Новосибирск 1.4 °C

60 лет назад, в июле 42-го, новосибирец Александр Попов таранил вражеский самолет в небе над Сталинградом

17.07.2002 00:00:00

Александр Попов

 Хороши окрестности районного центра Маслянино. Здесь на многие километры раскинулся сосновый бор. Целых три года любовался этой природой. Там в одной из школ я был учителем рисования.

В то время первым секретарем райкома партии работал бывший фронтовик Александр Романович Попов. Тогда-то и узнал, что в войну он сражался на истребителе в небе Сталинграда. И вот недавно, через много лет, встретились с ним в Новосибирске. На автобусной остановке увидел пожилого мужчину, лицо которого показалось знакомым. Извинившись, спросил: «Вы случайно не Александр Романович?» В ответ услышал:

- Так точно, я! Вспомнили Маслянино и общих знакомых, договорились встретиться. Вскоре наш разговор возобновился, и я услышал от Александра Романовича историю о том, как он совершил таран.

Поединок

 - Мечта стать летчиком,- рассказывал Попов,- зародилась у меня еще в школьные годы. После окончания десятилетки поступил на курсы Барнаульского аэроклуба. А через год меня зачислили курсантом в Сталинградское военное училище.

Весной сорок первого года мы закончили учебу по ускоренной программе. И начались учебные полеты. Они продолжались вплоть до двадцать второго июня. А когда началась война, нам присвоили звания сержантов и зачислили в 629-й истребительный полк 102-й дивизии...

К концу 1941 года полк, в котором служил Попов, приступил к выполнению основной боевой задачи - прикрытию неба Сталинграда от налетов «Юнкерсов» и «Хенкелей».

Обстановка на фронте была напряженной. После ожесточенных боев немецкие воинские части вышли к Дону. В сложных условиях пришлось действовать советским летчикам. Они научились сбивать врежеских асов.

Александр Романович вспоминал:

- Выполнив очередное задание, наше звено истребителей вернулось на свой аэродром. Не успели поставить машины на стоянки, как получили приказ: заправиться горючим и ждать сигнала на вылет. Прошли считанные минуты, и в небе вспыхнула красная ракета. Это означало, что нам предстоял очередной вылет. От командира эскадрильи мы узнали, что за Доном над станцией Клетская появился немецкий воздушный разведчик «Дорнье». Зенитных пушек там не было, и немец безнаказанно висел над нашей переправой.

Мне и сержанту Завалихину было приказано разыскать и сбить врага. Мы взлетели и взяли направление на станцию Клетская. Вскоре мой напарник ушел на поиск в сторону, а я остался один. Всмотревшись, заметил над Доном самолет. Он в пространстве пересекал мой маршрут. Я изготовил пулемет к бою и взял курс на вражескую машину. Как оказалось, это был «Дорнье», за которым мы охотились.

Вражеский летчик тоже заметил меня и по-своему стал маневрировать, ведя по моему истребителю огонь. В ответ нажимаю на гашетку пулемета. Огненная трасса устремилась к врагу. Как мне казалось, пули достигли цели. «Дорнье» пошел к земле. Но это был очередной маневр врага. На высоте бреющего полета пилот выровнял машину и вновь стал набирать высоту.

 Между нами завязался поединок. В нем решалась моя судьба. Она была благосклонна ко мне. Израсходовал весь боезапас. Как быть? Решение было одно: таранить.

Самолеты летели на малой высоте, и, выбрав удобный момент, ударяю врага снизу. И тут почувствовал, как вздрогнула моя машина.

Мне не довелось видеть, как взорвался на земле немецкий разведчик. Да и мне не очень повезло. Приземлился не очень удачно. Истребитель был основательно поврежден.

Только на вторые сутки добрался до своего полка. Командир части, увидев меня, сказал:

- Ты везучий, парень. А мы считали тебя погибшим.

...Схватки над Сталинградом продолжались. Попов летал на боевые задания на Ил-16. Он участвовал во многих воздушных боях. В одной из схваток его истребитель был подбит, а сам он ранен в ноги. Для Александра Романовича началась госпитальная жизнь.

Только через девять месяцев вернулся в родное село Егорьевское Маслянинского района. Там жили его родители. Для фронтовика началась мирная жизнь.

А в конце 1943 года ему был вручен орден Ленина - за таран немецкого самолета.

...Завершая наш разговор, Александр Романович показал мне фотографию. На ней запечатлен памятный знак, установленный в Волгоградской области: «...23 июля 1942 года летчиком 629-го истребительного авиаполка ПВО старшим сержантом Поповым Александром Романовичем был совершен первый в Сталинградской битве воздушный таран». Ветеран сказал мне:

- Этот знак был установлен накануне 40-летия Победы над фашистской Германией. На его открытии мне довелось присутствовать...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: