vn
Новосибирск -5.2 °C

Сусальное золото школьных побед

22.05.2004 00:00:00

Чтобы написать идеальное выпускное сочинение,
надо долго учиться на гумфаке

Мой брат идет на медаль

 Когда-то я училась в средней школе. Прямо скажем, очень средней. Это мучение продолжалось девять лет - потом я не выдержала и сбежала из средней школы в хорошую. Учителя огорчались - я, что называется, «шла на медаль», и они лелеяли надежду, что моя мордашка внесет некоторую новизну в уже лет пять как не обновлявшуюся фотовыставку с названием «Гордость школы. Наши медалисты».

В моей новой (хорошей) школе такой фотовыставки не было - там в «урожайный год» золотом и серебром одаривали до двадцати выпускников, поэтому под стенд «Наши медалисты» пришлось бы отводить, пожалуй, целый этаж, а то и два. Но мне войти в число чемпионов по грызению гранита уже не светило - по нормам хорошей школы мои «знания», например, английского и на тройку-то не тянули. А за первое сочинение меня одарили пятеркой за содержание, но вкатили «пару» за грамотность - слишком много оказалось в тексте досадных мелочей, на которые мои предыдущие учителя и внимания-то не обращали. Пришлось усердно работать над собой, не претендуя на роль «гордости школы». Тем более что, как уже упоминалось, гордиться и без меня было кем.

А покинутая мною средняя школа все никак не могла найти для себя потенциальных медалистов. Тем более что в городе стали появляться профильные классы, и более-менее сильные ученики, получив свидетельство о неполном среднем, немедленно собирали портфели и бежали туда, где учат лучше и глубже. Список медалистов не пополнялся ровно до того момента, пока к выпуску не приблизился мой младший брат. И тут началось...

Что можно вытянуть из «Репки»

 Обладая светлой головой, особым усердием в учебе Димка отродясь не отличался. Хватал ровно столько, сколько нужно было, чтобы блистать на общем фоне. И блистал. Правда, случались и проколы, и многочисленные четверки в четверти (да и в свидетельстве о неполном среднем тоже). Но за полгода до выпуска его личное дело волшебным образом преобразилось - четверок не осталось ни одной. Школа решила воспользоваться случаем и во что бы то ни стало обновить-таки список медалистов.

Когда я прочитала написанное Димкой репетиционное сочинение (оценки - пять за грамотность и пять за содержание), я пришла в ужас. Мой диагноз был - «тройка максимум». «Знаешь, если ему ставить то, что он по большому счету заслуживает, что же тогда ставить остальным?» - вздохнула Алла Витальевна, Димкина (а в прошлом и моя) учительница литературы, вскоре вызвавшая меня в школу поговорить на тему дальнейшей литературной судьбы моего брата. В итоге на этом импровизированном семейно-педагогическом совете мы решили, что медальное сочинение за него буду писать я. Авось эрудиции студентки гумфака хватит для того, чтобы убедить комиссию в том, что Димка достоин золота.

Остальное было делом техники. Основная трудность заключалась в том, что тему для моего сочинения надо было выбирать брату. И две недели мы готовились: разобрали по косточкам весь школьный курс литературы и сложили эти самые косточки в три кучки: «На эту тему можешь писать», «На эту лучше не писать» и отдельной кучкой - тема Великой Отечественной войны. В тот год как раз отмечали пятидесятипятилетие Победы, и всем было понятно, что без военных мотивов в списке предложенных тем не обойдется. Но я о «сороковых роковых» писать отказывалась категорически - и Димке тоже запретила. Кроме того, брату пришлось героически прочитать несколько моих любимых книжек - для ознакомления с их содержанием. К каждой из них прилагался список, к каким темам это может быть привязано. К примеру, если бы среди моих фаворитов оказалась сказка «Репка», то ей надлежало бы служить «гвоздем» сочинения на любую деревенско-сельскохозяйственную тему или размышлений о взаимоотношениях личности и коллектива, также она идеально пристегнулась бы к любой теме, в названии которой фигурировали бы слова «сказки», «народное творчество» или «русский народ».

«Виден кругозор автора...»

Почему Иуда вдохновил моего брата? Гравюра Густава Доре «Предательство Иуды».
 В решающий день я в первый и последний раз в жизни провожала брата в школу. Выпускников завели в класс, а я осталась в коридоре вместе с толпой взволнованных родителей, увешанных сумками с книгами (текстами произведений ребятам разрешалось пользоваться - главное, чтобы книжки были без предисловий). За дверью огласили темы. Одна из них звучала просто шикарно: «Я прочитал книгу». Я поняла, что если мой брат не дурак (а он не дурак), то можно расслабится. И действительно. Через несколько минут Алла Витальевна вышла в коридор и с ошарашенным видом сказала, что Димка просит текст «Иуды Искариота» Андреева. «Боюсь, он не рассчитал силы...» Я шепотом сообщила, что по этому произведению я специалист, выдала книжку и отправилась домой - доставать с антресолей черновики моей годовой работы по анализу художественного текста, глобальный труд, посвященный именно «Иуде Искариоту». Первые черновики в свое время писались в стиле «поток сознания» и легким движением руки могли быть стилизованы под школьное сочинение.

Через четыре часа дома появился взмокший от усердия брат. Поскольку школа замахивалась на медаль, то на экзамене, естественно, присутствовали представители из «высоких инстанций», контролировавшие процесс. Поэтому братишке пришлось довольно серьезно поработать, чтобы сдать «визуально законченные» черновик и чистовик. Да еще такие, чтобы они на первый взгляд не выглядели бредом. «Ну и что ты сидишь? - заорал он на меня, - давай пиши, к шести часам нам в школу, с текстом!» - и очень удивился, узнав, что я, вообще-то, «уже все».

В шесть часов мы пришли к Алле Витальевне - вместе с десятью листами сочинения, буквально нашпигованного умными мыслями и цитатами из Евангелия, Булгакова, Стругацких (тут уже пригодилась семестровая работа по истории религии - «Евангельские сюжеты в русской литературе XX века» - не пропадать же добру!). Аллу Витальевну текст привел в восторг. «Виден кругозор автора, умение самостоятельно мыслить» - вынесла она вердикт и мы вместе засели за проверку. Обложились словарями и справочниками, прочесали мой труд от и до, упростили предложения с сомнительным синтаксисом и вычеркнули несколько мест, в которых откровенно просвечивало мое увлечение предметом под названием «Анализ художественного текста» - дабы у комиссии не возникло сомнений, мог ли вообще школьник такое измыслить.

После чего Димке была выдана пачка пропечатанных листов, и он отправился завершать наше грандиозное предприятие - рано утром школа уже должна была отправить в вышестоящие инстанции мой гениальный труд. И ему надо было переписать его начисто, а также создать правдоподобный черновик - с зачеркиваниями, перестановками и заменами слов и абзацев. В общем, создать иллюзию активной умственной работы по сотворению текста.

А я с чувством выполненного долга отправилась на вечеринку, где в компании бывших одноклассников до утра предавалась воспоминаниям, как сурово «гоняли» медалистов у нас. И как наша «русачка» чуть не плакала, когда ей пришлось красной пастой добавить единственную недостающую запятую в текст своего любимчика, превратив тем самым его «золото» в «серебро». А Димка всю ночь звонил и спрашивал - как пишется «Евангелие» во множественном числе - с большой буквы или маленькой. Консультировали мы его хором.

Дивиденды

 Сочинение «прошло» без сучка и задоринки. Письменный экзамен по математике Димка писал уже без моего участия - все-таки директор его школы по специальности был преподавателем математики. Нет, все задачки он решил самостоятельно - но правила оформления экзаменационных работ столь суровы, что их, как оказалось, в тонкостях не знал и директор. По крайней мере, в день сдачи работ Димке пришлось катить на другой конец города только для того, чтобы той самой ручкой, которой он писал работу, переправить то ли квадратные скобки на круглые, то ли наоборот. Успел в последний момент.

Первого сентября фотография моего брата уже красовалась на стенде «Гордость школы. Наши медалисты». А я, честно говоря, с тех пор тоже прониклась к брату каким-то особым уважением. Это же надо - пройти через такую нервотрепку только для того, чтобы школе было кем гордиться! Впрочем, ему с этого «золота» тоже перепали дивиденды - сдав первый вступительный экзамен на пятерку, он смог позволить себе расслабиться и получить удовольствие.

Кстати, институт мой брат закончил с красным дипломом - и без каких-либо махинаций. Это позволило мне сохранить какое-то уважение к регалиям «высшей школы». Что же касается средних... я лучше промолчу.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: