Так считает председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки Галина Чернецкая, доверенное лицо кандидата на пост главы администрации Новосибирской области В.А. Толоконского.
- Галина Родионовна, чем обусловлен ваш выбор в нынешней избирательной кампании?
- Мой выбор и в прошлой, и в нынешней кампании по выборам губернатора обусловлен одним и тем же: отношением претендентов на этот пост к нашему учительству. Я сама с детства воспитана в духе огромного уважения к учительской профессии. Как сейчас помню - мой отец, уходя на фронт, наказывал матери: «Пусть наши дети станут учителями». И мать этот наказ выполнила: нас было трое в семье, и все мы - и брат, и сестра, и я - получили педагогическое образование и всю жизнь проработали в школе. А из нашего нелегкого послевоенного детства я вынесла самые теплые воспоминания о своих школьных учителях - тогда, когда было несравнимо тяжелее, чем сейчас, они были прежде всего добрыми и учили нас добру. Поэтому профессия учителя для меня - самая уважаемая, и о любом руководителе - города, области, района - я сужу в первую очередь по его делам, как он относится к учительству.
- Время «либеральных реформ» поставило учительство в очень тяжелые условия...
- Да, к сожалению, в 90-е годы мы были свидетелями и участниками ужасного, недопустимого отношения к учителям в масштабе всей страны. Поэтому в это время как никогда было важно отношение к учительству именно на местах - прежде всего областных властей. И тогда, надо сказать, у тогдашнего руководства Новосибирской области отношение к учителям было откровенно плёвое - другого слова не могу подобрать. Вспомните многочисленные забастовки учителей, пикеты у областного Совета, обладминистрации - такого ведь раньше никогда не было! Учителя, особенно из районов области, были доведены до отчаяния. Я могу приводить массу вопиющих примеров - как в Куйбышевском, Тогучинском районах учителя не получали зарплату по полгода, как бастовали у себя в районах (и их никто не слышал), как в Мошковском районе учителя перекрывали автотрассу, как в Ордынском районе педагоги в знак протеста вынесли из школы парты на площадь и проводили «уроки» на открытом воздухе... И на это тогдашний глава администрации области В.П. Муха не реагировал. Он никогда не интересовался положением учителей, не ходил в школы. Разве можно такому руководителю доверять наше будущее?
- И поэтому на выборах 1999 года вы поддержали В.А. Толоконского...
- ...И поддерживаю сейчас, потому что вижу с его стороны совершенно иное отношение к учителям. У нас с ним наладилось хорошее сотрудничество еще в бытность его мэром Новосибирска, а после избрания Виктора Александровича главой администрации области произошел решительный перелом к лучшему в том, что касается вопросов образования и политики в отношении учительства. Помню, как он - совершенно неожиданно для нас - пришел на областную конференцию учителей в январе 2000 года, практически сразу же после победы на выборах, причем пришел не как «свадебный генерал» - посидеть в президиуме, - а работать, решать наболевшие вопросы. Он выступал, общался в кулуарах, узнавал ситуацию «из первоисточников», что называется. И при этом четко сформулировал свою позицию - «нужно возродить веру во власть и учителя».
- А что практически было сделано в подтверждение этих слов?
- В последующие 4 года у нашего губернатора слова не расходились с делом. Вот цифры. За эти 4 года бюджетные расходы на образование в области увеличились в 3,5 раза, и в 2003 году достигли почти 6 миллиардов рублей. При этом существенно изменилась и структура расходов - при общем росте расходов вчетверо вложения в капитальный ремонт образовательных учреждений выросли в 5 раз, в строительство и реконструкцию - в 15 раз, в приобретение мебели и оборудования - более чем в 30 раз! За эти годы построено и реконструировано 53 объекта образования, текущий ремонт проводится ежегодно во всех школах области - а их у нас более двух тысяч. Приобретено для школ 150 единиц транспорта (из них 40% - в текущем году) и 4600 компьютеров.
- Но ведь образование не сводится к «материальной части», ключевым звеном в образовании все равно остается учитель...
- Совершенно с вами согласна и должна отметить, что помимо уже упомянутого развития материальной базы образования Виктор Александрович на посту главы
обладминистрации сделал очень многое непосредственно для поддержки учителей. Судите сами: за неполных 4 года издано 18 (!) постановлений главы администрации, в той или иной мере затрагивающих интересы работников образования. Прежде всего, это постановления по «зарплатной» части: о введении надбавок к окладам работникам образования, о повышении тарифных ставок, о введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и т. д. Затем - это вопросы социальной сферы: например, постановление N 803 от 3 сентября 2001 года «О социальной поддержке молодых специалистов образовательных учреждений» предусматривает выплату молодым специалистам единовременного пособия в размере действующего прожиточного минимума, а постановление N 39 от 23 января 2003 года устанавливает молодым специалистам в районах области ежемесячную 25-процентную надбавку к заработной плате; многое делается для организации санаторного лечения работников сферы образования - например, только в этом году с июня по октябрь более 900 учителей смогли отдохнуть и поправить здоровье в санаториях и профилакториях области. Наконец, работники образования стали регулярно получать новогодние подарки.
- А что сделано для поднятия престижа учительского труда?
- Здесь нельзя не отметить учреждение в 2001 году премии главы администрации Новосибирской области «Лучший педагогический работник», которая ежегодно присуждается 100 лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений городов и районов области. Отныне ежегодно 100 лучших наших коллег получают диплом «Лучший педагогический работник» и премию в размере 5000 рублей. И это как раз тот случай, когда «дорог не подарок, а внимание» - вручение премий в торжественной обстановке главой администрации или его замом само по себе является сильным моральным стимулом и данью уважения нашей профессии. Помимо этого, по инициативе губернатора у нас качественно изменился формат традиционных ежегодных августовских педсоветов. Теперь проходят ежегодные съезды учителей, причем это не просто «смена вывески», каждый съезд имеет свою тематику, свою программу и проходит с непременным участием главы администрации области. По одной тематике наших съездов можно отследить, как менялась ситуация от года к году. Если в 2001 году областной съезд учителей проходил под общим названием «Обеспечение устойчивого развития системы образования Новосибирской области в интересах личности, общества и государства», то в 2002 - «Образование Новосибирской области - основные пути развития», а в этом году - «Воспитание личности в образовательном пространстве Новосибирской области». Чувствуете динамику?
- Как бы вы могли охарактеризовать стиль работы В.А. Толоконского?
- Первое слово, которое сразу приходит на ум, это - «труженик». Мне приходилось общаться с очень многими руководителями самого разного уровня, и работоспособность Виктора Александровича просто поражает. Он работает и в будни, и в выходные, перенося при этом порой огромные нагрузки. За примером не надо далеко ходить - несколько недель назад он совершил облет области на вертолете и на следующий день был на работе «как огурчик», а кое-кто из его свиты ушел на неделю на больничный...
Второе, что хочется отметить, - это открытость и доступность. Мне приходится встречаться с губернатором как минимум два раза в год, и у нас отработана четкая «обратная связь». В этом плане мне завидуют коллеги из других регионов - на встречах представителей нашего профсоюза мне частенько говорят: «Вы счастливцы, к вам губернатор приходит, и вы с ним запросто общаетесь». Виктор Александрович действительно доступен, у него всегда есть готовность организовать встречу. Он стремится владеть информацией о реальном положении дел и не боится выезжать в районы, встречаться с людьми и выслушивать от них порой весьма нелицеприятные слова. Третья черта его стиля управления - это системность. При нем приведено в систему участие области в федеральных целевых программах, связанных с образованием и развитием подрастающего поколения, и принят ряд областных целевых программ («Дети-сироты», «Детский автобус» и т. д.). Не помню, чтобы раньше детей из районов так активно привозили в город на всевозможные мероприятия - «губернаторская елка», «губернаторский бал» для выпускников золотых медалистов. Раньше это все происходило от случая к случаю, теперь приведено в систему.
- Галина Родионовна, как бы вы сформулировали свой наказ - избирателя и председателя областного комитета профсоюза работников народного образования и науки - будущему губернатору области?
- Мне нужно, чтобы власть с уважением относилась к труду учителя, чтобы учителя стояли у классной доски, а не в пикетах с протянутой рукой. Нужна власть, которая будет восстанавливать и поднимать престиж благороднейшей профессии учителя. Потому что от труда учителя в конечном счете зависит, кто будет завтра выращивать хлеб и строить дома, лечить людей и управлять государством. Поэтому я считаю, что от победы Виктора Александровича Толоконского на выборах выиграем мы все.
Оплачено из избирательного фонда кандидата на пост
главы администрации Новосибирской области В.А. Толоконского


