Новосибирск 2.1 °C

Автокоррида на трассе

26.12.2001 00:00:00

Наш корреспондент стал свидетелем
«разборки» двух водителей «маршруток»,
при которой чудом не пострадали пассажиры

В «маршрутку», идущую по академгородскому маршруту, садиться не безопасно? Фото Сергея ПЕРМИНА

 Еще бы чуть-чуть - и вести бы мне этот репортажик в лучшем случае с больничной койки. А начиналось все довольно мирно, как в той самой присказке о чертях в тихом омуте.

Ничем не примечательный промозглый четверг 20 декабря. Любимая и осточертевшая за тридцать лет путешествий трасса Академгородок - город. Остановка «Цветной проезд». Сажусь, как десятки раз до этого, на сиденье рядом с водителем в «Газель» 15-го маршрута с номером к601ан из ПАТП-5. Впереди нас - точно такая же белая частная «Газель» номер е578ае маршрута 1235. Трасса, в общем, одна и та же, но нам ехать подальше - до вокзала Новосибирск-Главный, им - поближе, до метро «Речной вокзал». Пассажиров хватает на всех - по крайней мере, доукомплектоваться на промежуточных остановках нет проблемы.

Стартуем почти одновременно: у «частника» в салоне семь пассажиров, у нас - шесть. Привычно отмечаю время - 15.30. Ей-Богу, в тот момент и не думалось, что последующие десять минут спрессуются в полжизни.

Подъем по улице Жемчужной. Частник стартовал тяжело - то ли не умеет ездить, то ли просто не торопится. Наш муниципал нажимает на газ и без труда его обходит - абсолютно чисто и полностью в пределах правил дорожного движения. Останавливаемся уже на Морском проспекте на остановке «Поликлиника», и вдруг...

Та самая белая «Газель» лихо объезжает нас, и водитель ставит ее перпендикулярно к тротуару, блокируя нам полностью дорогу. Одно дело - видеть подобное в западных боевиках, другое - что называется, в натуре.

Делать нечего - наш «шеф» открывает дверку и идет выяснять, в чем дело. В ответ из «частника» вылазит приличных размеров водитель - не юноша, прикидываю, лет этак 45 на вид - и, как в том самом дурном боевике, размахивается, пытаясь вмазать оппоненту по физиономии. Впрочем, муниципальный «боксер поневоле» легко уворачивается от удара - и тем не менее весовые категории явно неравны.

М-да, нравы. Мордобой средь бела дня на остановке - шибко дикий Запад даже для Западной Сибири. На минуту представляю себе, что станет на российских дорогах, если каждый рядовой, в общем-то, обгон будет заканчиваться кулачным боем.

Повыясняв отношения, «шефы» наконец-то расходятся по машинам. «Пятьсот семьдесят восьмой» явно не удовлетворен - похоже, он не рассчитывал на боевую ничью. Расклад прежний, как на старте - он едет впереди, мы - сзади.

Перегон до следующей остановки на Морском проспекте длинный - без малого километр. Белая «Газель» перед нами плетется километров под двадцать в час, как бы выжидая. Улучив просвет во встречном движении, наш водитель включает «поворотку» и в полном соответствии с правилами дорожного движения начинает обгон.

Вот корпуса «маршруток» поравнялись. Дальнейшие мгновения впечатались в память намертво. «Частник» резко прибавляет ход, выравнивая скорость, и одновременно перекладывает руль влево, целя нам в бок: так в кино сбрасывают машины с дороги, прижимая их к обочине. Слева у нашей «Газели» газон и бетонный столб уличного освещения, перед нами - идущая прямо в лоб иномарка. Вправо, на спасительную родную полосу, дороги нет - тот самый 578-й держится сбоку практически вплотную.

Краем глаза вижу, как белеет от страха сидящая между мной и водителем женщина. Крика нет - все происходит мгновенно. Наш рулевой бьет по тормозам - «белый» проскакивает-таки вперед! - и успевает буквально в последний момент вильнуть вправо, уходя от лобового удара.

Впрочем, попадаем из огня в полымя: снова оказываемся на хвосте у той же «Газели» N 578 почти к ней в упор. Игры со смертью продолжаются - теперь уже «частник» прямо перед нашим носом резко давит на тормоз. «Коробочка» - старый и подлый водительский прием. Расчет прост, особенно на декабрьском гололеде - или мы врезаемся в зад его микроавтобуса (лично ему спереди ничего не грозит, но о том, что при этом произойдет с пассажирами на задних сиденьях его «маршрутки», можно легко догадаться), или при нашем ответном торможении кто-то едущий за нами протаранит нашу «Газель», или то и другое вместе. При этом, с точки зрения гаишников, исполнитель «коробочки» как раз ничем не рискует: по традиции виноватым в этом случае всегда признается тот, кто был «на хвосте», - дескать, не выдержал безопасную дистанцию.

Мысли переключаются быстро, как коробка передач, - говорят, в такие минуты вспоминаешь многое. Соседка инстинктивно вжимается в сиденье. Но снова я готов аплодировать нашему «шефу» из ПАТП-5. Тот реагирует мгновенно и единственным верным образом: притормаживает и тут же принимает влево, на чужую полосу. Риск, конечно, есть, и немалый - но, на наше счастье, та иномарка уже проехала и больше нет никого встречного. Расходимся с левым задним фонарем 578-го буквально в сантиметрах, чудом избежав заноса. И тут же резко разгоняемся вперед и отчаянным рывком обходим-таки противника, оказываясь в безопасной зоне. На остановке «Морской проспект» финишируем первыми и живыми. Секунды спустя 578-й пролетает мимо, не рискуя остановиться, - пожалуй, его правильное действие во избежание теперь уже святого и коллективного ответного мордобоя.

Что ж, едем потихоньку дальше, успокаиваем нервы. Кто за валидол, если есть в кармане, а ваш покорный слуга - за блокнотик, дабы записать впечатления и раздать всем сестрам, как говорится, по серьгам.

Первый звонок - в ПАТП-5. И вот уже директор Валерий Ильенко диктует имя того, кому пассажиры обеих машин обязаны здоровьем, а то и жизнью: занос с опрокидыванием на гололеде в описанных мной обстоятельствах - явление, в это время года нередкое. Знакомьтесь: Гнел Автоян, водитель 15-го маршрута - и, прямо скажу, отличный водитель.

Ну, а теперь осталось добраться до нашего несостоявшегося киллера. Вопреки расхожему мнению, определить конкретного «частника», если не водителя, то владельца машины, на самом деле несложно. Есть как минимум две организации, обладающие полной базой данных по Новосибирску, - Российская транспортная инспекция и МУП «ЦУГАЭТ», заключающее договоры на работу на маршруте. И с той, и с другой отношения у газеты самые деловые и добросердечные.

Пять минут работы на телефоне - и получаю информацию, от которой впору разве что сесть и ахнуть. Оказывается, та самая таранившая нас и боком, и задом 578-я «Газель» принадлежит отнюдь не частнику-одиночке, а вполне респектабельной независимой фирме ЗАО «Лумиан». Ребята из «Лумиана» работают на многих маршрутах, работают неплохо. Что ж, набираю номер. И чувствую, что для моего телефонного собеседника - представителя «Лумиана» Юрия Самойлова - все рассказанное становится настоящим шоком.

Юрий Самойлов: «Дикость какая-то. Я сам сорок лет на транспорте - представляю, что это такое. Единственное, чего не хотелось бы, - чтобы по одному этому водителю судили о всей нашей фирме: честное слово, это тот самый случай, когда и в хорошей семье не без урода. По тому, что вы рассказали, сегодня же возьмем объяснительную, и гарантирую, что меры будут приняты строжайшие. Такие пятна на нашем добром имени нам не нужны».

Верю Юрию Сергеевичу - и ждем официальной реакции ЗАО «Лумиан». Тем не менее наказать виноватого - еще не значит решить проблему, и дело тут не в одном «Лумиане». Беда в том, что эта действительно дикая история должна была произойти - и произошла - именно на маршруте N 15 или его коммерческих аналогах 1075 и 1235 «Академгородок - город», бьющих сегодня все рекорды по водительскому беспределу.

Ежедневная картинка на том же «Цветном проезде» - до двух десятков «Газелей» «загорают» на конечной остановке как бы в очереди, в то время как пассажиры маются по промежуточным точкам: не на чем уехать. Более того, места в наших изуродованных переделками «Газелях» неравноценны - мне, например, не нравится ехать спиной вперед или боком за свою десятку с хвостиком, да и не только мне. Но на «пятнашке» не клиент определяет, в какой машине ему ехать, а сами водители распихивают клиентов по машинам - иначе говоря, хвост вертит собакой. Не дай Бог откажешься от принудительного сервиса - минимум одарят таким взглядом, что мало не покажется.

Но еще более не дай Бог, если какой-то водитель стартует с конечной порожняком, в реальной надежде набрать пассажиров по дороге: с гарантией догонят и почти с гарантией могут избить. Дважды за последние пару месяцев мне доводилось видеть здесь натуральный абордаж, когда чем-то проштрафившегося догоняли, блокировали и нагло требовали высадить пассажиров, уже уплативших за проезд. Да и в нашем случае, похоже, вся суть конфликта в том, что наша «Газель» не вовремя вырвалась вперед. Иначе говоря, жизнь и здоровье нас, пассажиров, в тот день, 20 декабря, были оценены тем самым «частником» N 578 в 150 рублей или, чтобы было нагляднее, в 5 долларов - именно столько собирает водитель с заполненной «Газели» за один рейс на этом маршруте.

Выход, на мой взгляд, один: провести конкурс и передать направление «Академгородок - город» в единые руки - без разницы, муниципальные или частные. Я не настолько наивен, чтобы предполагать, что это на самом деле произойдет в обозримом будущем, - слишком «хлебная» линия и слишком много интересов здесь завязано. Но поверьте, рано или поздно это придется сделать - по крайней мере, после того, как, опять же не дай Бог, кто-то гробанется на этой трассе вместе с пассажирами по-настоящему после очередной такой же «подрезки». В этом плане можно считать, что 20 декабря прозвенел первый звонок. Будем ждать, пока он сменится сиреной «Скорой помощи»?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: