Новосибирск 4.3 °C

«За бугор» - на заработки

18.01.2002 00:00:00

Раньше это называлось «погоней за длинным рублем».
Моих собеседников-новосибирцев привели «за бугор»
разные пути-дороги, но мотив был один - подзаработать

«Чего изволите?» по-американски

 Со студенткой пятого курса Новосибирской государственной академии экономики и управления Таней Яшиной мы встретились в офисе филиала московской компании «Стар Травел», зарекомендовавшей себя одной из самых надежных фирм России по трудоустройству и стажировке наших студентов за рубежом. Девушка с удовольствием поделилась впечатлениями о своем первом путешествии в Америку.

- Из Новосибирска я была одна. Сначала летела до Москвы - там меня ждали студенты из столицы и других городов России. Когда, наконец, все были в сборе, нас посадили в самолет. До Нью-Йорка лететь десять часов, так что о многом можно подумать. Честно говоря, было страшно, ведь едешь в чужую страну, а рядом нет ни родителей, ни друзей.

Но все смятения как рукой сняло, когда замерцали огни главного американского города. В Нью-Йорке два дня мы просидели в аудиториях Колумбийского университета, где нам рассказывали о нашем дальнейшем пребывании в новой стране. Кроме нас, русских студентов, на заработки в богатую Америку приехали студенты из Польши, Ирландии, Австралии, Шотландии.

Вскоре все разъехались кто куда. Я обосновалась в Сан-Франциско - городе, который американцы по праву считают культурным центром страны. С фирмой, которая занимается организацией банкетов и праздников, я договорилась обо всем по Интернету еще в России. От 7 до 11 долларов в час, плюс «чаевые» и восемь часов работы - таковы были условия моего работодателя. Я согласилась, но, приехав в Сан-Франциско, нашла место получше. Работать приходилось в основном в одном из парков отдыха, где летом всегда полно народу. Многие клиенты, не знаю, по каким таким признакам, угадывали во мне русскую, подходили с расспросами. Американцы знают о нас многое: о Чечне и о том, как наш рубль привязан к их доллару. Знают о Курниковой и на полном серьезе считают ее первой русской красавицей. В то время, как со дна Баренцева моря наши и норвежские водолазы доставали затонувший «Курск», подробности этого печатались на первых полосах американских газет. «Глупо, что русские не приняли западной помощи, когда случилась трагедия», - сказал мне один пожилой американец. А еще пару раз спрашивали: «У вас там коммунисты до сих пор есть?» Не знаю, кого как, а меня всякий раз задевали такие суждения о России. Обычное дело: мы позволяем себе ругать свою родину, но не хотим, чтобы о ней говорили свысока другие.

Сначала я жила в общежитии. Условия приличные, только немного тесновато (шесть человек в комнате). Позже мы с москвичкой Олесей, тоже официанткой, сняли квартиру, одну на двоих, рядом с парком. По американским меркам, квартира с бассейном и джакузи за 600 долларов в месяц - это недорого. Обычно вечером, после рабочего дня, к нам заглядывали гости - русская молодежь, подрабатывающая, как и мы, в Сан-Франциско по рекомендации других российских фирм. Наших парней охотно берут работать на станции техобслуживания, в гольф-клубы, девушек - все больше официантами. Нам с Олесей удавалось иной раз заработать в день долларов 60-70, большая часть из которых - «чаевые». Большинство ребят - будущие программисты. Многие из них, приезжая сюда, надеются найти место по специальности. Но это им, как правило, не удается - американцы трезво смотрят на жизнь. За затраченные на работника время и силы им нужна отдача, поэтому они предпочитают вкладывать в своих, а не в иностранцев.

Работу официанта в Америке можно найти всегда. Ресторанов, кафе, баров там великое множество. Широко распространены заведения, где у клиентов есть что-то общее. Например, есть бары только для чернокожих или футбольных фанатов, или поклонников латиноамериканских танцев. Но нигде не увидишь подростка с бутылкой пива - по американским законам употреблять спиртное можно, если тебе стукнул 21. Любопытно, что тамошняя молодежь не рвется поскорей отведать зелья - здесь есть более привлекательные другие развлечения.

И все-таки тянет домой - туда, где ты вырос, где твой дом, где живут твои родные. Накануне отъезда нашей группы в Россию произошла эта страшная трагедия со взрывами самолетов. Американцы переживали это как большое горе. Люди были прикованы к телевизорам и радио, старались не пропустить ни одной новости. А как радовались, когда из-под завалов Всемирного торгового центра вытаскивали хоть одного живого! Провожая нас в аэропорту, американцы крепко жали нам руки - для них мы были из страны, которая первой вышла на борьбу с мировым терроризмом.

У голландских роз острые шипы...

 Новосибирцы Николай и Светлана Шершневы «отпахали» минувшим летом в голландском городе Амстердаме четыре месяца. Там живет их родня - она-то и устроила наших соотечественников в одну из теплиц, где выращивают розы. Удалось это сделать чудом: законопослушные голландцы берут иностранцев без документов на работу «по-черному» с большой опаской, так как это большой риск. За каждого нелегала можно запросто схлопотать штраф до 30 тысяч голландских гульденов.

Строгий босс сразу предупредил: «Никаких гарантий, в любой момент вы можете расстаться с работой».

Вместе с другими рабочими, большинство из которых такие же нелегалы, Шершневы стояли за конвейером, сортировали розы и бросали в мусор брак - уже распустившиеся или цветы с кривыми стеблями.

- Поначалу мы чувствовали себя явно не в своей тарелке, - вспоминает Николай, - чтобы не ударить в грязь лицом, в свой первый день я торопился так, что исколол себе шипами все пальцы. Назавтра они сильно опухли, и любое движение вызывало острый приступ боли. Месяц мы с женой заматывали пальцы лейкопластырем. Коллеги подтрунивали - их привычные руки от колючек так не страдали.

А у Светланы, глядя на выброшенные «некондиционные» цветы, обливалось кровью сердце - столько добра пропадало даром. В среднем обрабатывалось и отправлялось на аукцион до полумиллиона роз в неделю, алых, белых и красно-желтых. Большая часть их «уезжает» и продается потом в разных странах, в том числе и в России. Почти столько же цветов оказывалось непригодными. В конце концов Светлана с Николаем стали таскать бракованные розы на квартиру к родне, на всякий случай согласовав это с боссом. Посуды катастрофически не хватало, пришлось бегать в магазин, покупать вазы больших размеров. Люди, работающие в теплице подолгу, провожали Шершневых удивленными взглядами - у них цветы такого умиления не вызывали.

В голландских цветочных теплицах все компьютеризировано. Когда воздух там нагревается до определенной температуры, компьютер отключает отопление. Если не хватает света, то зажигаются мощные лампы. Специальные датчики посылают сигнал, когда цветам требуется вода или удобрение.

Работу Шершневых на конвейере тоже контролировал компьютер - каждую минуту он беспристрастно выдавал КПД коллектива сортировщиков в пять человек. По наблюдениям Николая, появление новичка снижает этот коэффициент - его пальцы слишком нежны для быстрой работы. Впрочем, вскрикивали от боли и ругались даже самые опытные. «Shit!» - вопил голландец, а эстонец матерился по-нашему.

- Когда работаешь, можно ни о чем не думать, просто тупо вставляешь цветы в лапки-держатели и все. Но от мыслей о доме никуда не деться, - призналась Светлана.

Там, дома, в Новосибирске, с мамой Светланы оставался их двухгодовалый сынишка. Из заработанных вдвоем четырех с лишним тысяч гульденов в месяц они отсылали в Россию тысячу - этого вполне хватало на полноценное питание и содержание родных.

Чуть больше ста гульденов - таков был их дневной заработок. Это примерно 40 долларов. В России такие деньги кандидату наук Николаю можно было заработать за двадцать дней вузовских занятий со студентами. На эти деньги в Голландии можно купить 40 кг яблок или 15 пачек отличных сигарет, или две пары недорогой кожаной обуви. 100 гульденов - это 100 минут разговора с Россией, 35 литров бензина и полпутевки в Париж с двумя ночевками в трехзвездочном отеле.

Но оставаться в Голландии Шершневы не думали:

- Россия хоть плохонькая, да своя, а там все чужое.

Да и чтобы получить в Голландии статус беженца, надо иметь очень исковерканную судьбу, выдержать кучу проверок и долго, иногда целыми годами, ждать решения своей участи. По мнению знакомых Светы и Николая, 99 процентов историй, которые рассказывают претенденты на гражданство, - абсолютный блеф. Если раньше нелегалы из России «косили» под гомосексуалистов и жертв антисемитизма, то теперь все больше фигурируют бандитские разборки, мафия. Но доверчивые голландцы почему-то им верят. Правда, все реже и реже. Тем не менее жить в Голландии нелегально люди умудряются едва ли не десятилетиями. Главное - «не засветиться». Голландия - это вам не Россия. Просто проверить у вас документы на улице полицейский не имеет права.

...Босс спросил Шершневых на прощание: «Приедете на следующий год?» Они хотели ему ответить, что, пока они кололи руки голландскими розами, уровень жизни в России вырос настолько, что необходимость в этом отпала. Хотели, да промолчали...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: