В России сейчас нет штрафа за фальсификацию диагностической карты. Только в Новосибирске сотни компаний и частников предлагают услугу по «содействию» в получении техосмотра без заезда к оператору по цене от 400 до 800 рублей – достаточно лишь набрать в поисковике соответствующий запрос.
Депутаты Госдумы РФ считают, что введение наказания за фиктивный техосмотр позволит снизить число ДТП из-за неисправностей автомобилей. Эксперты из Новосибирска предполагают, что поправки в закон не смогут эффективно решить вопрос безопасности дорожного движения.
«Техосмотр – это, на мой взгляд, не главная проблема в стране, мне не понятна позиция депутатов – почему это очень важно? На мой взгляд, состояние дорог, организация дорожного движения должны быть на первом месте, – сообщил корреспонденту VN.ru руководитель Новосибирского отделения федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков. – Нужна социальная реклама о безопасности дорожного движения, правилах поведения на дороге – в интернете, на телевидении – вот на этом бы я сосредоточил усилия. Аварии из-за технического состояния автомобиля составляют очень малый процент. Я не поддерживаю инициативу депутатов Госдумы – это, на мой взгляд, просто имитация бурной деятельности».
Член регионального штаба ОНФ в Новосибирской области, эксперт тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов считает, что ужесточение закона, вероятнее всего, спровоцирует рост коррупции.
«Поскольку риски нахождения неисправного автомобиля на дороге увеличивают риски ДТП, необходимо учитывать это при страховании, – говорит Александр Стефанов. – При этом ответственность автовладельцев за техническое состояние средства повышенный опасности целесообразно предусматривать и в УК. Например, в случае ДТП с вредом для здоровья проводить обязательную оценку технического средства на предмет соответствия нормам, и, в случае отклонений, ограничивать эксплуатацию ТС, а при определении вины это будет отягчающим обстоятельством. Необходимо ограничить регистрацию большегрузных ТС на физлиц, поскольку их использование для личных нужд крайне сомнительно, а коммерческие перевозки должны регулироваться как для юридических лиц».
По мнению столичных экспертов, систему техосмотра развалили страховые компании, которые сейчас по закону несут ответственность за его проведение.
«Нужно полностью отказаться от практики, когда систему техосмотра контролируют страховые компании, – говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в интервью «Коммерсанту». – За прошедшие годы, когда систему техосмотра в России контролировал Российский союз автостраховщиков, она была полностью развалена. Прохождение техосмотра превратилось в полноценную фикцию. Вводить какое-либо наказание за игнорирование ТО не очень продуктивно, потому что в стране нет системы реальных, хорошо оборудованных центров по прохождению техосмотра — они за эти годы просто вымерли, не выдержав конкуренции. Фиктивные документы о прохождении техосмотра продают сами страховые компании, они предлагаются вместе с покупкой полиса. Надо не реформировать систему, а создавать ее заново».
По мнению эксперта, для этого необходимы серьезные инвестиции, и одним лишь ужесточением законодательства тут не обойтись. Нужно продумать стимулы для создания в стране системы диагностических центров и центров проведения техосмотра. Второй шаг – это совершенствование законодательства в части прохождения техосмотра. Третий – улучшение практики работы ГИБДД, которая может и должна проверять его наличие.
Госдума РФ приняла в окончательном чтении законопроект, усиливающий ответственность за фиктивный техосмотр транспортных средств.
Поправки в Уголовный кодекс вводят ответственность за проведение техосмотра без аккредитации технического оператора. Это нарушение будут наказывать штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Новые поправки в законодательство вступят в силу в 2020 году.