Новосибирск 2.7 °C

Три четверти пассажиров перевозит муниципальный транспорт

06.12.2001 00:00:00

Фото Александра СОЛОВЬЕВА

 В комиссии горсовета по проблемам городского хозяйства, градостроительства и земельных отношений уже неоднократно рассматривался вопрос о состоянии дел на муниципальном транспорте.

Начиная с сентября депутаты знакомились со всем блоком транспортных проблем, рассматривали планы транспортников в контексте формирования плана социально-экономического развития города. Дважды депутаты анализировали комплексную схему развития новосибирского транспорта на период до 2015 года - она одобрена профильной комиссией и будет представлена на утверждение сессии горсовета. Все это позволило депутатам не только видеть верхушку «айсберга», но и понять глубину проблем, стоящих перед городским муниципальным транспортом.

Недавно в комиссии по городскому хозяйству вновь был поднят вопрос о транспорте: речь шла о предложениях по повышению конкурентоспособности муниципального наземного транспорта на рынке пассажирских перевозок.

По словам начальника управления пассажирских перевозок Валерия Новоселова, парк муниципального транспорта насчитывает около 1,5 тысячи машин. Больше половины из них - автобусы, треть которых изношена полностью. Истек срок амортизации и у большинства троллейбусов. Такую технику приходится списывать и взамен приобретать новую: только за первое полугодие куплено восемнадцать машин. Самыми жизнестойкими оказались трамваи - среди них всего 2% изношенных машин.

На предприятиях делают все возможное и невозможное, чтобы продлить жизнь машинам: кроме различных видов текущего ремонта, делают и капитальный. Это позволило перевыполнить план первого полугодия по пассажирским перевозкам и превзойти показатели прошлого года. Три четверти из всех ожидающих на остановках общественного транспорта уезжают на муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях. Эти машины, может быть, ходят не так часто, как хотелось бы, но зато берут всех желающих. А в маршрутку, даже по технологии «сельди в бочке», больше пятнадцати не войдет.

Однако чем больше муниципальный транспорт перевозит пассажиров, тем больше его убытки: 60% пассажиров - льготники. А поскольку механизм предоставления компенсаций за льготников законодательством не отработан, то транспортники могут рассчитывать только на помощь муниципалитета, возможности которого ограничены. И на свою собственную предприимчивость.

Так, в нашем городе появились хозрасчетные «пазики», стали объединяться предприятия. Например, объединение ПАТП-5 и 6 позволило заполнить пустующие автостоянки, получать неплохую арендную плату. Создание здесь же сервисного центра также приносит дополнительные средства. А это - и покупка новых машин, и повышение зарплаты.

Кадровая проблема в автотранспортных предприятиях стоит не менее остро, чем старение парка машин. Увольняются водители, кондукторы, руководители, простые служащие: по сравнению с I полугодием 2000 года численность работающих сократилась на 1300 человек. Люди уходят в основном из-за низкой, с их точки зрения, зарплаты - 3 тысячи рублей. Уходят на промышленные предприятия, где им обещают 5 тысяч и более, и к конкурентам - на немуниципальные маршрутки.

И в этом-то вопросе - регулировании взаимоотношений с немуниципалами - руководство УПП и просило содействия депутатского корпуса. Дело ведь не только в том, что частные перевозчики уводят квалифицированных водителей, они «увозят» и денежных пассажиров. Никакое антимонопольное управление, сколь строгим бы оно ни было, не заставит частника возить пассажиров за бесплатно, даже если есть Федеральный закон «О ветеранах». Вот и процветает частник, поскольку все его пассажиры платят по твердому тарифу. И этот тариф не «муниципальные» три рубля - его размер вполне обеспечивает покупку в достаточном объеме и ГСМ, и запчастей, своевременную выплату зарплаты. При этом именно наличие «муниципалов», как считают специалисты, сдерживает рост тарифов на услуги частного извоза.

Но регулировать взаимоотношения все же надо. Об этом свидетельствует не только желание руководства УПП более жестко регламентировать деятельность частников на муниципальной транспортной сети, но и заявления самих представителей коммерческого транспорта. Например, чего стоит требование равенства прав перевозчиков независимо от формы собственности. Но понимается оно исключительно «по-рыночному»: перевозить бесплатно льготников согласны, но только если будет гарантия компенсации. Федеральный же бюджет никаких гарантий не дает.

Каждое депутатское заседание лишь добавляет вопросы, которые требуется анализировать, обдумывать, просчитывать. Это касается и предложенного руководством УПП Положения, регламентирующего деятельность немуниципального и муниципального транспорта. С ним еще предстоит работать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: