Новосибирск 4.1 °C

Какие проблемы заботят новое руководство МПС?

15.02.2002 00:00:00

Трехстороннее соглашение подписано!

 Как уже сообщалось, в минувшие пятницу и субботу в Новосибирске находился министр путей сообщения России Геннадий Фадеев. Первый день его рабочей поездки был посвящен детальному знакомству с состоянием дел на Западно-Сибирской железной дороге, встрече с профессорско-преподавательским составом Сибирского государственного университета путей сообщения. Что, кстати, совпало с проходящим в Новосибирске Днем науки.

Визит был хоть и не долговременным, но отнюдь не формальным. Тем более что в средствах массовой информации накануне вовсю гуляли слухи о предполагаемых перемещениях в руководстве дороги.

Старостенко уезжает в Москву?

 Вопрос, как оказалось, риторический. С утра министр встречался с губернатором области Виктором Толоконским. Беседа длилась около часа. В фойе изнывали от нетерпения десятка полтора журналистов. И хотя было понятно, что вот этак большие кадровые вопросы не решаются и, скорее всего, речь за закрытыми дверьми идет о сугубо практических вопросах, все-таки было интересно: о чем же?

Наконец Фадеев выходит из кабинета губернатора. Телефотообъективы и микрофоны обращены к нему.

- Геннадий Матвеевич, хоть несколько слов! - просят его.

- Да я с вами еще два дня буду общаться! - отшучивается министр.

Слово свое он сдержал: информации не только работники дороги, преподаватели и инженеры СГУПСа, но и журналисты за эти два дня получили более чем достаточно. Но уже на этот раз, уступая настойчивым просьбам, Геннадий Фадеев все-таки приостанавливается.

Этот вопрос слишком уж всех волновал:

- Кто будет начальником Западно-Сибирской дороги?

- А чем вам Старостенко не нравится? - снова отшучивается он.

- Да он нам, наоборот, очень нравится. Но говорят, что будет принято решение о назначении его на ваше прежнее место - начальником Московской дороги?

- Такие решения принимает правительство. Это его и только его прерогатива. Дела на Западно-Сибирской идут хорошо. Дорога наращивает объемы перевозок. Не раз выходила победителем в соревновании российских дорог.

(На этом можно было бы и поставить точку. Хотя весь последующий день этот вопрос снова и снова волновал не только представителей прессы, но и преподавателей железнодорожного университета.)

- О чем говорили с Виктором Александровичем?

- О делах. Об экономике. О том, как нам эффективнее загрузить железнодорожный транспорт.

Уже позже в своем выступлении в СГУПСе министр несколько более подробно развил эту тему. В частности, он остановился на том, что в последнее время происходят сбои в отправке угля из Кузбасса, а его там скопилось много, значительное количество зерна превосходного урожая прошлого года тоже лежит без движения. И таких вопросов немало. Рано или поздно, но грузы придут в движение. И снова до боли знакомые авралы, нехватка вагонов, заторы на ветках и т.д.

Решение вопроса министр видит в более активном участии транспортников в развитии коллективных и трехсторонних соглашений МПС, руководства дорог с администрациями субъектов Федерации и субъектов хозяйственной деятельности.

Эта мысль уже не раз озвучивалась представителями МПС и дороги. В частности, по инициативе руководства Западно-Сибирской железной дороги в конце прошлого года в Новосибирске состоялось межрегиональное совещание руководителей дороги с участием представителей администраций регионов и крупнейших хозяйственников Западной Сибири. Цель его была все та же - необходимо сотрудничество на планомерной долговременной основе.

Похоже, эта же проблема волнует и новое руководство МПС. В частности, министр сообщил, что с Виктором Толоконским они договорились о том, что в ближайшее время будет подготовлено и подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между МПС, Западно-Сибирской железной дорогой и Новосибирской областью. Что и было сделано в прошлую субботу утром. В этот же день на конференции по коллективному договору министр зачитал постановление правительства о назначении Владимира Старостенко начальником Московской железной дороги и о назначении начальником Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько, хорошо знакомого новосибирцам.

Какие у МПС планы на будущее?

В вагонном депо станции Новосибирск-Главный министра познакомили с новой техникой, которая помогает в ремонте

 Это, пожалуй, второй по важности вопрос, который волновал сибиряков. Слишком уж много противоречивой информации сообщается по этому поводу.

Министр и на брифинге для журналистов, и на встречах в трудовых коллективах говорил, что все инвестиционные профильные программы МПС остаются в силе. По ним принято правительственное решение. И обратного хода тут нет. В частности, значительная доля средств, в два с половиной раза больше прежнего, будет направлена на модернизацию производства. Увеличены ассигнования на обновление электровозного, тепловозного парка, а также не снимаются с повестки дня социальные проблемы. Они будут решаться с привлечением гораздо больших субсидий.

Когда же министра спросили, какова судьба уже начатого строительства новых железнодорожных путей, в частности, на востоке страны, он был более осторожен.

Речь идет о гигантских затратах, исчисляемых миллиардами долларов, сказал Геннадий Фадеев. Одна ветка от Партизанской до Эльгинского месторождения углей, которые, конечно же, нужны на востоке страны, тянет на два миллиарда долларов. Денег таких сейчас в казне нет. Это непрофильное строительство. И министр своим распоряжением приостановил его. Хотя в стройку вложены немалые средства. Но иного выхода нет. Пройдено 60 километров пути, но надо еще 260. Сейчас такая работа МПС не по силам. Увеличивать бесконечно тарифы на перевозки правительство тоже не может, не те социальные условия в обществе.

В настоящее время общая кредиторская задолженность и задолженность по налогам субъектам Федерации и в бюджет самой Федерации составляет около 100 миллиардов рублей. Денег от правительства МПС не получает. За все придется рассчитываться самим. А чтобы рассчитываться, необходимо лучше работать, модернизировать дорогу, обновлять подъездные пути, материальную базу и т. д. Заморозить или приостановить процессы по модернизации самой дороги непозволительно. Сеть должна обновляться. Иначе она не справится с новыми задачами.

Министра спросили о судьбе строительства ветки, соединяющей Северную и Южную Корею.

Вопрос этот вполне жизнеспособен, отвечал он. Если такая дорога появится, то она может принести огромную выгоду и министерству, и экономике всей страны. Многие тысячи контейнерных грузов, которые сейчас с востока на запад идут морем, пошли бы по Транссибу. Но для этого в первую очередь необходимы политические решения.

Социальную сферу без внимания не оставят

 В планах МПС, а это всецело касается и Западно-Сибирской железной дороги, увеличение расходов на социальные нужды. Забота о людях, тружениках магистралей - на первом плане. МПС продолжает сохранять собственные учреждения здравоохранения, здравницы, жилье, учебные заведения, спортивные сооружения и т. д. Хотя значительная часть соцкультбыта уже перешла в ведение местных органов власти. Деньги на социальную сферу тратятся по ведомству огромные. В год порядка 10 миллиардов рублей. Вопрос этот очень сложный. В принципе, каждый должен заниматься своим делом. Дорога - перевозками. А всей социальной сферой без разделения - местные власти. Но если Новосибирск еще в состоянии кое-что взять на себя, то многим городам России это не по силам. Нужно решать проблему, исходя из условий каждого конкретного региона.

А как быть со спортивной базой? - спрашивали Геннадия Фадеева.

То, что имеем, отвечал он, будем содержать. Трудно сегодня без общества «Локомотив» представить себе спортивное движение страны. Значительны в этом плане и успехи новосибирских железнодорожников, и команд, находящихся на содержании дороги. Невозможно не оценить московскую футбольную команду «Локомотив». У нее значительные спортивные достижения. Исходя из этого, министерство поддерживает клуб материально. В прошлом году было закончено строительство базы клуба. Такую еще надо поискать в Европе.

- Но ведь это тоже непрофильные расходы? - заметил кто-то.

- Здоровье людей, а оно приходит и через спорт, дороже. И мы всецело поддерживаем президента в необходимости спорт укреплять, в том числе развивая как лучших пропагандистов физкультурного и спортивного движения наши клубные команды.

Средства надо зарабатывать самим

Сибирский государственный университет путей сообщения стал и своеобразным научным центром Западно-Сибирской железной дороги

 С образцами новой техники, оснащенной современнейшими приборами, хорошо компьютеризированной, Геннадия Фадеева знакомили новосибирцы в цехах вагонного депо на станции Новосибирск-Главный и в локомотивном на Инской. Посмотреть было на что. Вот цех по ремонту колесных пар в вагонном депо. Сначала колесную пару снимают с ремонтируемого вагона. Подвергают электронной диагностике изношенность подшипников, колес и литья. Оператор заносит в журнал показатели изношенности узлов. Если колесные пары еще пригодны для эксплуатации - над ними колдуют специалисты. Обточка, шлифовка, снова контроль... И если все в порядке - в дело. Впечатляет.

Главное - все делается не с закрытыми глазами и не в надежде на «авось». Геннадий Фадеев внимательно слушает, задает вопросы. Чувствуется, что он в этом хорошо разбирается.

Тут же, в депо, состоялись встречи с людьми. Вопросы были самого разного характера. От «Когда у нас будет бытовка?» до принципиальных: «Мало денег на ремонт выделяете».

Министр терпеливо объяснял, что да, надо бы больше, и будет больше. Но средства в первую очередь самим дорожникам зарабатывать надо. Политика же министерства такова: все заработанные фонды должны оставаться в распоряжении самой дороги. Максимум самостоятельности в решении вопросов. Отчисления в центр, конечно, будут. Без этого просто нельзя. Должен существовать общедорожный фонд. Но основные вопросы надо решать на местах.

Наука и дорога

 О сотрудничестве с наукой особенно подробно говорилось во время посещения министром Сибирского государственного университета путей сообщения.

По сути, СГУПС давно стал своеобразным научным центром Западно-Сибирской железной дороги. Здесь выполняются не только конкретные проектные работы для дороги, но и проводятся фундаментальные исследовательские изыскания.

В частности, министр заинтересованно наблюдал, как происходит диагностика изношенности все тех же колесных пар. И рекомендовал своим заместителям изучить опыт сибиряков. Ректор СГУПСа Константин Комаров сказал, что университет готов участвовать в тендере на выполнение научных и практических разработок в этой области, что могло бы существенно повысить безопасность движения.

Главный тезис публичных выступлений министра в Новосибирске был, пожалуй, таков: нужно разрушить легенду о дороге как о богатейшем ведомстве. Нужно жить по средствам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: