vn
Новосибирск -4.9 °C

Алтай — край мистический…

02.09.2004 00:00:00

О «художественном» автопробеге по легендарному Чуйскому тракту рассказывает один из его участников

Виктор Хазов на реке Иль-Гумень

«Есть на Алтае тракт Чуйский, красивая, стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам. Много всякой всячины рассказывается, поется, выдумывается о нем. Он манит к себе, соблазняет молодые души опасным ремеслом, сказками, дивной красотой. Стоит раз проехать от Бийска до Ини, хотя бы заглянуть вниз с перевала Чикетаман, и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную поднебесной выси прохладу» (Василий Шукшин).

Как вы догадываетесь, этот эпиграф не случаен. Мы уже писали (см. публикацию «Чуйские передвижники») об автопробеге по Чуйскому тракту четверых российских художников, итогом которого стала выставка, недавно открывшаяся в ДУ Академгородка. Наш корреспондент встретился с одним из чуйских «передвижников», членом Cоюза художников России, новосибирцем Виктором Хазовым.

— Виктор Александрович, как зародилась идея столь необычного для людей искусства путешествия?

— Совершенно спонтанно. Ко мне в мастерскую позвонил бийский художник Павел Коробейников и спросил, готов ли я поехать по Чуйскому тракту? Я в шутку отвечаю, всегда готов. А он на полном серьезе излагает, что этот автопробег он намерен посвятить 80-летнему юбилею Чуйского тракта. Уже есть договоренность с Алтайским автодором, который предоставит нам гостиницы для дальнобойщиков. От нас требуется только сбор материалов об «юбиляре» плюс фотографии и, естественно, художественные работы. Идея показалась заманчивой. Я приехал в Бийск. Взяли продукты, этюдники, холсты, и в дорогу.

— На чем вы ехали?

По Чуйскому тракту

— На двух «шестерках». По дороге к нам присоединились местные художники — барнаулец Павел Джура и Игнат Иванович Ортонулов, народный художник России. Плюс двое живописцев из Горного Алтая Владимир Ельников и Наталья Романенко.

— Расскажите немного об истории Чуйского тракта.

— Начну с названия. Хоть тракт и назван Чуйским, в честь реки Чуи, но все же большей частью он идет по берегам Катуни. В шестидесятые годы XIX века построили первый участок будущей дороги от Бийска до Алтайска. Но на месте будущего тракта была обычная вьючная тропа. И только в 1901 году будущий автор «Угрюм-реки», а тогда техник-изыскатель Вячеслав Шишков предложил свой Катунский вариант (с мостом через Катунь) дороги. И сегодняшняя Чуйская магистраль проходит по схеме Шишкова. Ему и памятник на берегу Катуни воздвигли. Сам тракт строили в двадцатые годы, а в шестидесятые он вошел в состав трассы Новосибирск -Бийск — Ташанта. Сегодня тракт проходит через весь Горный Алтай и связывает его с Китаем и Монголией.

— Чуйский тракт связан и с именем Шукшина.

— А как же. Лучше него никто не сказал об этой трассе. Первая наша остановка и была в Сростках. Мы посетили музей Шукшина, видели школу, где Василий Макарович учился, а потом сам учительствовал. Здесь, на берегах Катуни, он снимал свои фильмы «Печки-лавочки», «Живет такой парень». Показали нам и его любимое место на берегу Катуни.

Перевал Ворота Чикетаман

— Я слышал, что Чуйский тракт строили заключенные.

— В том числе, но на работу принимали и вольнонаемных со своей лошадью. Я разговаривал с женщиной, которая вместе с отцом работала на строительстве. Тракт проходил рядом с ее домом.

— Ваш автопробег по тракту не имеет прецедента?

— Насколько я знаю, до нас здесь состоялся единственный автопробег в июне 1934 года, на машинах АМО.

— Вы путешествовали весной, нелегко, наверное, было, по весенней распутице?

— Мы ехали в апреле, что касается распутицы… Климат там очень своеобразный. Едешь по тракту, и как будто проезжаешь разные времена года. На одном участке дороги гололед, снегопад, едешь дальше — сливы цветут. Да что там сливы, в селе Иня арбузы выращивают. И погода там соответствующая. Солнце палит как летом.

— Если сравнивать тракт с нашими городскими дорогами, в чью пользу будет сравнение?

— А сравнивать просто бессмысленно. Во-первых, Чуйский тракт (большей частью) раза в полтора шире любой нашей магистрали. И это не просто дорога. Меня лично не покидало ощущение, что я нахожусь внутри некоего монументального памятника, немыслимых размеров. Это и есть монумент человеческому труду.

— Вы встречались с рабочими, обслуживающими тракт, как они отнеслись к автопробегу?

Монумент в честь строителей Чуйского тракта на выезде из Бийска

— Приняли всей душой и помогали, как могли. Перед подъемом на сложнейший перевал Чикетаман к нам подошли дорожные рабочие и предложили немного подождать, пока они посыпят перевал солью и песком, чтобы машинам было легче проехать. Вообще, отношение рабочих к своему тракту особое. Никто их не подгоняет, но все работы делаются четко, в срок. Хотя содержать тракт в идеальном состоянии очень непросто, особенно зимой.

Поразил меня и дорожный сервис. Мне часто приходится ездить по дорогам области. Сама трасса неплохая, но удобств никаких, мусор из машин на дорогу выбрасывают. На Чуйском тракте ничего подобного не увидишь. На стоянках везде плакатики, показывающие — где туалет, где место для мусора.

— Прямо Европа, класс А, как говаривал великий комбинатор.

— Представьте себе. Мало того, фонтанчики везде, источники природные. Вся местная вода содержит серебро. Этой водой даже болезни глаз лечат. Я раз тоже промыл сильно уставшие глаза родниковой водой. И что вы думаете, все прошло.

— Ленточки к дереву у источников, для духов, не привязывали?

— Привязывал, но здесь есть своя специфика. Дух принимает ленточку только от чистой, ни разу не стиранной одежды. Только тогда он примет эту частицу тебя, и будет помогать в дороге. И не дай Бог привязать какую-нибудь грязную тряпку.

Мне рассказывал художник Игнат Иванович Ортонулов, что во время путешествия по Горному Алтаю он привязал к дереву тряпку, предварительно вытерев ей свои кисти. В ту же ночь в его палатку пожаловала неистово плюющаяся шаманка. Как ему потом сказали, это был дух перевала, недовольный его кощунством.

— А вам во время путешествия гости из потустороннего мира не встречались? Алтай ведь край мистический.

Ущелье Белый Бом

— Гостей не встречали, а всякие странные вещи происходили. В районе перевала перед Кош-Агачем, среди бела дня, перед машиной появилось странное такое свечение. Как будто искорки вспыхивают. Я невольно сбавляю скорость, а навстречу машина из-за поворота. И так несколько раз, как будто предупреждали нас. Странности были и с пищей. За все время пути есть нам практически не хотелось, всем шестерым. А сил хоть отбавляй. Наверное, я тут виноват, попросил Бога очистить нашу душу и тело. Вот и очищали нас.

— Что вам больше всего запомнилось в поездке?

— Люди, строившие Чуйский тракт, чьи портреты мы писали. Одной бывшей строительнице-алтайке было 90 лет, и очень даже крепенькая старушка. Попросила у нас водочки. У нас не было, тогда она сама арачкой угостила. Это такое жирное хмельное «молоко», градусов в двадцать. В старину арачку пили в основном старики, у молодых до двадцати лет был «сухой закон».

— А если говорить о художественных впечатлениях, что больше запомнилось?

— Мою душу покорила красота Северо-Чуйского хребта. Когда внезапно, из-за поворота, возникло его сияющее на солнце пушисто-снежное великолепие, я, к ужасу моего спутника, даже руль бросил. Но ничего не случилось. Машина сама шла прямо, как заговоренная.

— Вы упомянули Кош-Агач, это где землетрясение было?

— Да… Между прочим, недалеко расположен и Укок, где археологи нашли знаменитую «принцессу». Мне Кош-Агач больше всего запомнился тем, что местные дома не имеют крыш.

— Совсем?

— Нет. Потолки имеются, а скатные крыши отсутствуют, за ненадобностью. Потому что осадков там практически не бывает. И траву по этой причине не косят, скотина ведь ее и зимой найдет.

— Животные вам по дороге встречались?

— Почти нет, только когда мы перевалили через Чикетаман, дорогу нам перелетел орел, как будто знак дал свернуть, и мы действительно свернули и попали на турбазу. Отдохнули, потом вытащили этюдники и писали на берегу Катуни, покрытой двухметровым льдом. Теплынь, почти как летом. Вообще, поездка в художественном отношении была очень плодотворной. Хватило на целую выставку.

— Я читал, что в 1936 году через Катунь впервые в мире был сооружен подвесной кабельный мост.

— Да, но деревянный мост, построенный в 1922 году, не менее уникален. По своему инженерному решению он и по сей день не имеет мировых аналогов. Представьте, деревянный мост висит на вантах, и двигаться по нему, в принципе, можно только в одну сторону, во избежание раскачки, а здесь можно ездить в обе стороны, и мост не раскачивается!

— Никаких ЧП во время автопробега не было?

— Нет. А вот у машины алтайцев, едущей перед нами, внезапно лопнула покрышка и сам диск колеса. Пришлось дать им запаску, ключи. А нас как будто оберегали. Когда мы поднялись на первый серьезный перевал (Семинский), поднялся буквально снежный смерч. Видимость нулевая. Такое было впечатление, что нас просто заставили остановиться, чтобы подойти к росшему поблизости священному кедру. Мы постояли около него, попросили у духов разрешения пройти. И, представьте, пурга ушла, и перед нами открылось ясное лазоревое небо.

— Чуйский тракт доходит до границ Китая и Монголии. Вы там были?

— Нет. Нашим конечным пунктом был Кош-Агач. После него тракт практически заканчивается, потому что дальше пространство ровное, как стол. Езжай куда хочешь. Но сегодня уже запроектирована новая трасса от Кош-Агача на Туву и Кемерово. По ней будут возить скот для кемеровских шахтеров.

— Как себя вела в пути ваша «шестерка»?

— Вполне прилично, никаких отказов. Она у меня уже пятый год. И даже наша вторая машина Клепа (ее так назвали по причине преклонного возраста — 15 лет не шутка) не подвела. «Жигуленок» вообще неприхотлив. При хорошем уходе работает как часы, и проблем с запчастями нет.

— Многие автовладельцы без своего четырехколесного друга жизни не чают, а вы?

— Я отнюдь не автофанат и за руль сажусь только в серьезных дальних поездках, на Алтай, например. В городских пределах предпочитаю ходить пешком или ездить на общественном транспорте. Не потому, что боюсь аварий, просто не хочется вносить свой «вклад» в и без того загазованную атмосферу.

— В ближайшем будущем, акции, подобные автопробегу, не планируете?

— Есть у нашей творческой группы «Чуя» задумка организовать экспедицию в район Белухи. Но это в лучшем случае через год. Кстати, по инициативе нашей группы на выезде из Бийска ныне установлен монумент в честь строителей Чуйского тракта.

От редакции. Для тех, кто заинтересовался легендарным трактом, сообщаем его краткое описание. Чуйский тракт начинается от одного из старейших сибирских городов Бийска. Бывшая цитадель алтайского купечества, Бийск ныне стал очагом туризма, «культурного» и не очень. Далее тракт проходит Сростки, тоже, кстати, старинное село. На 72-м километре трассы высится арка — «ворота» республики Горный Алтай. На 120 километре расположено увековеченное в ныне почти забытом советском шлягере село Манжерок. В 1967 году здесь проходил фестиваль советско-монгольской молодежи, ныне Манжерок облюбовали барды. За селом протекает родник со сказочным названием Золотой Ключик, и вода там, говорят, волшебная. Дальше тракт спускается в долину реки Сема. Из достопримечательностей можно отметить братскую могилу партизан, павших за власть Советов, и хозяйство, где разводят маралов. Далее, на Семинском перевале, можно увидеть обелиск в честь двухсотлетия добровольного присоединения Горного Алтая к России. В долине реки Урсул достойны внимания «писаные скалы», потом тракт поднимается на Чикетаман, где дорога вырублена в отвесной скале. После перевала ваше авто въедет в село Иня с его арбузами и (стоящими в степи) знаменитыми каменными «бабами». Последний населенный пункт перед Кош-Агачем Чибит. Здесь туристические путеводители рекомендуют закончить знакомство с Чуйским трактом, видимо, по причине отсутствия достопримечательностей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: