Новосибирск -2.5 °C

Начальник ГИБДД области Юрий Звягинцев: «Мы ездим по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью»

05.02.2004 00:00:00

Юрий Звягинцев. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Среди тринадцати городов-миллионников в России Новосибирск занимает седьмое место по количеству дорожно-транспортных происшествий. Где-то в серединке - не самые мы худшие, если это кого-то может хоть немного успокоить... Но есть и другие цифры. В прошедшем году самый высокий уровень дорожно-транспортных происшествий за всю историю автомобилизма в столице Сибири, рост по сравнению с годом предыдущим на 17 процентов. Ежедневно в девяти ДТП в среднем травмировались десять человек. А погибло на дорогах на тридцать процентов больше людей - всего 645 наших земляков, в том числе и дети. Что происходит? На вопросы нашего корреспондента отвечает начальник управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Новосибирской области полковник Юрий Звягинцев.

- Если коротко, ситуация объясняется одной фразой. Люди ездят по вчерашним дорогам на завтрашних автомобилях с послезавтрашней скоростью. Состояние дорог, их пропускная способность - это, будем говорить, причины объективные. Субъективная же не блещет новизной и давно известна - пренебрежительное отношение водителей к безопасности движения, а значит к безопасности собственной, своих пассажиров и тех, кто рядом с вами движется по тому же пути. Дороги у нас общие, частных нет. Если ты сел за руль, будь добр - учитывай дорожные, погодные условия, время суток, скоростной режим, свое состояние, не пей!

Кстати, в области зарегистрировано примерно 650 тысяч транспортных средств, из них 437 тысяч легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в том числе 132 тысячи иномарок.

- Но все же почему именно в прошлом году такие печальные итоги? Может быть, в послаблениях, введенных полтора года назад новым Административным кодексом?

- В какой-то степени, но и не только в этом причина. Раньше мы изымали водительское удостоверение, нарушитель торопился его получить - ездить-то надо. Сейчас наказываем мы, но штрафы взыскивают судебные приставы. Хочешь - плати, хочешь - тяни резину и снова садись за руль пьяным. Ведь в Административном кодексе законодатели забыли определить ответственность за уклонение от уплаты штрафа. Потому взыскаемость, как мы говорим, лишь пятьдесят семь процентов. Разве это наказание? Но законодатели, кажется, опомнились. В декабре внесено новое положение в Административный кодекс: водитель обязан в письменном виде уведомить орган, наложивший штраф, об его уплате в течение двух месяцев. То есть прислать нам квитанцию. Если этого не сделает, то может быть арестован на срок до пятнадцати суток. Так что впереди у нас активная работа...

- Значит, будет кому улицы мести. А почему у нас и ездят по тротуарам, и ставят на тротуар машины? У горожан нет предела возмущению. Говорят, что ГИБДД просто распустила водителей.

- Автомобили с тротуаров надо убирать эвакуаторами. Но правительством не был определен порядок их задержания и помещения на штрафстоянку. Не только за то, что путают тротуар и проезжую часть. Но и за езду в пьяном виде, без техосмотра, без водительских удостоверений, без полиса автострахования и в ряде других случаев. Машины нарушителей должны быть изъяты и будут изыматься из процесса дорожного движения. Потому что в конце декабря такое постановление правительства появилось. Определение платы за штрафстоянку, то есть за хранение машины, возложено на местную власть. Подготовлены наши предложения. Как только в ближайшее время губернатор подпишет такое постановление, мы выпустим на улицы эвакуаторы. Думаю, не так уж много времени понадобится, чтобы водители сделали выводы. Сейчас пока ставим машины на ближайшие платные стоянки. И без визы ГИБДД нарушитель свой автомобиль не получает.

- И какая предположительно может быть плата за штрафстоянку?

- Не исключено, что сто рублей за час. Да плюс оплата эвакуатора, да штраф за нарушение - вот и считайте. Причем если машина стоит без водителя на тротуаре, мы теперь имеем право эвакуировать ее, а ему сообщить, где ее искать. Штрафстоянки оборудуются в каждом районе.

- Идешь по тротуару, и вдруг сзади выныривает машина, проносится рядом, чуть не сбивает. Ты стоишь, едва переводишь дыхание, а машины и след простыл. Ведь не задержишь. Весьма распространенное явление, будто в лесу живем. Что делать?

- Обязательно запомнить номер и сообщить нам по телефону 002. Вы свидетель административного правонарушения. Водитель пусть едет, мы ему напомним этот случай. Без нас ведь по дорогам не поездишь. Пусть пополняет свое досье - до поры до времени.

- Возьмете под колпак?

(Красноречивое молчание - знак согласия).

- Статистика свидетельствует: каждый пятый нарушитель правил дорожного движения пьяный. Не просто тревожно - крайне опасно! Это причина сорока процентов ДТП. Но из такого количества пьяниц за рулем суд лишает водительских прав только одну треть. Как такое понимать?

- Это ненормально! Еще не так давно водителя можно было привлечь к уголовной ответственности, если он дважды задерживался нетрезвым за рулем. И порядок был. Вы знаете, что в первое время после введения полтора года назад нового Административного кодекса суды лишали прав только пять процентов пьяных водителей, хотя это такое зло! Но, кажется, и до судей доходит острота ситуации. Надеюсь, она изменится. Мы стали выявлять больше пьяных за рулем. Эвакуаторы поработают. В Дзержинском районе появился кабинет для быстрого освидетельствования. Медики работают на КПП на въездах в город, на стационарных постах ГИБДД.

- Каждое второе ДТП связано с несоблюдением скоростного режима, каждое четвертое - с плохими дорогами...

- Дорожный фактор - так мы говорим, имея в виду и полотно, и очистку его от льда и снега, и освещенность, и дорожные знаки... Мы информируем дорожные службы, администрацию, пишем представления. Но происходит две взаимно связанные парадоксальные вещи. Когда дороги в городе были в худшем состоянии, водители ездили, не торопясь, аварий было значительно меньше. В прошлом году дороги неплохо подновили, и машины понеслись - скорости подскочили, увеличились и ДТП, причем не только количественно, но возросли тяжелые последствия. Машины бьются, металл корежит, кости хрустят... Чем более гладкая дорога, тем беспечнее водитель. Люди не понимают, что гладкая дорога не столько для скорости, сколько для комфорта, тем более в городе скорость ограничена до шестидесяти километров.

- А лихачи как ездят?

- Ночью делают попытки разгоняться, но попадают в неприятные ситуации.

- А какие места в городе наиболее опасные? Мосты?

- Наши мосты в прекрасном состоянии, причина - в водителях, разгоняются. И водители, и пешеходы как-то забывают, какое в городе количество транспорта! Летом было сложно на Большевистской из-за ремонта моста на плотине ГЭС. Улица Станиславского перегружена, Ватутина - «пьяная» дорога.

- А как выглядят наши пешеходы?

- Треть ДТП - по вине пешеходов, рост на десять процентов. В основном игнорируют установленные места перехода, что приводит к нехорошим последствиям.

- Кстати, о светофорах. Некоторые такие тусклые, что не разглядишь. Грязные, что ли?

- Просто старые, последствия последних лет, когда на многое не хватало денег. Сейчас начали менять на новые, так называемые светодиодные, очень яркие. Мэрия выделяет деньги...

- Если судить по статистике, то возросло даже количество водителей, которые скрываются с места происшествия.

- Да, было такое неприятное явление. Но две трети из скрывшихся мы установили, задержали. К уголовной ответственности привлекли двести семьдесят человек. И розыск продолжаем. Действовать будем более жестко.

- Люди говорят, что аварий больше, потому что водители слабо подготовлены. Покупают права, вроде за две тысячи.

- Я вам дам эти деньги, купите и принесите подлинные права, оформленные на ваше имя.

- А где я их возьму?

- Вот так все и говорят, когда просишь принести те самые купленные права, что не знают мест, где их продают. А известно ли, что с первого раза экзамены на вождение у нас могут сдать только сорок процентов новичков за рулем? А в этом году требования еще ужесточим.

- Одна моя коллега так и не смогла осилить премудрости вождения. А как вы относитесь к женщине за рулем? Мужчины нередко проявляют какое-то обидное пренебрежение. Слабого пола стало больше на дорогах?

- Да, заметно больше. Женщины - водители более аккуратные, осторожные, на рожон не полезут, скоростной режим чаще всего соблюдают. Пожалуй, только первое время могут несколько нервничать, что ли. А со стажем - хорошие водители.

- Что происходит со страхованием автогражданской ответственности? Шуму много, а результаты?

- Из шестисот пятидесяти тысяч автомобилей в Новосибирске застраховано чуть меньше половины. Была некоторая отсрочка, но с февраля начнем активно требовать исполнения закона об автостраховании со всеми вытекающими последствиями.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: