Новосибирск 9.3 °C

Билет на больничную койку?

29.05.2003 00:00:00

Не все наши пазики и «маршрутки» отвечают
элементарным требованиям безопасности

ДТП на улицах нашего города - не редкость. Фото Сергея ПЕРМИНА

 На прошедшей неделе, казалось, наш транспорт прямо- таки преследовали удары рока. В Октябрьском районе от бокового столкновения с пазиком перевернулась «газель» с пассажирами.

Дабы оценить это дело, прогуляемся вместе на маршрут 44а, на котором трудилась та самая несчастная «газелька». Сядем в первую попавшуюся машину, к примеру, вот эту, новенькую, с номером е256рр54. И оглядимся по сторонам.

Нет, про водителя ничего плохого не сказать - вежлив, предупредителен, как и должно быть. А вот в салон нагло добавлены два сидячих места: даже дырки, просверленные в полу, остались от переделки. Было 13 мест, стало 15 - мелочь, а кошельку хозяина приятно. Только вот пассажиру стало плохо - ни сесть, ни повернуться... А уж если все же сел, то ноги намертво упираются в спинку того самого незаконно втиснутого сиденья.

Теперь прикинем с точки зрения МЧС: не дай, конечно, бог, опрокидывается эта техника при боковом ударе - живьем при такой тесноте из нее трудно выбраться. Тем более, что ездит она все-таки не на воде, а на бензине: пожар и взрыв бензобака при ДТП - явление частое, а при нем вопрос о жизни и смерти решают буквально секунды.

Кто выпустил на маршрут эту «усовершенствованную» машину? Ее владелец господин Леушин, кстати, в салоне вообще не был обозначен ни одной буквой в момент нашей поездки - пришлось устанавливать его личность по номеру машины через банк данных Российской транспортной инспекции. При этом обнаружилась весьма пикантная деталь. На фотографии опрокинувшейся «газели», опубликованной в прессе, четко читается ее номер р179рр54. Так вот, по данным РТИ, эта машина принадлежит - угадайте с одного раза, кому? Правильно, тому же господину Леушину. Тот самый случай, про который на Руси говорят: битому неймется...

Любой «гаишник» при виде такой переделки несчастной техники на 15 мест, не предусмотренной заводом-изготовителем, должен мгновенно изымать документы на машину и снимать ее с линии в интересах безопасности движения и пассажиров.

Не снимают? Что ж, не удивительно - у господ из ГИБДД тоже жезл в пуху по самую рукоятку. Мы уже писали о своеобразной «крыше» в их исполнении: в пазиках, как муниципальных, так и частных, снимаются сиденья в салоне, а потом эта незаконная переделка утверждается районными ГИБДД в регистрационных документах на автобус. Тем не менее ни недавно оставивший пост начальника городской ГИБДД господин Колпаков, ни его преемник господин Ольденбург ни словом не отреагировали на эту публикацию - как будто ее и не было.

А теперь вспомним школьную физику. При снятых сиденьях в салоне пазика резко увеличивается число стоящих пассажиров (для чего это, собственно, и делается - лишние рубли опять же!). Стоячий пассажир, в отличие от сидячего, устойчив разве что морально: при резком повороте или боковом толчке вся эта людская масса мгновенно отклоняется вбок, как вода в цистерне водовозки. Возникает... правильно, опрокидывающий момент немалой силы. А пазик - конструкция и без того хлипкая, рассчитанная, как известно, не на город, а на скромные сельские перевозки. Случаи его опрокидывания именно по этой причине в России хорошо известны - как раз к ним и ведет жадность владельцев наших пазиков, помноженная на бескорыстную доброту подчиненных господина Ольденбурга.

Еще моментик, о котором тоже не раз писалось в «Вечерке», - газовое оборудование тех же пазиков. Существуют две его схемы: пропан-бутановая, при которой газовые баллоны монтируются под днищем автобуса, и метановая, при которой они выносятся на крышу.

И опять вспоминаем физику. Тяжелые пропановые баллоны снизу автобуса - балласт, дополнительно увеличивающий его устойчивость и, следовательно, снижающий риск ДТП. Такую переделку пазиков можно только приветствовать - тут и экономия, и безопасность сразу. Но для нашего города пропановые пазики - редкость, и есть они только у нескольких частных перевозчиков.

А вот гиря в виде метановых баллонов на крыше, наоборот, является именно опрокидывающим фактором из-за повышения центра тяжести машины. Отмечу, что как раз поэтому метановая схема разрабатывалась для могучих «Икарусов», которые из-за их многотонности перевернуть не так-то просто.

Ну, и родилась конструкция - представьте, что получится, если, к примеру, на крышу «кукурузника» АН-2 присобачить тяжелый двигатель от ТУ-154... Полетит такой гибрид, конечно, лихо, но и кувыркнуться может отменно. Что и произошло у нас в свое время на улице Блюхера: попал муниципальный «газовый» пазик 601-го маршрута всего-навсего колесом в ледяной желоб и сразу ухнул набок вместе с метановыми баллонами. В тот раз бог помиловал водителя и пассажиров, а что будет в следующий раз?

Да, есть у нас в городе отличные перевозчики, чьи машины полностью соответствуют требованиям безопасности, - могу назвать многих поименно. Но и развалюх на маршрутах сегодня хватает - и однодверных кавзиков, и задыхающейся от старости автобусной рухляди типа тоскливо известных «Таджиков»...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: