Новосибирск 7.7 °C

Зритель расслабился и получил удовольствие

26.12.2001 00:00:00

 В рамках программы «OFF» IV Рождественского феcтиваля искусств на малой сцене «Глобуса» сыграна опера-буфф Гаэтано Доницетти «Рита, или Пиратский треугольник». Проект интересен уже тем, что это едва ли не первый в России опыт оперной антрепризы.

После спектакля наш корреспондент встретился с Алексеем Людмилиным, музыкальным руководителем проекта и дирижером, и Анатолием Ахреевым, автором идеи, продюсером и режиссером.

«Рита»

На сцене - «Рита»

 Почему для антрепризного спектакля выбран «камерный» Доницетти, вполне понятно. В «Рите» - минимум действующих лиц (три солиста), нет хора... К тому же:

- Доницетти демократичен, - говорит Людмилин. - И хочу вам сказать, публика не дура, и если люди не ходят в театр - это не случайно, конечно, бывает и такое, но в основном... Если опера второй свежести, это ужасно.

Для новосибирской публики камерная опера далеко не «вторая свежесть»:

- Камерные оперы вообще ставятся очень мало, - говорит дирижер, - и публике они известны мало. Камерные театры существуют только в Москве и Петербурге, а обычные предпочитают большую форму.

Что касается самого спектакля, то то, что в нашем варианте названо «Рита, или Пиратский треугольник», в первоисточнике звучало как «Рита, или Побитый муж», а в премьере парижской «Опера комик» - «Двое мужчин и одна женщина». Уже по названию понятно, о чем, собственно, речь. Простой и непритязательный сюжет закручен вокруг любовного треугольника - комические ситуации, остроумие, жизнерадостность, лиризм... Плюс замечательная музыка, легко запоминающиеся мелодии, эффектные арии, яркая театральность... Для актеров «Рита» - прекрасная возможность не только попеть, но и поиграть. Беппо (Алексей Долгов, студент Новосибирской консерватории) убедительно забит, покорен и подкаблучен. Гаспар (Александр Лебедев, заслуженный артист России, НГАТОиб), напротив, напорист и брутален. Красавица Рита (Ольга Иванова, солистка Новосибирской филармонии), вынужденная лавировать меж двух огней - мужем нынешним и мужем «минувшим», неожиданно воскресшим, проявляет чудеса женской изобретательности, попадая при том в ситуации самые комические.

Спектакль, который увидели зрители в рамках Рождественского фестиваля, - четвертый по счету. И, по мнению Людмилина, из всех самый неудачный. Требовательный же Ахреев был настолько недоволен, что под занавес к зрителю и вовсе не вышел. Как бы то ни было, но столичным критикам, приехавшим на фестиваль, которых в зале было предостаточно, придется оценивать и рецензировать именно этот вариант.

Причину того, что спектакль прошел не в своем лучшем варианте, создатели антрепризы видят отчасти и в акустической неприспособленности зала:

- Зал рассчитан на камерную драматическую постановку, музыкальная форма здесь глохнет и тонет... Нужен пространственный объем для резонирования, которого в этом зале нет.

С залами у оперной антрепризы проблема. Своей крыши пока нет и вряд ли в ближайшем будущем появится. Помещение приходится арендовать. Идеальными площадками видятся Театр кукол и репетиционная сцена оперного, где есть и оркестровая яма, и зал на 150 зрительских мест. Однако Театр кукол в крыше отказал, что же касается оперного, то:

- Даже не мечтай об этом, - урезонивает «собрата по антрепризе» Анатолий Людмилин, который до сих пор о своем уходе из оперного выражается не иначе как «когда меня выгнали из театра».

Людмилин без политесов

 На сегодняшний день Алексей Людмилин работает в Уфе художественным руководителем и главным дирижером Башкирской оперы, только что поставил «Травиату», которая идет с большим успехом. В Новосибирске бывает наездами. Перестав быть главным дирижером Новосибирского оперного, то есть сойдя с орбиты местных театральных страстей, амбиций и боязни испортить отношения, он освободился и от множества «табу» и о многих вещах говорит весьма откровенно.

- Для творческого человека Новосибирск - город очень сложный и тяжелый. В культуре здесь много людей безграмотных, которые, к сожалению, правят бал.

Со сменой руководства и приходом в Новосибирскую оперу нового директора никаких особых перемен он пока не заметил.

Что касается репертуарной политики, то:

- Руководитель театра такого уровня, как наш, должен смотреть вперед, и именно с этой точки зрения и должен ставить спектакли, рассчитывая на что-то, на какую-то перспективу. Сейчас же спектакли ставятся просто так, захотелось одному, захотелось другому - и поставили...

По мнению Людмилина, не хватает творческого мышления на перспективу и второму музыкальному театру:

- Мы предлагали сделать в музкомедии очень интересный проект, но... Город предпочитает тратить бесконечные бешеные деньги на приглашение постановочных групп из двух столиц, точнее, из одной, из Петербурга, оплачивая одну и ту же постановочную бригаду. Леонид Кипнис даже не скрывает и озвучил это в одной из телевизионных программ, что эти спектакли - изделия первого сорта, и есть спектакли для публики попроще, которые ставит Элеонора Титкова и все...

Антреприза

 - На оперную антрепризу никто не решается прежде всего потому, что это очень дорого, - говорит Анатолий Ахреев, - опера вообще жанр затратный, в нашем спектакле только оркестра 18 человек...

Спонсором постановки выступила корпорация «Сибирское здоровье». Теперь задача - сделать спектакль окупаемым. Чтобы просто рассчитаться с артистами и цехами и заплатить за аренду помещения, по словам продюсера, билет должен стоить порядка 100 рублей (мы не говорим о развитии проекта - расширение репертуара, привлечение новых имен и прочее, что тоже необходимо). Готовы ли к этому новосибирцы? За столичную (правда, драматическую) антрепризу или эстрадных звезд они выкладывают суммы значительно большие. Но то столица, и ситуацию «нет пророка в своем отечестве» переломить крайне сложно. К тому же не стоит забывать, что опера вообще жанр элитарный, стадиона зрителей на спектакль никак не соберешь, да и зритель у оперного искусства - не самый богатый, в основном малоимущая интеллигенция. Если вначале у создателей оперной антрепризы и были иллюзии на предмет полной самоокупаемости, то теперь, реально проанализировав ситуацию, они сошлись на том, что рассчитывать на это не приходится:

- Без государственной поддержки, без поддержки Министерства культуры мы ничего не сделаем...

Проблем, как обычно, оказалось больше, чем предполагалось, - и Алексей Людмилин бывает в городе редко, и Игорь Кутянский, художник спектакля, из Новосибирска уехал:

- В городе больше нет художника, которому лично я бы хотел заказать оформление, - резюмирует Ахромеев.

Но интерес к оперной антрепризе, и большой, в городе определенно есть. На спектакле были замечены, например, директора двух домов культуры, которые имеют вполне приличные залы и готовы взять «Риту», и представитель «Сибирского соглашения». По словам продюсера, прорабатываются варианты сделать в перспективе оперную антрепризу выездной...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: