Ясности мысли и целеустремленности, с какой престарелый авиационный инженер и педагог продолжает отстаивать свои идеи, можно позавидовать.
Ровно год назад «Вечерка» подробно писала о проблемах, связанных с развитием авиамодельного спорта в Новосибирске. В преддверии нового учебного года мы возвращаемся к этой теме, и поэтому вновь встретились с Гелием Васильевичем.
Почему в столице Сибири, городе замечательных традиций и успехов, так мало авиамодельных кружков, - был первый наш вопрос.
- Во-первых, отсутствие финансирования учреждений дополнительного образования, ведущих работу со школьниками и РОСТО Новосибирска. И, во-вторых, как следствие, отсутствие в городе грамотных кадров - руководителей-организаторов. Почему так происходит, мне непонятно.
Долголетней практикой установлена годовая затрата на одного члена кружка по программе первого года обучения - всего 100-150 рублей. Для второго года - 400-500 рублей, для третьего - 1000 рублей. Нетрудно подсчитать, что расходы на год на группу составом в 15 человек составят к третьему году всего 15 тысяч. Но даже такие мизерные расходы в настоящее время для учреждений дополнительного образования нереальны. Поэтому, чтобы избежать этих расходов, руководители вынуждены сокращать количество участников, использовать макеты ранее изготовленных моделей и вкладывать собственные материалы и деньги.
- Что нужно сделать для возрождения авиамоделизма в нашем городе?
Ученики Гелия Васильева гимназии N 1 - неоднократные чемпионы и призеры авиамодельных соревнований: Валентин Распопин, Алексей Салмин и Антон Шишкин. |
Таким образом, если даже не ставить задачу массовости занятиями авиамоделизмом, а только подготовки сборной команды города для участия в ежегодном «Кубке Сибири», то при вложении минимальных средств она будет выполнена.
- Занятие авиамодельным спортом не самоцель, вы не раз это повторяли. Почему же вы стали минималистом - ограничиваетесь лишь перспективами создания сборной команды города для соревнований?
- Все правильно. Сверхзадача руководителя любого внешкольного кружка не столько добиться высоких результатов на соревнованиях или конкурсах, сколько увлечь, направить интеллектуальную и физическую энергию в позитивное русло. Достижение каких-то высоких показателей - вторично. Но реалии таковы, что победители соревнований получают не только моральное, но и существенное материальное вознаграждение. А это - поддержка и стимул для дальнейшего совершенствования.
Однако для участия в соревнованиях тоже нужны средства и достойные соперники. В настоящее время их нет. Поэтому я и говорю: необходимо мизерные пока выделяемые средства не распылять, а направлять в уже созданные и стабильно работающие кружки. Хотя качество и результат вторичны, но все же стоят не на последнем месте. И одновременно нужно создавать новые объединения, дабы оторвать молодежь от пива, иглы, выковырять их из притонов и подъездов. Я отнюдь не против массовости. Однако высокие результаты, показательные выступления, дух соревнований, безусловно, порождают интерес и стимулируют ребят к занятиям.