Галина Безлепкина преподает русский язык и литературу в средней общеобразовательной школе №34 вот уже 10 лет. Может работать как с обычными учениками, так и с теми, у кого есть отклонения в развитии. Уверена: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
– У всех скорость работы разная, темп разный, нужно дополнительное время, чтобы ребенка подготовить, чтобы он вчитался в задание, понял систему выполнения. Больше времени уходит на чтение текстов наизусть. Кому-то тяжело выступать перед классом, поэтому для них создаются особые условия – либо в маленьких группах рассказывают, либо индивидуально. Дети относятся к этому с пониманием, – говорит учитель Галина Безлепкина.
В некоторых классах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но это не мешает им получать знания наравне с обычными ребятами. В этом и заключается главный принцип инклюзии – создать равные условия. Всего в школе 1038 детей, среди них особенных ребят – 29.
– Стабильно работает педагог-психолог, педагог-логопед, социальные педагоги. Исходя из их рекомендаций, учителя разрабатывают свои маршрутные листы для работы с детьми. Вот, что самое главное. Без этой службы очень трудно организовать работу с детьми с ограниченными возможностями, – комментирует директор школы №34 Сергей Тимошенко.
В 34-ой школе, кроме основных уроков, проводят дополнительные занятия в сенсорной комнате и лингафонном кабинете. В школе есть мобильный пандус – установка, которая позволяет заехать ребенку на коляске. Пока что она не востребована – таких детей здесь нет.
– В 2013 год в рамках программы «Доступная среда» к нам поступило оборудование для детей с нарушение опорно-двигательной системы. На тот момент у нас обучались дети с ДЦП, и данное приобретение было используемо, – рассказывает куратор инклюзивного образования Жанна Зотова.
Когда в классе есть особенные дети, у преподавателей совершенно другая нагрузка, нужно четко дифференцировать учебный материал, применять гибкую систему оценки знаний. Всему этому учат на курсах повышения квалификации. А студенты НГПУ изучают инклюзию углубленно по 26 дисциплинам.
– С этого учебного года мы осуществляем не только педагогов-психологов, занимающихся сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике. На всех профилях педагогического образования введен курс «Основы инклюзивного образования». Каждому учителю-предметнику очень важно знать ценности, принципы и основы инклюзии и формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, – сообщила заведующая кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ Алевтина Ряписова.
В Новосибирской области сейчас 113 школ, которые учат детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными ребятами. Важная задача – развивать это направление и дальше, чтобы дети с особенностями в развитии не чувствовали себя одинокими и могли получать знания вместе со сверстниками.