Новосибирск 10.7 °C

Мимо счетчика, но по нервам

02.09.2003 00:00:00

Ветеран труда Анна Ивановна Кочетова два года «ходила под статьей».
Ее обвиняли в воровстве, которое она не совершала

 В «Вечерку» Анна Ивановна обратилась с просьбой защитить ее честное имя, утверждала, что она ни в чем не виновата. Журналисты «ВН» провели собственное расследование и выяснили, что в воровстве Анна Ивановна действительно не виновата. Виновата в другом. В том, что не ходила, не выясняла, не доказывала, одним словом, не смогла постоять за себя.

Тринадцатого августа 2001 года в квартиру Анны Кочетовой на улице Дуси Ковальчук пришел линейный агент «Энергосбыта». Осмотрел счетчик, имеющиеся электроустановки и... составил акт о нарушении правил пользования электрической энергией. В акте было сказано: «...потребитель с целью снижения показаний потребления электроэнергии нарушил учет путем перефазировки счетчика. При включенной электроплите диск счетчика не вращается». Анна Ивановна живет одна, имеет неполное среднее образование, то есть ничего не смыслит в фазах, противофазах, напряжении, «нулях», «плюсах», «минусах» и прочих вещах, связанных с электроснабжением. Кроме того, плита у Анны Ивановны (по заключению электрика ЖЭУ) требует замены двух конфорок и двух переключателей. То есть на ней и готовить-то толком нельзя. Какой смысл подключать эту плиту мимо счетчика? Самое интересное, счетчик в квартире Кочетовой все время оставался опломбированным. Каким образом старушка манипулировала проводами под пломбой - осталось загадкой как для нее, так и для журналистов.

Несмотря на все это, энергетики подсчитали сумму ущерба, причиненного им Анной Ивановной «путем обмана», как сказано в исковом заявлении, и выписали штрафную квитанцию на сумму 5347 рублей 27 копеек.

Пенсия Кочетовой составляет чуть больше двух тысяч рублей. Сумма в пять с лишним тысяч для нее неподъемна. Тем более что не занималась она никакими перефазировками и даже не знает, что это такое. Так и написала Анна Ивановна в заявлении тогдашнему директору «Энергосбыта» Валерию Горевому. В конце приписала: «Прошу вас отменить действие акта, поскольку моей вины нет». В ответ канцелярия «Энергосбыта» отписала Анне Ивановне: «Учитывая ваше тяжелое материальное положение, ОАО «Новосибирскэнерго» предлагает вам заключить соглашение об оплате данного контрольного акта в рассрочку. При незаключении соглашения подача электроэнергии вам будет прекращена, и ОАО «Новосибирскэнерго» будет вынуждено обратиться с иском в суд».

Анна Ивановна в «Новосибирскэнерго» не пошла. И это главное, в чем она виновата. Несколько раз агенты «Энергосбыта» приходили к ней, но всякий раз старушка не пускала их в квартиру. Она смертельно боялась, что, если один раз выяснилось, будто электроплита работала помимо счетчика, то в следующий раз проверяющие найдут еще какое-нибудь нарушение, еще раз обвинят ее в хищении. Анна Ивановна не придумала ничего лучшего, кроме как затаиться, спрятаться. В этом она оказалась полной противоположностью многим своим собратьям-пенсионерам, которые десятками раз приходят в одни и те же инстанции, заваливают организации бумагами, доказывая свою правоту и заслуженность.

Энергетики в течение двух лет слали Кочетовой предупреждения о необходимости оплатить долг. Потом пришла повестка в суд...

Все разъяснилось тогда, когда пенсионерка принесла в редакцию газеты кипу бумаг, среди которых обнаружилось заключение электрика ЖЭУ-80 Попова о том, что в квартире Кочетовой, оказывается, кабель, соединяющий электропечь и счетчик, пришел в негодность по причине ветхости. Вины Анны Ивновны в этом нет. Кабель электрик ЖЭУ заменил 15 августа и отрегулировал счетчик согласно предписанию представителя «Энергосбыта».

Вот в этом заключении электрика и оказалась зарыта собака. Представители «Энергосбыта» узнали о нем только от журналиста. Узнав, они сняли с Кочетовой обвинение в воровстве электроэнергии. Пенсионерка говорит, что война с энергетиками стоила ей немалой потери здоровья и, соответственно, немалых затрат на лекарства, не считая морального ущерба. Энергетики утверждают, мол, она сама виновата, что не открывала им дверь и не являлась по приглашениям.

На самом деле, Кочетова - не первая и не последняя, попавшая в подобную ситуацию. Учитывая плачевное техническое состояние едва ли не трети всех жилых домов в городе, энергетики соглашаются, что иногда электросчетчики дают сбои и без вмешательства человека. Однако, когда потребители уверены в своей невиновности и стремятся это доказать, они, как правило, выигрывают.

Для контролеров вход в ваш дом должен быть открыт.

Напоследок мы приводим комментарий пресс-службы «Энергосбыта», который может содержать полезную информацию для всех новосибирцев, ведь электросчетчики и электроустановки есть сейчас в каждом доме, а значит, каждый может попасть в неприятную ситуацию. Нужно знать, как вести себя при этом:

«В «Правилах предоставления коммунальных услуг в г. Новосибирске», утвержденных решением городского Совета от 22.01.98, сказано, что потребитель обязан допускать представителей исполнителя услуг для осмотра инженерного оборудования и приборов учета. В случаях, когда граждане не допускают агентов «Энергосбыта» к приборам учета и электроустановкам, последние обращаются в районный отдел внутренних дел.

Когда граждане настаивают на своей невиновности и пытаются оспорить акт о хищении энергии, им просто необходимо, чтобы агенты «Энергосбыта» снимали у них показания ежемесячно и при этом могли удостовериться, что счетчик и электроустановки находятся в надлежащем состоянии. Только в том случае, если электропотребление не изменилось, а следовательно, факт хищения электроэнергии отсутствует, возможен перерасчет контрольного акта. Абоненты не должны настороженно относиться к посещениям агентов «Энергосбыта», поскольку, чем чаще их посещают наши сотрудники, тем меньше ошибок будет возникать в расчетах за электропотребление. В настоящее время планируется, что в течение года как минимум два раза у потребителей будут сниматься показания и производиться расчет фактически отпущенной энергии».

***

Воровать электроэнергию, безусловно, нехорошо. И платить по счетчикам, конечно, нужно. Но нужно знать, за что платить. И это, думается, вопрос профессиональной компетенции сотрудников служб, поставляющих коммунальные услуги.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: