Новосибирск 4 °C

Внуки Покрышкина

13.01.2004 00:00:00

Нужна ли Новосибирску школа юных пилотов?

 Таких государственных учебных заведений в стране становится все меньше. Не потому, что они не нужны. Просто у государства нет денег на их содержание. Вот и новосибирская школа юных пилотов имени Покрышкина в наши дни утратила государственный статус, а с ним и бюджетное финансирование.

Школа размещается в стенах новосибирского аэроклуба. Здание, между прочим, примечательное. Построили его комсомольцы еще в тридцатые годы, вдохновленные призывом развивать авиацию в стране. В аэроклубе все дышит историей авиации. Модель планера тридцать седьмого года, костюмы пилотов, фотографии. Когда-то здесь учился будущий маршал Покрышкин. Здесь начиналась большая авиация. Долгое время новосибирский аэроклуб был, как тогда говорили, кузницей авиакадров не только Сибири, но и всей страны.

Сегодня от славного прошлого мало что осталось. Школа юных пилотов если еще не дышит на ладан, то находится в достаточно сложном положении. А начиналось все очень даже неплохо. С самого своего основания (в 1992 году) школа финансировалась из городского бюджета. Но через два года решено было на базе аэроклуба основать авиацентр, в структуру которого вошла и школа юных пилотов. Центр имел свои самолеты, автотехнику, самолетное и парашютное отделения. И все было бы чудесно, кабы не наша непредсказуемая экономика.

Дефолт и прочие экономические сюрпризы привели к тому, что авиацентр начал финансово задыхаться, и вместе с ним стала чахнуть и авиашкола. В итоге всю технику, включая самолеты, передали авиационно-спортивному клубу РОСТО. Под его эгиду перешла и авиашкола, окончательно утратив государственный статус, а вместе с ним и бюджетное финансирование. Она и называется сейчас довольно странно: «негосударственное образовательное авиационно-спортивное учреждение». И хотя по окончании школьного курса выпускнику выдается удостоверение и диплом, официального веса для госучреждений эти документы не имеют.

Вот такую невеселую историю рассказал сегодняшний начальник школы Александр Михайлов. Сам он возглавил школу почти случайно.

- Сын захотел летать, я говорю: иди в аэроклуб. Я ведь сам вышел из аэроклуба, только не в Новосибирске. Авиамоделистом был. Вместе с сыном начал захаживать в школу, постепенно увлекся. Стал полеты делать с курсантами (Михайлов - действующий командир корабля), учить их. Не за деньги. Просто интересно было с пацанами. А потом жалко стало школу. Преподаватели уходят, платить им некому. Вот и взял на себя обязанности начальника.

Сегодня из всего преподавательского состава остались только энтузиасты, с которых начиналась школа. Люди известные в большой авиации.

Основной финансовый источник сегодня - комитет обладминистрации по делам молодежи. Но он выделяет средства клубу РОСТО, а его руководство уже распределяет деньги по всем своим структурам, включая школу. Другой спонсор - авиакомпания «Сибирь».

Когда-то профессия летчика в нашем отечестве была едва ли не самой престижной. Но времена изменились. В прошлом году школе удалось набрать только 25 курсантов (и это при бесплатном обучении), и то 10 из них отсеялись в процессе учебы. В этом году, правда, набрали 120 человек, но дай бог, если из них хоть половина школу закончит. Обучение здесь для «негосударственного учреждения» весьма серьезное. На первом этапе ребята из (7-9-классников) занимаются авиамоделизмом - основой авиационной науки. И лишь начиная с 10-11 класса их зачисляют в курсанты. Помимо авиаподготовки курсанты проходят и военную подготовку. Кстати, первыми на призыв школы откликнулись именно военные. Командующий 14-й воздушной армией и ПВО обещал прислать в школу кадровых офицеров для обучения профессиональной военной подготовке. Он также лично обратился в мэрию с ходатайством вернуть школе прежний государственный статус.

Среди курсантов школы есть и девушки, и парням они, между прочим, не уступают. По мнению Александра Михайлова, девчата даже более собранные и ответственные. Только идут они в основном в парашютистки.

Учебные полеты курсантов проходят с аэродромов в Мочище, Линеве, Бердске. За два-три года занятий ребята осваивают такие машины, как Як-52, Ан-2, Ми-2, В-35 и планер Л-13. Полетных часов, правда, немного, слишком уж дорого, в буквальном смысле, обходятся школе полеты (для курсантов они бесплатны). Спасибо областному комитету по делам молодежи, который оплачивает летно-парашютную практику курсантов.

Но финансирование школы - по-прежнему больная тема. Даже разместить всех своих курсантов в двух имеющихся школьных классах не получается. И поэтому приходится распределять их по частным авиалицеям и тому подобным частным заведениям, которых в Новосибирске хватает, но погоды они не делают, т. к. обучают по своим программам. И только в школе имени Покрышкина ведут занятия строго по государственной программе.

Свои государственные авиашколы имеют далеко не столичные Тамбов, Оренбург, Барнаул. И только в столице Сибири будущих авиаторов готовят в «частной» школе. Хотя летные училища страны, зная традиции новосибирского аэроклуба, охотно принимают курсантов из Новосибирска. Только в этом году трое покрышкинцев поступили в Омское летно-техническое училище. И все же подготовка будущих летчиков - дело государственное.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: