Новосибирск 1.7 °C

Благая весть от Глена Домана, или «Тихая революция» в Новосибирске

11.04.2002 00:00:00

Оказывается, максимальной информационной восприимчивостью обладают дошкольники

 Идеи Глена Домана свалились на человечество полвека назад, породив в мировом сообществе то, что сам Доман назвал «тихой революцией». Всколыхнулась основа основ социума - семья. Суть идеологии американского психолога можно выразить в двух ключевых фразах: каждый ребенок гений. Каждая мать в состоянии «прорастить» в своем чаде зерно гениальности.

В своей методике Доман исходил из уникальных возможностей человеческого мозга, которые сегодня используются, дай Бог, на 3-4 процента. А между тем человеческий мозг в состоянии вместить 125 миллионов книг, по 1000000 знаков в каждой, это в 100 раз больше национальных архивов США.

Исследования показали, что максимальной информационной восприимчивостью обладают дети до 6 лет. Потом уровень восприятия снижается. В этом временном промежутке ребенка можно обучить чему угодно - от иностранного языка (и не одного) до высшей математики. И вот уже 50 лет Институт развития человеческого потенциала, возглавляемый Гленом Доманом, этим обучением и занимается. Сначала психологи знакомят со своей методикой родителей, а те уже передают знания детям.

В России идеи Домана известны давно, но, как это часто бывает в нашем отечестве, используют их нередко с точностью до наоборот. Так, в Питере чисто «семейную» методику Домана взяли на «вооружение» воспитатели детсадов. В общем, как всегда, идем своим путем. Но методики Домана все же выжили (в первозданном виде) в Омске, Архангельске и других российских городах. А в Новосибирске образовался клуб «Росток» для желающих обучать своих детей по «чистой» методике Домана.

Наш корреспондент встретился с организатором клуба Ольгой Макаровой.

- Почему вы, человек, далекий от детской педагогики, решили организовать клуб для родителей?

- Я не считаю себя такой уж далекой от педагогики, имея опыт воспитания детей и внука. Что касается клуба, то это понятие достаточно условно. Просто хочется объединить людей ради благой цели. Объединить не каким-то физическим пространством, а общей идеей. По специальности я системотехник и организатор. (Теперь это называется менеджмент). И поверьте, что сами принципы и методы организации одинаковы везде. А дети... У меня всегда было чувство, что мы им много недодаем. С годами это чувство только усилилось. И не случайно сегодня проблема воспитания обсуждается на правительственном уровне. И сам президент призвал обратить наконец внимание на подрастающее поколение. Но как это сделать, когда общение родителей с детьми сведено к минимуму, а детская педагогика остается уделом специалистов? Методика Глена Домана и дает ответ на этот вопрос. Прочитав его книги, я захотела помочь людям организовать весь процесс обучения, чтобы он не отнимал у родителей много времени.

- Что дает методика Домана детям?

- Прежде всего развитие интеллекта. Обучаясь читать, считать, узнавая все больше и больше о мире, в котором ему предстоит жить, ребенок развивается гораздо быстрее своих сверстников. Но развитие способностей, интеллекта только средство, а конечная цель для родителя - это возможность стать в процессе обучения ближе своему ребенку. Ведь не секрет, что сейчас мы, по сути, теряем своих детей. Массовое разобщение, отчуждение детей от родителей - главная причина многих социальных проблем. А занятия по методике Глена Домана призваны помочь родителям сохранить внутреннюю связь со своим ребенком на долгие годы. Именно поэтому заниматься с ним должны только родители.

- У вас уже есть желающие обучаться?

- Да. Причем, как ни странно, инициатива больше исходит от бабушек и дедушек, желающих дать своим внукам то, чего они не могли дать их родителям.

А одна женщина, бывшая воспитанница детдома, спросила меня, можно ли по этой методике обучать детей без родителей. Я ей честно сказала, что не советую это делать, если только она не намерена взять этих детей себе. Ведь в процессе обучения дети могут настолько привязаться к своему учителю, что просто не смогут без него жить.

- Это что, методика обучения любви?

- Если хотите, да. Глен Доман подчеркивает, что при обучении ребенка необходимо относиться к нему с особенной любовью и уважением. Это главный залог успеха. Родители должны почаще говорить ребенку, как сильно они его любят, какой он молодец.

- Получается, что идеальный педагог для ребенка - его мама?

- Конечно. Ведь для матери великая радость познавать мир вместе со своим малышом. Многие женщины писали Глену Доману, что, развивая ребенка, они и сами развиваются. А какую любовь и уважение они потом чувствуют друг к другу!

- Можно ли по этой методике обучать больных детей?

- И даже нужно! Изначально методика, собственно, и была разработана для коррекции развития детей с мозговыми травмами. И, представьте, при обучении их интеллект начинал активно развиваться. Сам Глен Доман не видит в этом факте ничего удивительного, считая, что из всех органов человеческого тела мозг наиболее способен к развитию. Но развивается он только тогда, когда его развивают.

- Не явится ли такое обучение информационным насилием над детской психикой?

- Ни в малой мере. Если уж говорить об информационном насилии, то современный ребенок испытывает его с рождения. Вместо гармонии природы - пения птиц, шелеста листвы - он окружен хаотичным шумом цивилизации (телевидение, радио), который способствует лишь информационной невосприимчивости. А обучение (несколько минут в день) представляет собой упорядоченный поток информации, доступный для детского восприятия.

- И все же есть родители, которые заставляют своих детей учиться.

- Конечно, если папа (или мама) смотрит на ребенка, как на «копилку» для знаний, то лучше им за обучение не браться. Но нельзя заставить маленького ребенка учиться против воли, его внимание просто отключится, и он не будет вас слушать. Именно это, кстати, зачастую и происходит в школе. Сам принцип школьного обучения - непрестанное тестирование - не нравится детям. Ведь тест выявляет не уровень знаний маленького человека, а, наоборот, его незнание. Не случайно есть дети, которые просто не переносят школу. У ребенка моих знакомых была буквально аллергия на школьные занятия. Доходило чуть ли не до психологических блокировок. Педагоги не знали, что с ним делать. Но вот по состоянию здоровья ему разрешили заниматься на дому. И все проблемы как рукой сняло!

- Если до 6 лет ребенок обучится читать, считать, осилит иностранный язык, не будет ли ему скучно в школе?

- Так ведь всем детям в школе скучно, только мы, взрослые, не хотим это признать! Но знания, по мнению Глена Домана, делают ребенка «школозащищенным», нечувствительным к школьным стрессам, практически неизбежным у неподготовленного ребенка.

- Каждый родитель может прийти в ваш клуб?

- Конечно. Сначала мы проводим вводное занятие. И если родитель захочет заниматься дальше, тогда он пройдет обучение и получит комплект методических пособий. А дальше уже от самих мам и пап зависит, станут ли они применять полученные знания на практике.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: