксистско-ленинской эстетике и превратностях судьбы в канун своего 80-летнего юбилея читателям «ВН» рассказывает бессменный художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра, народный артист СССР Арнольд Кац

Народный артист СССР Арнольд Кац

Сегодня человек-легенда, непререкаемый авторитет, своего рода синоним музыкального искусства маэстро Кац отметит свое 80-летие. Выдающиеся дирижеры и исполнители из России и зарубежных стран соберутся в этот вечер на сцене Дворца культуры железнодорожников, чтобы выразить свое почтение. Государство в лице президента России Владимира Путина в канун юбилея тоже выразило свое почтение, наградив маэстро орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени с формулировкой: «За выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства».

Когда слышишь солидно-круглую цифру 80, невольно возникает вопрос: «В чем секрет вашего долголетия?» Арнольд Михайлович с присущей ему иронией раскрывает этот секрет. Оказывается, давным-давно, еще в армии, его научили делать гимнастику. С тех пор вот уже много лет по 30 минут в день он занимается зарядкой. И именно незамысловатые физические упражнения позволяют ему быть в форме, невзирая ни на какие круглые даты.

— Мне кажется, дирижер всегда должен быть начеку, — говорит Арнольд Михайлович. — Такой огромный коллектив, как симфонический оркестр, не дает расслабиться ни на минуту. А расслабишься — и нет коллектива. Музыкантов своих я люблю и ненавижу одновременно. Когда от них далеко — я скучаю, просто жить не могу, а когда вместе с ними, кажется, быстрее бы эта встреча кончилась…

Маэстро за пультом оркестра

Но их встреча, то есть совместное творчество, не кончается вот уж 48 лет — именно столько стоит за пультом оркестра Арнольд Кац.

Они «скованы одной цепью». По словам Арнольда Михайловича, каждый дирижер сам выбирает свою судьбу. Одни гастролируют, меняя оркестры как перчатки, другие посвящают жизнь созданию, воспитанию собственного коллектива.

— Ни один, даже самый первоклассный, оркестр не сравнится со своим собственным, — говорит Кац. — Для меня «детище» — это созданный мною оркестр.

Из книги Владимира Калужского «Арнольд Кац — дирижер и человек»: «Дирижер должен быть прирожденным лидером за пультом и в жизни. Он должен быть тонким психологом, чутко реагирующим на изменчивые настроения „оркестровых масс“… Кац совершенно прав, что делал ставку в основном на музыкантов — воспитанников Новосибирской консерватории. Сам Кац говорит о трех поколениях оркестрантов, вышедших из стен консерватории. Когда в конце 80-х годов значительная часть его музыкантов, причем лучших, оказались за рубежом, он очень тяжело переживал этот „исход“, но сумел устоять и спасти оркестр от резкого падения качества исполнения, сформировав, по сути, уже четвертое поколение музыкантов, работающих у него».

За 48 лет симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца дал около пяти тысяч концертов. Есть ли произведения, не сыгранные оркестром за эти годы? Маэстро утверждает, что таких произведений много, ведь музыкальный мир так многообразен, что двух жизней не хватит, чтобы исполнить все когда-то написанное композиторами.

Из книги Калужского «Арнольд Кац — дирижер и человек»: «На вопрос, какие три партитуры он взял бы сегодня с собой в космос или на необитаемый остров, словом, туда, куда можно было бы брать только самое необходимое, Кац ответил: „Шестую симфонию Чайковского, Вторую симфонию Брамса и Восьмую симфонию Шостаковича“. Это выбор мудрости, зрелости и глубины чувств, истинный выбор „серебряного века“…

На грандиозном концерте-чествовании 18 сентября в ДКЖ состоится „парад дирижеров“. Шесть дирижеров — ученики Арнольда Каца.

— Вы сможете услышать и увидеть, насколько они все разные, — говорит маэстро.

Из книги Калужского „Арнольд Кац — дирижер и человек“: „Мне кажется, что Кац совершенно особенно относится к своей работе с будущими дирижерами. Ему нравится учить, нравится быть нужным своим подопечным, несмотря на то, что многие из них уже вполне зрелые люди. Думаю, что в творческом отношении он чувствует себя абсолютно свободным, здесь никто не оспаривает его права первенства, здесь нет скрытой оппозиции его действиям, а порой и враждебности, от которых не застрахован ни один из дирижеров. Здесь он чувствует себя максимально полезным“.

Мало кто знает, что легендарный Арнольд Кац увлекался в свое время коллекционированием наручных часов. В советские времена хорошие часы можно было достать только по блату, но надо знать характер этого человека, для которого просто не существовали такие слова, как „невозможно“.

— Был один курьезный случай, — вспоминает именинник. — Мой друг, юрист, тоже коллекционировал часы. Однажды он предложил мне обмен — баш на баш. Я ему не глядя отдал часы, которые тогда носили исключительно космонавты, а он мне — простенькие часики, к тому же неисправные. Прошло несколько лет. Мы снова решили махнуться не глядя, и в результате у меня в руках опять оказались мои „космические“ часы, а я ему отдал его неисправные. Сейчас у меня от коллекции осталось часов шесть, не больше. Теперь я ими уже не меняюсь, а просто смотрю на них, и мне становится веселее…

Вообще Арнольд Михайлович — мастер рассказывать байки. На все жизненные ситуации у него как будто специально заготовлена очередная смешная история. Вот, например, как студент Ленинградской консерватории Арнольд Кац сдавал экзамен по марксистско-ленинской эстетике.

— Ученикам Центральной музыкальной школы, где я учился по классу скрипки, было дано право поступать в музыкальные вузы сразу после 9 класса, — вспоминает маэстро. — Перед самыми выпускными экзаменами в Ленинградской консерватории подходит ко мне дама из педчасти и строго так говорит: „Вы диплом не получите“. „Почему?“ — спрашиваю я. “А у вас марксистско-ленинская эстетика не сдана», — отвечает дама. Эстетику у нас преподавал профессор Коган, удивительный человек. Я вооружился шпаргалками, учебником «Ленин и искусство» и пошел к нему «на ковер». Рассказывал, как сейчас помню, бодро, напористо, правда, не совсем понимая, о чем это я. Наконец, красноречие мое иссякло. Профессор говорит: «Давайте зачетку. Вы, конечно, ничего не знаете, но я вам ставлю „5“ — за храбрость». Прошло много лет, и я вновь встретил профессора в Доме актера на конференции. Он, конечно, меня не узнал, а когда я ему напомнил, воскликнул: «Ах, вы тот самый, которому за храбрость!»

В книге Калужского «Арнольд Кац — дирижер и человек» описан еще один курьезный случай из жизни маэстро, дополняющий портрет юбиляра. Итак: «Давно, когда я был молодым, к нам приезжал фортепианный дуэт Л. Брук и М. Тайманов. Марк Тайманов был еще и гроссмейстером. Ну мы и попросили устроить с нами сеанс одновременной игры. У нас была сильная команда в оркестре. Я был хорошо знаком с Таймановым еще по Ленинграду, отвел его в сторону и сказал: „Ты мне должен проиграть“. „Хорошо“, — сказал он, и сеанс начался. Но через некоторое время он тихонько говорит мне: „Послушай, у меня никак не получается проигрыш!“ Играем еще какое-то время, он еще раз говорит: „Не могу!“ Ну, мы сражались долго и закончили вничью».

О превратностях судьбы убеленный сединами маэстро рассуждает философски: мол, суждено мне было оказаться в Новосибирске. Первый раз в столице Сибири Кац побывал в октябре 1941 года — он ехал в эвакуацию во Фрунзе через Новосибирск. Говорит, что помнит «собачий» холод, но город ему понравился с первого взгляда. Однако жить и работать здесь маэстро тогда не мечтал. Но судьба распорядилась по-своему, и Кац вновь оказался в Новосибирске с дипломом дирижера в кармане. Он говорит, что только что полученный диплом дирижера — это то же, что первые права на вождение машины. Лучше не выезжать на большую дорогу, не приобретя достаточного опыта. Кац рискнул и «выехал» вместе со своим только что созданным оркестром. С тех пор он стоит за пультом огромного коллектива, уверенно указывая дирижерской палочкой верную дорогу. Кац называет оркестр «маяком» среди своих собратьев. Правда, к огромному сожалению маэстро, «маяк» до сих пор не имеет собственного хорошего зала.

— В Омске, Томске, Красноярске концертные залы есть, а у нас нет, — говорит Кац. — Приходится репетировать и давать концерты в малопригодном для этого месте. Сколько я прошел инстанций, сколько нервов потратил, а своего помещения у нас как не было, так и нет. Наверное, я уже не доживу до того момента, когда у оркестра наконец появится новый концертный зал. А жаль…

Редакция «ВН» от всей души поздравляет Арнольда Каца с юбилеем и желает здоровья и творческого долголетия. С днем рождения, маэстро!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: